kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тезисы "Сборник природоведческих экскурсий как средство развития познавательных УУД обучающихся 3 класса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы "Сборник природоведческих экскурсий как средство развития познавательных УУД обучающихся 3 класса" Предназначены для учителей и студентов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы "Сборник природоведческих экскурсий как средство развития познавательных УУД обучающихся 3 класса"»



Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»



Сборник игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения у младших школьников








Камышлов,2016




Сборник игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения у младших школьников / сост. Сосновских В.В., студентка 4 курса – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016. – с. 16.














Данный сборник представляет собой подбор игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения у младших школьников. Игры поделены на блоки в соответствии с особенностями агрессивного поведения.

Материалы сборника могут представлять интерес для преподавателей начальной школы.





© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»




Пояснительная записка

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.

Тем самым понятен профессиональный интерес ученых к разным видам и уровням личностных изменений детей младшего школьного возраста и их особенностей в эмоциональной сфере является достаточно высоким и устойчивым уже в течение многих лет. Этой проблеме посвящены работы Алемаскина М.А., Абрамовой Г.С., Антонян Ю.М., Бехтерева В.М., Беличевой С.А., Глоточкина А.Д., Знакова В.В., Долгова А. Г., Дубровиной И.В., Иванова Е.Я., Исаева Д.Д., Игошева К.Е., Исаева Д.Н., Кона И.С., Ковалёва А.Г., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е. и др.

Ученые определили, что агрессивность значительно помолодела. Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной и для начальной школы, а зачатки агрессивности в поведении детей все чаще наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Под агрессивным поведением понимается, мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования в обществе, наносящее вред объектам нападения.

Зачастую причинами агрессивности может быть:

  • соматические заболевания, заболевания головного мозга;

  • характер наказания ребенка (естественная реакция на унижение ребенка);

  • проявление соперничества между детьми;

  • несформированность представлений о социально-одобряемых, общепринятых нормах поведения;

  • неуравновешенность, несдержанность, низкая волевая регуляция.

В последние годы учителя начальных классов отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями. В газетах стали чаще сообщать об агрессивных «выходках» детей школьного возраста по отношению и к своим сверстникам, и к людям «старшего возраста». Статистика фиксирует как общее увеличение правонарушений несовершеннолетних, так и количество тяжких преступлений в этой возрастной группе. Да и вообще вряд ли можно представить, что кого-то обошла стороной детская и подростковая агрессивность, что кто-то ни разу прямо или косвенно не сталкивался с жестокостью детей в семье, школе, в каком-либо коллективе, группе подростков.

Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.

Чаще всего учёные выделяют следующие виды агрессии:

  • физическую — проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы);

  • вербальную — выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других);

  • косвенную — непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников).

Э. Фромм подразделяет агрессию на пять видов:

  • доброкачественную - способствующую поддержанию жизни;

  • злокачественную - реакция на угрозу интересам индивида;

  • инструментальную - представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности;

  • псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение) - действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения;

  • оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер.

Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании).

Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении коррекционных мероприятий следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции в младшем школьном возрасте выступает игровая деятельность, специально организуемая педагогом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.

Цель данного сборника – подбор и систематизация игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения у младших школьников.

Направления коррекции агрессивного поведения:

  • обучение ребенка выражению эмоций – работа с гневом;

  • обучение навыкам самоконтроля.

























Оглавление

Раздел 1. Игры, направленные на выражение эмоций – работа с гневом у младших школьников 7

1. «Обзывалки» (Н.Л. Кряжева) 7

2. «Два барана» (Н.Л. Кряжева) 7

3. «Тух - тиби - дух» (К. Фопель) 7

4. «Камушек в ботинке» (К. Фопель) 8

5. «Маленькое привидение» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина) 8

6. «Твой обидчик» 9

7. «Прогони Бабу-Ягу» 9

8. «Ласковые лапки» 9

9. «Конкурс художников» 10

10. «Я могу защитить…» 10

11. «Злые — добрые кошки» 10

12. «Маски» 11

13. «Воробьиные драки» 11

14. «Рисуем стихотворение» 11

15. «Спусти пар» 11

Раздел 2. Игры, направленные на самоконтроль младших школьников 13

1. «Жужа» (Н.Л. Кряжева) 13

2. «Рубка дров» (К. Фопель) 13

3. «Котёл» 13

4. «Акулы и матросы» 14

5. «Тучки» 14

6. «Зайчики» 14

7. «Толкалки» 15

Список литературы: 16











Раздел 1. Игры, направленные на выражение эмоций – работа с гневом у младших школьников

1. «Обзывалки» (Н.Л. Кряжева)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Оборудование: небольшой мяч.

Инструкция: учитель предлагает детям, передавая мяч по кругу, называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими «обзывалками» можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты…морковка!» Главное условие – сообщить что это игра, поэтому обижаться друг на друга не нужно. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты…солнышко!»


2. «Два барана» (Н.Л. Кряжева)

Цель: снять вербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение направить энергию детей в нужное русло.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: разбить детей на пары и читать текст «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры должны широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки « Бе - е - е».

Примечание: Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.


3. «Тух - тиби - дух» (К. Фопель)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Оборудование: не требуется

Инструкция: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное слово заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по – настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито - пресердито произнесите волшебное слово: «Тух - тиби -дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время то времени останавливайтесь перед кем – либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

Примечание: в этой игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух - тиби - дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.


4. «Камушек в ботинке» (К. Фопель)

Цель: способствовать снижению эмоционального напряжения ребенка.

Оборудование: не требуется.

Инструкция:

Игра проходит в два этапа:

1 этап (Подготовительный). Дети сидят в кругу. Педагог спрашивает «Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?» обычно дети активно отвечают на вопрос. «Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?».

2 этап: Педагог говорит: «Когда мы сердимся, чем–то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Давайте договоримся: если кто-то из нас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.

Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег ломает мои постройки из кубиков». Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке».


5. «Маленькое привидение» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Оборудование: не требуется

Инструкция: Учитель говорит: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение, (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили – и достаточно. Давайте снова станем детьми!».



6. «Твой обидчик»

Цель: снятие эмоционального, агрессивного поведения.

Оборудование: лист, карандаши, руки.

Инструкция: когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.


7. «Прогони Бабу-Ягу»

Цель: помочь детям проявлять их агрессию в конструктивных целях.

Оборудование: стул, пластмассовые бутылки.

Инструкция: попросить ребенка представить, что в стул залезла Баба-Яга и нужно обязательно прогнать ее оттуда. Она очень боится громких криков и шумов. Ребенку предлагается прогнать Бабу-Ягу, для этого надо покричать, постучать по стулу пластиковыми бутылками.


8. «Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

Оборудование: кусочек меха, кисточка, стеклянный флакон, бусы, вата и т.д.

Инструкция: учитель подбирает 6-7 мелких предметов, например: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Эти предметы выкладываются на стол. ребенку предлагается оголить руку по локоть. Педагог объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть ласковыми, приятными.

Примечания: можно после отгаданных нескольких предметов поменяться местами.


9. «Конкурс художников»

Цель: разрушить стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.

Оборудование: черно-белые рисунки отрицательных сказочных персонажей, карандаши, фломастеры, краски.

Инструкция: заранее необходимо подготовить черно-белые рисунки какого-либо отрицательного сказочного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые бы смогли сделать их добрыми. Всем детям предлагаются заранее приготовленные рисунки, к которым они могут подрисовать «добрые детали»: хвост, яркую шляпу, красивые игрушки или же раскрасить яркими цветами.


10. «Я могу защитить…»

Цель: формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.

Оборудование: мяч.

Инструкция: дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот, у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить…» Если дети достаточно взрослые, то можно использовать фразу «Я могу защитить…, потому что …»


11. «Злые — добрые кошки»

Цель: снятие общей агрессии.

Оборудование: физкультурный обруч.

Инструкция: детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения».

Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя.

Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», — и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего действие заканчивается, дети разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. Если не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.


12. «Маски»

Цель: Научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

Оборудование: краски и бумага, липкая лента.

Инструкция: на бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время. Можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать

Примечание: Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.


13. «Воробьиные драки»

Цель: снятие физической агрессии.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры. «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.


14. «Рисуем стихотворение»

Цель: снятие агрессивности, развитие выразительных движений.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: педагог предлагает детям инсценировать стихотворение. Он читает и повторяет, дети инсценируют.

Есть во дворе у нас мальчик Иван.

Он – ужасный хулиган!

Дразнит кошек и собак,

Не уймется он никак.

Ваня дерется со всеми подряд,

Встрече с ним никто не рад,

Скоро останется Ваня один,

Мы с ним дружить совсем не хотим!


15. «Спусти пар»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: не требуется

Инструкция: Сядьте, пожалуйста в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется "Спустить пар". Играют в нее так.'

Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: "Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты"; или: "Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты".

Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".

Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.

А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты".





































Раздел 2. Игры, направленные на самоконтроль младших школьников


1. «Жужа» (Н.Л. Кряжева)

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

Оборудование: стул.

Инструкция: выбирается один водящий – жужа. «Жужа» сидит на стуле. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Примечание: учитель должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.


2. «Рубка дров» (К. Фопель)

Цель: помочь детям прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» её во время игры.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: Говорится следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг оставалось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»

Примечание: для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.


3. «Котёл»

Цель: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

Оборудование: ковер.

Инструкция: «Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», … . Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые внимательные и ловкие.


4. «Акулы и матросы»

Цель: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

Оборудование: мел

Инструкция: дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу чертится большой круг – это корабль. В океане около корабля плавает много акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки. Важное правило: одна акула – один матрос. Никто больше не вмешивается.


5. «Тучки»

Цель: снятие агрессивности, мышечного напряжения в области рук, развитие навыков саморегуляции, воображения.

Оборудование: синяя бархатная бумага, музыка П.И. Чайковского, клей, краска.

Инструкция: из бархатной бумаги синего цвета вырезать тучи. Под музыку П. И. Чайковского «времена года» наклеить тучи на лист акварельной бумаги. Дождь нарисовать пальчиковыми красками синего и голубого цвета.


6. «Зайчики»

Цель: формировать умение задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях.

Инструкции: взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения».


7. «Толкалки»

Цель: формировать умение контролировать свои движения

Инструкции: скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп». Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.























Список литературы:


1. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / под ред. Н. М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.

2. Бенилова С. Ю. Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – № 1. – 68–72 с.

3. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие для специалистов и дилетантов. – СПб. : Речь, 2004. – 144 с.

4. Кудрявцева Л. Типология агрессия у детей и подростков // Народное образование. – 2005 г. – № 9. – 193–195 с.

5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб. – 2004. – 82 с.

6. Строгонова Л. Агрессивный ребёнок. Как с ним быть? // Воспитание школьников. – 2007. – № 5. – 58–60 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сосновских Вероника Вячеславовна

Дата: 16.02.2017

Номер свидетельства: 392432


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства