Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР
Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР
Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР, отраженные в статье Н.В. Бабкиной, остаются актуальными к рассмотрению и сейчас.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР»
«Традиции отечественной
научной школы дефектологии
в современных подходах
к образованию детей с ЗПР»
По материалам статьи Н.В. Бабкиной,
Институт коррекционной
педагогики РАО, Москва
автор презентации
учитель биологии
Соболева Э.А.
Для реформирования системы образования детей с ОВЗ, необходимо вспомнить основополагающие позиции отечественной научной школы
коррекционной педагогики и специальной психологии, базирующиеся на идеях теории Л.С. Выготского, и рассмотреть их применительно к детям с задержкой психического развития.
Новые приоритеты в целях образования детей с ОВЗ – «введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства»– зафиксированы в Концепции специального федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС для обучающихся с ОВЗ)
Л.С. Выготский утверждал, что дети с любыми нарушениями развития
испытывают трудности взаимодействия с окружающим миром, прежде
всего – с окружающими людьми.
Именно поэтому деятельность, направленная на формирование у детей с ЗПР жизненных компетенций, должна осуществлятьсяне только на специальных коррекционных занятиях, но включаться в содержание образования и пронизывать весь учебно - воспитательный процесс, всю урочную и внеурочную деятельность.
Говоря словами Л.С. Выготского, «особый» ребенок нуждается вобучении, которое ведет
за собой развитие,при этом «…центральная задача заключается в том, чтобы объяснить наблюдаемые в развитии ребенка явления, предсказать дальнейший ход развития, указать, какого рода мероприятия практического
характера должны быть применены по отношению к ребенку».
1 сентября 2016 г ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗпредусматривает для школьников с ЗПР два варианта стандарта.
Первый вариант(инклюзивное образование) адресован детям с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, то есть ученикам с легкой задержкой психического развития (предусматривается использование специальных методов, приемов и средств обучения).
Второй вариант стандарта адресован учащимся с умеренной задержкой психического развития сниженной умственной работоспособностью, негрубыми поведенческими расстройствами, нередко затрудняющими
усвоение школьных норм и адаптацию к школе в целом.
Развитие этих детей отстает от возрастной нормы, но есть перспектива сближения с ней в специальных условиях обучения. Оптимальный вариант обучения для них – это общеобразовательные коррекционные школы и классы VII вида.
Третья группа - дети с выраженной задержкой психического развития, которая характеризуется уровнем интеллектуального развития, приближающимся к легкой умственной отсталости и имеющими отчетливые признаки церебрально-органической недостаточности, включая и детей с так называемой пограничной интеллектуальной недостаточностью (ПИН), условно занимающей промежуточное положение между выраженной ЗПР и легкой умственной отсталостью .
После некоторого периода обучения по 2-му варианту стандарта какой- то части этих школьников придется рекомендовать перевод на ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
Другой части детей, обладающей более высоким потенциалом развития, может быть рекомендовано продолжение начатого обучения по 2 варианту стандарта для обучающихся с ЗПР с использованием, при необходимости, индивидуального учебного
плана.
Это соответствует и традициям отечественной научной школы дефектологии: при выборе образовательного маршрута в спорных ситуациях специалистам следует ориентироваться на потенциальные возможности ребенка, изначально предлагая ему более сложную образовательную среду.
В работе Л.С. Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» сформулированы идеи,ставшие методологической основой психологическойдиагностики.
Ребенок с ЗПР, «рассматривается не как носитель разрозненных симптомов нарушенного психического развития, а как целостная личность, испытывающая проблемы социально- психической адаптации, связанные с причинами как первично-органического, так и вторичного – социально- психологического – уровня».
Трехуровневая модель функционального диагноза, включающая нозологический, социально- психологический и индивидуально- психологиче-ский уровни, может быть использована в качестве основы для построения психолого- педагогического сопровождения ребенка с ЗПР.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) осуществляетнозологическую квалификациюсостояния ребенка (первый уровеньфункционального диагноза), на основе которой рекомендуется вид адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).
Однако при одном и том же клиническом диагнозе к началу школьного обучения в силу различных причин дети с ЗПР могут демонстрировать разныйуровень психосоциального развития и адаптированности(этовторой уровеньдиагноза – социально- психологический). Данная характеристика, в совокупности с общей
оценкой выраженности и особенностей нарушений познавательной деятельности ребенка, ложится в основу выбора варианта образовательного стандарта и фиксируется в заключении ПМПК.
Третий уровеньфункционального диагноза —индивидуально- психологическийотражает индивидуальные проблемы и дисфункции ребенка и является в большей степени прерогативой специалистов психолого-педагогического консилиума образовательной организации.
На основе всей совокупности характеристик, составляющих содержание и определяющих структуру функционального диагноза, формируетсяПрограмма индивидуального сопровождения обучающегося с ЗПР.
Следует отметить, что во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ впервые в качестве обязательного направления коррекционной работы включено формирование у детей с ЗПР произвольной регуляции деятельности и поведения.
Произвольность, согласно Л.С. Выготскому, – это способность к овладению собой (своей внешней и внутренней деятельностью).
Следует отметить, что природа трудностей саморегуляции у детей с ЗПР носит многофакторный характер,первопричинойже в подавляющем большинстве случаев являетсяцеребрально-органическая недостаточность,проявляющаяся в данном случае как в общей функциональной незрелости ЦНС, так и в несовершенстве регуляторных механизмов деятельности головного мозга.
Вторичные нарушенияпроявляются в достаточно типичных особенностях эмоционально- волевой и социально-поведенческой сфер личности ребенка, которые могут усугубляться недостатками воспитания на предшествующих этапах развития и отсутствием своевременной и адекватной коррекционной помощи.
По этому вопросу еще в 1924 г Л.С. Выготский
говорил о том, что исправление недостатков должно растворяться во всем процессе обучения и воспитания, осуществляться в ходе игровой, учебной и трудовой деятельности, а не превращаться в «египетскую работу» для детей, бессмысленную, тягостную, искусственно- аптекарскую, бесплодную.
И сейчас, по прошествии более 90 лет, этот принцип, как и другие основополагающие принципы отечественной научной школы дефектологии, должны являться методологической основой совершенствования практики образования детей с ЗПР.