kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиции отечественной научной школы  дефектологии в современных подходах   к образованию детей с ЗПР, отраженные в статье Н.В. Бабкиной, остаются актуальными к рассмотрению и сейчас.

Просмотр содержимого документа
«Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР»

«Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах  к образованию детей с ЗПР»  По материалам статьи Н.В. Бабкиной, Институт коррекционной педагогики РАО, Москва      автор презентации учитель биологии Соболева Э.А.

«Традиции отечественной

научной школы дефектологии

в современных подходах

к образованию детей с ЗПР»

По материалам статьи Н.В. Бабкиной,

Институт коррекционной

педагогики РАО, Москва

автор презентации

учитель биологии

Соболева Э.А.

Для реформирования системы образования детей с ОВЗ, необходимо вспомнить основополагающие позиции отечественной научной школы  коррекционной педагогики и специальной психологии, базирующиеся на идеях теории Л.С. Выготского, и рассмотреть их применительно к детям с задержкой психического развития.

Для реформирования системы образования детей с ОВЗ, необходимо вспомнить основополагающие позиции отечественной научной школы

коррекционной педагогики и специальной психологии, базирующиеся на идеях теории Л.С. Выготского, и рассмотреть их применительно к детям с задержкой психического развития.

Новые приоритеты в целях образования детей с ОВЗ – «введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства» – зафиксированы в Концепции специального федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС для обучающихся с ОВЗ)

Новые приоритеты в целях образования детей с ОВЗ – «введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства» – зафиксированы в Концепции специального федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС для обучающихся с ОВЗ)

Л.С. Выготский утверждал, что дети с любыми нарушениями развития  испытывают трудности взаимодействия с окружающим миром, прежде  всего – с окружающими людьми.

Л.С. Выготский утверждал, что дети с любыми нарушениями развития

испытывают трудности взаимодействия с окружающим миром, прежде

всего – с окружающими людьми.

Именно поэтому деятельность, направленная на формирование у детей с ЗПР жизненных компетенций, должна осуществляться не только на специальных коррекционных занятиях, но включаться в содержание образования и пронизывать весь учебно - воспитательный процесс, всю урочную и внеурочную деятельность.

Именно поэтому деятельность, направленная на формирование у детей с ЗПР жизненных компетенций, должна осуществляться не только на специальных коррекционных занятиях, но включаться в содержание образования и пронизывать весь учебно - воспитательный процесс, всю урочную и внеурочную деятельность.

Говоря словами Л.С. Выготского, «особый» ребенок нуждается в обучении, которое ведет  за собой развитие, при этом «…центральная задача заключается в том, чтобы объяснить наблюдаемые в развитии ребенка явления, предсказать дальнейший ход развития, указать, какого рода мероприятия практического  характера должны быть применены по отношению к ребенку».

Говоря словами Л.С. Выготского, «особый» ребенок нуждается в обучении, которое ведет

за собой развитие, при этом «…центральная задача заключается в том, чтобы объяснить наблюдаемые в развитии ребенка явления, предсказать дальнейший ход развития, указать, какого рода мероприятия практического

характера должны быть применены по отношению к ребенку».

1 сентября 2016 г ФГОС НОО обучающихся с  ОВЗ предусматривает для школьников с ЗПР два варианта стандарта.  Первый вариант (инклюзивное образование) адресован детям с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, то есть ученикам с легкой задержкой психического развития ( предусматривается использование специальных методов, приемов и средств обучения).

1 сентября 2016 г ФГОС НОО обучающихся с

ОВЗ предусматривает для школьников с ЗПР два варианта стандарта.

Первый вариант (инклюзивное образование) адресован детям с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, то есть ученикам с легкой задержкой психического развития ( предусматривается использование специальных методов, приемов и средств обучения).

Второй вариант стандарта адресован учащимся с умеренной задержкой психического развития сниженной умственной работоспособностью, негрубыми поведенческими расстройствами, нередко затрудняющими  усвоение школьных норм и адаптацию к школе в целом.  Развитие этих детей отстает от возрастной нормы, но есть перспектива сближения с ней в специальных условиях обучения. Оптимальный вариант обучения для них – это общеобразовательные коррекционные школы и классы VII вида.

Второй вариант стандарта адресован учащимся с умеренной задержкой психического развития сниженной умственной работоспособностью, негрубыми поведенческими расстройствами, нередко затрудняющими

усвоение школьных норм и адаптацию к школе в целом.

Развитие этих детей отстает от возрастной нормы, но есть перспектива сближения с ней в специальных условиях обучения. Оптимальный вариант обучения для них – это общеобразовательные коррекционные школы и классы VII вида.

Третья группа - дети с выраженной задержкой психического развития, которая характеризуется уровнем интеллектуального развития, приближающимся к легкой умственной отсталости и имеющими отчетливые признаки церебрально-органической недостаточности, включая и детей с так называемой пограничной интеллектуальной недостаточностью (ПИН), условно занимающей промежуточное положение между выраженной ЗПР и легкой умственной отсталостью .   После некоторого периода обучения по 2-му варианту стандарта какой- то части этих школьников придется рекомендовать перевод на ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.  Другой части детей, обладающей более высоким потенциалом развития, может быть рекомендовано продолжение начатого обучения по 2 варианту стандарта для обучающихся с ЗПР с использованием, при необходимости, индивидуального учебного  плана.

Третья группа - дети с выраженной задержкой психического развития, которая характеризуется уровнем интеллектуального развития, приближающимся к легкой умственной отсталости и имеющими отчетливые признаки церебрально-органической недостаточности, включая и детей с так называемой пограничной интеллектуальной недостаточностью (ПИН), условно занимающей промежуточное положение между выраженной ЗПР и легкой умственной отсталостью .

После некоторого периода обучения по 2-му варианту стандарта какой- то части этих школьников придется рекомендовать перевод на ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

Другой части детей, обладающей более высоким потенциалом развития, может быть рекомендовано продолжение начатого обучения по 2 варианту стандарта для обучающихся с ЗПР с использованием, при необходимости, индивидуального учебного

плана.

Это соответствует и традициям отечественной научной школы дефектологии: при выборе образовательного маршрута в спорных ситуациях специалистам следует ориентироваться на потенциальные возможности ребенка, изначально предлагая ему более сложную образовательную среду.

Это соответствует и традициям отечественной научной школы дефектологии: при выборе образовательного маршрута в спорных ситуациях специалистам следует ориентироваться на потенциальные возможности ребенка, изначально предлагая ему более сложную образовательную среду.

В работе Л.С. Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» сформулированы идеи, ставшие методологической основой психологической диагностики.  Ребенок с ЗПР, «рассматривается не как носитель разрозненных симптомов нарушенного психического развития, а как целостная личность, испытывающая проблемы социально- психической адаптации, связанные с причинами как первично-органического, так и вторичного – социально- психологического – уровня».  Трехуровневая модель функционального диагноза, включающая нозологический, социально- психологический и индивидуально- психологиче-ский уровни, может быть использована в качестве основы для построения психолого- педагогического сопровождения ребенка с ЗПР.

В работе Л.С. Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» сформулированы идеи, ставшие методологической основой психологической диагностики.

Ребенок с ЗПР, «рассматривается не как носитель разрозненных симптомов нарушенного психического развития, а как целостная личность, испытывающая проблемы социально- психической адаптации, связанные с причинами как первично-органического, так и вторичного – социально- психологического – уровня».

Трехуровневая модель функционального диагноза, включающая нозологический, социально- психологический и индивидуально- психологиче-ский уровни, может быть использована в качестве основы для построения психолого- педагогического сопровождения ребенка с ЗПР.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) осуществляет нозологическую квалификацию состояния ребенка ( первый уровень функционального диагноза), на основе которой рекомендуется вид адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).  Однако при одном и том же клиническом диагнозе к началу школьного обучения в силу различных причин дети с ЗПР могут демонстрировать разный уровень психосоциального развития и адаптированности (это второй уровень диагноза – социально- психологический). Данная характеристика, в совокупности с общей  оценкой выраженности и особенностей нарушений познавательной деятельности ребенка, ложится в основу выбора варианта образовательного стандарта и фиксируется в заключении ПМПК.  Третий уровень функционального диагноза — индивидуально- психологический отражает индивидуальные проблемы и дисфункции ребенка и является в большей степени прерогативой специалистов психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) осуществляет нозологическую квалификацию состояния ребенка ( первый уровень функционального диагноза), на основе которой рекомендуется вид адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).

Однако при одном и том же клиническом диагнозе к началу школьного обучения в силу различных причин дети с ЗПР могут демонстрировать разный уровень психосоциального развития и адаптированности (это второй уровень диагноза – социально- психологический). Данная характеристика, в совокупности с общей

оценкой выраженности и особенностей нарушений познавательной деятельности ребенка, ложится в основу выбора варианта образовательного стандарта и фиксируется в заключении ПМПК.

Третий уровень функционального диагноза — индивидуально- психологический отражает индивидуальные проблемы и дисфункции ребенка и является в большей степени прерогативой специалистов психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

На основе всей совокупности характеристик, составляющих содержание и определяющих структуру функционального диагноза, формируется Программа индивидуального сопровождения обучающегося с ЗПР.    Следует отметить, что во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ впервые в качестве обязательного направления коррекционной работы включено формирование у детей с ЗПР произвольной регуляции деятельности и поведения.  Произвольность, согласно Л.С. Выготскому, – это способность к овладению собой (своей внешней и внутренней деятельностью).

На основе всей совокупности характеристик, составляющих содержание и определяющих структуру функционального диагноза, формируется Программа индивидуального сопровождения обучающегося с ЗПР.

Следует отметить, что во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ впервые в качестве обязательного направления коррекционной работы включено формирование у детей с ЗПР произвольной регуляции деятельности и поведения.

Произвольность, согласно Л.С. Выготскому, – это способность к овладению собой (своей внешней и внутренней деятельностью).

Следует отметить, что природа трудностей саморегуляции у детей с ЗПР носит многофакторный характер, первопричиной же в подавляющем большинстве случаев является церебрально-органическая недостаточность, проявляющаяся в данном случае как в общей функциональной незрелости ЦНС, так и в несовершенстве регуляторных механизмов деятельности головного мозга.  Вторичные нарушения проявляются в достаточно типичных особенностях эмоционально- волевой и социально-поведенческой сфер личности ребенка, которые могут усугубляться недостатками воспитания на предшествующих этапах развития и отсутствием своевременной и адекватной коррекционной помощи.

Следует отметить, что природа трудностей саморегуляции у детей с ЗПР носит многофакторный характер, первопричиной же в подавляющем большинстве случаев является церебрально-органическая недостаточность, проявляющаяся в данном случае как в общей функциональной незрелости ЦНС, так и в несовершенстве регуляторных механизмов деятельности головного мозга.

Вторичные нарушения проявляются в достаточно типичных особенностях эмоционально- волевой и социально-поведенческой сфер личности ребенка, которые могут усугубляться недостатками воспитания на предшествующих этапах развития и отсутствием своевременной и адекватной коррекционной помощи.

По этому вопросу еще в 1924 г Л.С. Выготский  говорил о том, что исправление недостатков должно растворяться во всем процессе обучения и воспитания, осуществляться в ходе игровой, учебной и трудовой деятельности, а не превращаться в «египетскую работу» для детей, бессмысленную, тягостную, искусственно- аптекарскую, бесплодную.   И сейчас, по прошествии более 90 лет, этот принцип, как и другие основополагающие принципы отечественной научной школы дефектологии, должны являться методологической основой совершенствования практики образования детей с ЗПР.

По этому вопросу еще в 1924 г Л.С. Выготский

говорил о том, что исправление недостатков должно растворяться во всем процессе обучения и воспитания, осуществляться в ходе игровой, учебной и трудовой деятельности, а не превращаться в «египетскую работу» для детей, бессмысленную, тягостную, искусственно- аптекарскую, бесплодную.

И сейчас, по прошествии более 90 лет, этот принцип, как и другие основополагающие принципы отечественной научной школы дефектологии, должны являться методологической основой совершенствования практики образования детей с ЗПР.

С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соболева Элла Анатольевна

Дата: 02.05.2020

Номер свидетельства: 548574

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства