Просмотр содержимого документа
«Тезисы " Исследовательские задания как средство развития познавательных УУД у младших школьников"»
Исследовательские задания как средство развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Фрисс В.В., студентка 4а группы, специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. Так, в ФГОС НОО определены личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Особенности развития универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Р.Н. Бунеевым, O.A. Карабановой, З.А. Скрипко и др.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно отметить, что в современных исследованиях термин «универсальные учебные действия» раскрываются в работах следующих авторов: А.Г. Асмолова, З.А. Скрипко, Н.Д. Артемовой, В.Г. Тютеревой, У.К. Шамсрахмановой и А.В. Федотовой.
Однако, при изучении психолого-педагогической литературы были выявлены противоречия:
междуналичием научных и практических наработок, признанием необходимости развития познавательных УУД и недостаточным использованием в практике дидактического потенциала элементов проблемного обучения младших школьников при формировании компонентов познавательных универсальных учебных действий;
между необходимостью развития познавательных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста на уроках и недостаточным применением исследовательских заданий для этого.
Выделенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: Как применение исследовательских заданий обеспечит развитие универсальных учебных действий у младших школьников?
Цель курсового проекта: теоретическое обоснование и разработка исследовательских заданий, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Впервые термин «универсальные учебные действия» был введен А.Г. Асмоловым, который определяет их в широком значении как умение учиться, в более узком смысле (собственно в психологическом значении) как совокупность способов действия, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].
Познавательные универсальные учебные действия являются одними из актуальных в современном учебном процессе, т.к. обеспечивают школьнику умение искать и находить информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи. В ФГОС НОО определяется следующий состав познавательных универсальных учебных действий: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [27].
Одно из важнейших познавательных универсальных действий - умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций - умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии.
Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста происходит с учетом взаимосвязанных определенных положений:
единство форм и методов в обучении;
формы и методы обучения выбираются исходя из возрастных особенностей детей;
зоны ближайшего и актуального развития;
индивидуального и дифференцированного подхода к обучению;
надпредметного и метапредметного характера;
ведущего вида деятельности.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте можно использовать как традиционные формы работы (уроки, занятия, конструирование), так и интерактивные (коллективное дело, изостудия, решение проблемных ситуаций, исследовательская деятельность).
Cуществуют возрастные особенности развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте. Долгое время психологи и педагоги недооценивали познавательные возможности младших школьников, излишне регламентируя их учебно-познавательную деятельность. Но именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий. [1]. Одним из таких способов являются исследовательские задания.
Исследовательские задания А.Г Асмолов – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание. Остановимся на определении этого понятия.
Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия. Таким образом, исследовательский процесс – это не только логико-мыслительное, он и чувственно-эмоциональное освоение знаний. Рассмотрим основные этапы учебного исследования.
Основные этапы учебного исследования:
1. Мотивация исследовательской деятельности
2. Формулирование проблемы
3. Сбор, систематизация и анализ фактического материала
4. Выдвижение гипотез
5. Проверка гипотез
6. Доказательство или опровержение гипотез
Поэтому в рамках исследования были разработаны задания, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий на занятиях по окружающему миру, математике. Такие задания можно использовать во внеурочное время. В основу заданий положена идея развития у младшего школьного возраста познавательных универсальных действий. Основными формами работы предполагается групповая и индивидуальная.
ЗАДАНИЕ N
Целью данного задания является проверить умения отбирать источник информации необходимый для решения задачи.
Описание задания: Ты хочешь найти рецепт приготовления блинов. Укажи в списке книг, в каких из них ты можешь найти нужные сведения, а в каких – нет. Запиши буквы (А, Б, В), соответствующие твоим представлениям, в квадратиках рядом с номерами книг.
А. Книги, в которых я скорее всего найду ответ.
Б. Книги, которые мне нужно просмотреть, чтобы понять, есть ли в них ответ.
В. Книги, в которых я не найду ответа.
Список книг:
1. Толстой А. Золотой ключик.
2. Блюда русской кухни.
3. Хозяйке на заметку.
4. Блюда средиземноморской кухни.
5. Повареная книга.
6. История России.
Ключ оценивания:
0 - не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ (А, Б);
1 - указан ответВ, но не указана недостающая информация;
3 - указан ответВ и верно указана недостающая информация.
Ключ оценивания:
0-6 баллов - по числу верных ответов.
Ответ: В, А, Б, В, А, В.
Формируемые познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
На основе показателей познавательных универсальных учебных действий была составлена карта экспертной оценки общеучебных универсальных действий,универсальных логических действий,постановки и решения проблем. Данную карту можно использовать как инструментарий оценки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Таким образом, исследовательские задания обеспечат развитие познавательных универсальных учебных действий, а значит будут способствовать формированию ключевой компетенции образования как «научить учиться».
Список литературы:
Бунеев Р. Н. Познавательные УУД // Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования: сб. статей. – М.: Баласс, 2012. – 480 с.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 159 c.
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 215 с.