kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тезис "КТД как средство формирования благоприятного микроклимата в классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезис "КТД как средство формирования благоприятного микроклимата в классе" предназначено для учителей и студентов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тезис "КТД как средство формирования благоприятного микроклимата в классе"»

КТД как средство формирования психологического микроклимата класса в начальной школе

Анисимов Е.Д.,

студент 4а группы

специальности 44.02.02

преподавание в начальных классах



В условиях, когда самооценка ребенка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка, когда постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей – потребности в уважении – развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может постоянно пребывать в состоянии острого дискомфорта и дистресса, ребенок не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из путей решения этой проблемы является переход ребенка в группу, в которой оценка окружающими его личности будет адекватна самооценке или даже будет ее превосходить. В данной группе ребенка ценят, что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а, следовательно, и к состоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе.

Самооценка ребенка, таким образом, наконец, получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Именно поэтому в данной работе было решено создать группу и реализовать в ней коллективное творческое дело.

И.П. Иванов в своих работах рассматривает понятие: Коллективное творческое дело. Под Коллективным творческим делом он понимает: социальную деятельность детской группы, направленную на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был, когда–либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

Предложенная форма творческой деятельности наиболее полно отвечает принципам личностно–ориентированного образования, что позволяет достичь оптимального результата.

Р.Х. Шакуров рассматривает понятие психологический микроклимат. Под психологическим микроклиматом он понимает: обобщенную характеристику качеств межличностных внутригрупповых взаимоотношений, которая отражает степень удовлетворенности участников образовательного процесса.

А.С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть общества, оценивая его как главный инструмент воспитания. Основная система нравственных отношений личности формируется в условиях коллектива. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимо коллективной деятельности и взаимоотношений. Подчёркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А.С. Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива»

В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребёнка. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В.А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных взаимоотношений. «Мудрая» власть коллектива помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей

В соответствии с темой были определены цель, задачи, проблема, противоречия, форма, объект исследования.

В ходе работы были выявлены противоречия

  • между необходимостью формирования психологического микроклимата класса и недостаточной методической и практической обеспеченностью данного вопроса;

  • между достаточным освещением проблемы психологического микроклимата в классе и недостаточностью описания практических способов формирования психологического микроклимата класса;

  • между необходимостью использования КТД в формировании психологического микроклимата класса и недостаточным применением при формировании в практической деятельности.

Это определило выбор проблемы исследования: каким образом сформировать благоприятный психологический микроклимат в классе посредством КТД?

Тема: КТД как средство формирования психологического микроклимата класса в начальной школе

Цель исследования: теоретически обосновать и подобрать коллективные творческие дела, направленные на формирование психологического микроклимата в классе.

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально–психологического климата (СПК).[1]

Формирование и совершенствование социально–психологического климата – это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов–предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально–психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.[3]

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективом. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива. [4]

Коллективные творческие дела – это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. [4].

Это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. КТД – это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, коллектива, членом которого становится и взрослый, которые возвышают, развивают, способствуют становлению личности.

Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация и творческий характер проведения. Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому КТД – не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое.

Оно – коллективное, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями.

Оно – творческое, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения жизненно важных задач.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Все – творчески, иначе – зачем!

Создание и освоение быта класса, развитие его коммуникативного пространства невозможны без взаимодействия субъектов воспитания, в первую очередь – самих воспитанников. Их взаимодействие разворачивается в процессе жизнедеятельности класса, включающей ряд сфер: общение, познание, предметно–практическую, духовно–практическую деятельность, спорт, досуг, игру. Каждая из этих сфер в той или иной степени предоставляет школьнику условия для реализации его четырех «само», которые подкрепляются совместным развитием одноклассников, основанным на их активном взаимодействии. [1]

Взаимодействие в классе – это организация совместных действий взрослых, школьников и микрогрупп, направленных на достижение совместных целей в процессе выполнения общей работы [2].

Перечисленные выше сферы жизнедеятельности, конечно, пересекаются между собой: общение непременно присутствует в любой совместной деятельности одноклассников, познание может осуществляться в процессе игры, предметно–практическая деятельность нередко является одновременно и ценностно–ориентационной и т.д.

Но главное пересечение этих сфер заключается в том, что в каждой из них активность отдельного «Я» так или иначе связана с активностью общего «Мы».

Однако сама по себе эта связь может и не возникнуть: для этого нужны специальные педагогические действия. Такие условия классному руководителю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).

Многолетний опыт показывает, что методика коллективного творческого воспитания, разработанная И.П. Ивановым еще в конце 50–х гг. прошлого века, может служить прекрасным инструментом социального воспитания в школьном классе

Конечно, педагогу легче осуществить идеи КТД, когда вся школа работает по этой методике. Но можно с уверенностью сказать, что, если грамотно и последовательно применять ее в классе, она поможет и классному руководителю, и его воспитанникам более успешно решать общие для класса задачи, создавать в коллективе более благоприятные условия для социализации ребят, и в первую очередь – для их развивающего взаимодействия.[3]



Список литературы

1.Андреева Г.М. Социальная психология и специальные изменения / Андреева Г.М. – //Психол. журн. – 2005. – № 5. – С.5–15.

2.Берко Д. В. Особенности восприятия родителей и сверстников в подростковом возрасте // Психолого – педагогические проблемы образования и воспитания Материалы научной конференции "Университетская наука – региону "– Ставрополь Издательствово СГУ, 1997

3.Берко Д. В. Концепция самоактуализации А Г Маслоу Культурологические аспекты // Человек в контексте культуры Сборник научных статей Выпуск 3 /Под ред. проф. В А Колотаева – Ставрополь СГУ, 2000 –188 с, С 176–179

4.Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю.И. –М., 1997, С.176–232.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тезис "КТД как средство формирования благоприятного микроклимата в классе"

Автор: Анисимов Евгений Дмитриевич

Дата: 16.02.2017

Номер свидетельства: 392425


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства