Просмотр содержимого документа
«Тезисы "Задания к художественным произведениям, способствующие развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения"»
Задания к художественным произведениям, способствующие развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения
Вопросы духовно-нравственного воспитания школьников в последнее время приобретают все большую актуальность. Утрата ценностных ориентиров в обществе и разнообразие социальной среды приводят к снижению уровня развития духовной культуры личности. Именно поэтому одна из приоритетных задач современного образования - поиск эффективных путей и средств развития нравственных представлений обучающихся. Эти процессы невозможны без осознания важности не только внешних, но и внутренних условий развития ребёнка, активизации его возможностей и потенций, стремления личности к духовному росту и самосовершенствованию. Очевидно, что развивать духовный и нравственный потенциал личности необходимо уже на первой ступени образования – в начальной школе [1].
О необходимости формирования духовного и нравственного потенциала личности, и, в частности, нравственных представлений у детей, писали в своих работах Коменский Я.А. «Наставление нравов», Анисимов С.Ф. «Мораль и поведение», Ключевской В.О. «О нравственности и русской культуре». По их мнению, уже в раннем возрасте необходимо формировать добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям [4]. Не менее актуальна эта тема и в трудах современных педагогов и психологов. Однако, однозначного определения к понятиям нравственность, нравственные преставления в научной литературе нет. В широком смысле нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; нравственность - в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу [2].
Различную трактовку понятию нравственность можно найти в Толковом словаре русского языка Ушакова Д.Н, книге Гаспарова М.Л. « Записки из выписки».
В своей работе мы придерживаемся определения, данного в Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю., так как оно наиболее близко соотносится с понятием нравственные представления: «Нравственные представления - это представления о таких качествах человека, которые помогают действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом» [3].
Были проанализированы требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России (авт. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А), что стало основой для формулировки заданий к текстам художественных произведений, способствующих развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения.
Анализ учебно-методических комплексов («Школа России», «Гармония», «Перспектива»), педагогического опыта методистов, учителей – начальных классов; результатов исследований по данной теме подтвердили значимость и необходимость разработки заданий к художественным произведениям, способствующих развитию нравственных представлений младших школьников. Анализ учебников позволил сделать вывод о недостаточном количестве разноуровневых заданий к текстам художественных произведений, вошедших в разделы «Я и мои друзья!», «Писатели детям», УМК «Школа Россия», 2 класс, что ограничивает опыт их использования в образовательной деятельности учителей начальной школы на уроках литературного чтения. Для того чтобы решить данную проблему, целесообразно формулировать интересные вопросы и разработать продуктивные задания к художественным текстам, способствующие развитию нравственных представлений учащихся.
Целевые ориентиры данных заданий:
осознание обучающимися значимости нравственных ценностей (взаимовыручки, решительности и др.) посредством изучения произведения Носова Н.Н., Булгакова Н., Ермолаева Ю., Осеевой В.А. (можно предложить следующие задание: « Послушайте аудиозапись рассказа, подготовьте ответ на вопрос «Почему автор назвал свой рассказ «Живая шляпа?». Подумайте, как еще можно озаглавить данный рассказ, проанализировав поступки героев. Предложите свою версию» (рассказ Носова Н.Н. «Живая шляпа»));
формирование умения отличать хорошие поступки от плохих при анализе образов художественного произведения (можно предложить следующее задание: «Обсудите с соседом по парте, правильно ли поступила мама, что отдала обе пирожных Оле? Обоснуйте свою точку зрения» (рассказ Ермолаева Ю. «Два пирожных»));
формирование умения давать характеристику герою, его поступкам, взаимоотношениями другими героями с опорой на текст (можно предложить следующее задание: «Перед вами листы со словами автора. Найдите именно те выражения, которые соответствуют поведению Павлика и подчеркните их, аргументируя свой ответ: сказал, шептал, сжал кулаки, сердце замерло, покосился, колени дрожали, красное сердитое лицо, сердито буркнул, уши горели, засопел от обиды, испугался, стукнул кулаком по скамейке, заикался» (рассказ Осеевой В.А. «Волшебное слово»));
развитие умения давать оценку жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм («Проанализируйте поступки девочек, составьте их характеристику, используя данные прилагательные. Докажите свою точку зрения с опорой на текст. Добрая, недоброжелательная, ответственная, верная, бессердечная, решительная, надёжная подруга, трусливая и т.д.» (рассказ Булгакова Н.А. «Анна, не грусти!»).
Задания к художественным произведениям, которые представлены в работе:
составлены для учащихся 2-х классов, обучающихся по УМК «Школа России»;
объединены общей целью (развитие нравственных представлений младших школьников);
разработаны с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Новизна таких заданий заключается в следующем:
Данная подборка заданий к конкретным разделам («Писатели – детям», «Я и мои друзья» и к различным художественным произведениям учебника «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Горецкого В. Г., Головановой М.В., Виноградской Л. А., Бойкиной М. В., УМК «Школа России»;
В направленности заданий на развитие нравственных представлений младших школьников;
Задания могут быть включены в тестовые, практические, контрольные работы по произведениям Носова Н. Н., Булгакова Н.А., Ермолаева Ю.И. и Осеевой В. А.;
Задания общего блока могут быть использованы на уроках при систематизации и обобщении, закреплении и проверке изученного ранее материала.
Были разработаны конспекты по литературному чтению, включающие в себя задания к художественным произведениям, способствующие развитию нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения.
Для определения уровня сформированности нравственных представлений нами разработана карта наблюдения, подобран диагностический инструментарий (методика «Изучение представлений обучающихся о нравственных ценностях в процессе чтения и обыгрывания сказки «Заюшкина избушка» (А.Д. Кошелева), «Закончи историю» (Р.Р. Калинина), «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Н.В. Кулешова), «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина), «Что мы ценим в людях» (С. М. Петрова), диагностика нравственной самооценки (Колмогорцева Л.Н.)), который понятен и прост в обработке, соответствует поставленной цели и задачам курсового проекта, таким образом, позволяющий выявить результативность исследования.
Таким образом, развивать нравственные представления у младших школьников — это значит воспитать в ребёнке критерии должного, правильного и истинного отношения к себе, другим людям и миру.
Задания, для работы с художественными произведениями помогут учителю в процессе работы над текстом, вызывать у детей сопереживание, помочь им понять отношение автора к изображаемому, выразить свои чувства и эмоции, оценить поступки и дать характеристику героев произведения.
Список литературы:
Ильинская И.П. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов // Начальная школа.2014.№6.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010г.
Формирование нравственных представлений у младших школьников на уроках литературного чтения. Зачётик. Ру, каталог рефератов, 2010 – 2016.URL: https://www.zachetik.ru/ref-118981-formirovanie-nravstvennyh-predstavleniy-u-mladshih.html(дата обращения: 22.03.2017).