kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическое родительское собрание. Тема: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представленна информация родителями о проблеме застенчивости и её решении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое родительское собрание. Тема: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка» 3 класс»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

по Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»













Тематическое родительское собрание.

Тема: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»

3 класс













Подготовила:

Филатова Ирина Сергеевна

Студентка 2 курса











Зерноград

2016

3 класс Третье собрание

План родительского собрания:

1.Приветствую родителей, напоминаю тему собрания.

2. Читаю научно-методическую литературу родителям

3.Оглашаю результаты проведение микроисследования

4.Совместное решение ситуации с родителями

5.Оглашаю рекомендации и даю памятки для родителей

Вид: Тематическое родительское собрание.

Форма: Психолого – педагогический всеобуч.

Приглашение на собрание родителей и других участников.

Родителей предупредила о том, что будет проводится собрание за 2 недели ( 14.03) Для работы с родителями был по их просьбе подготовлен и приглашен психолог, которому они могли задать интересующие их вопросы



Тема собрания: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»

Цель проведения собрания: Обсуждение с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника и дать рекомендации по выработке стиля поведения с застенчивыми детьми.

Изучение научно-методической литературы.

Добрый день уважаемые родители!

Давайте подумаем, что такое застенчивость, и на житейских примерах вспомним, как она проявляется. 
Ребенок, хорошо знающий урок, растерянно молчит или в лучшем случае что-то бормочет, запинаясь и заикаясь, когда его вызывают к доске. Его лицо покрывается красными пятнами, одноклассники нарочно громко подсказывают, веселятся. В результате ничего вразумительного ученик сказать не может, раздраженный учитель ставит очередную двойку. 
Или другая типичная ситуация - шести-, семилетний малыш, начитанный, грамотный, на отборочном тестировании при поступлении в элитную школу или гимназию. В обстановке строгого собеседования (что для ребенка является стрессогенным, психотравмирующим фактором) он не может ответить на хорошо знакомые вопросы, выполнить элементарные (для привычной домашней обстановки) задания. 

Нередко застенчивые дети подвергаются придиркам, обидам, а подчас и прямому издевательству со стороны задир во дворе или школе. Из-за этого посещение школы для ребенка превращается в хроническую пытку, он ищет всяческие предлоги для пропуска занятий, часто болеет, страдает от так называемых психосоматических заболеваний. Ведь дети так же, как и взрослые (а фактически в гораздо большей степени), подвержены психологическим стрессам, невротическим реакциям. 
У школьников застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 10-20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомых людей, молчаливы, замкнуты. 
Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие - проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам. 
Некоторые полагают, что застенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так. На разных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости - приблизительно так же, как и девочки. 
Но, с другой стороны, застенчивость часто маскируется механизмом спонтанной психологической компенсации и гиперкомпенсации в виде показной развязности, нарочитой грубости, даже склонности к хулиганским поступкам. Такие ребята, надеясь стать более свободными, независимыми, смелыми, зачастую тянутся в компании, группировки, где культивируется сила, а главными аргументами считаются кулак и ненормативная лексика. 
Таким образом, застенчивость может уродливо трансформироваться, мутировать в наглость, девиантное поведение. И это серьезная проблема - не только медицинско-психологическая, но и социальная. От того, получит ли застенчивый малыш, подросток квалифицированную помощь, зависят его дальнейшая судьба, благополучие в профессиональной и личной жизни. 
Застенчивость накладывает отпечаток на самые разные аспекты жизни человека. Эта актуальная психосоциальная проблема не имеет возраста, особенно если сопровождается тиками, заиканием, внутренней напряженностью, скованностью. Всего этого можно избежать, если вовремя обратиться за помощью. 
Квалифицированные психологи и психотерапевты помогут застенчивым людям справиться со своим "недугом", повысить самооценку, научат свободному общению и взаимодействию с окружающими.

Чем чревата застенчивость?
Как уже стало понятно, неприятностей от застенчивости много. Каковы же они?
- Ограничение контактов с людьми - "Роскошь человеческого общения".
- Конформизм - человек «наступает на горло собственной песне», не выражая своего мнения, он просто голосует за чужое, даже если оно ему чуждо.
- Застенчивость побуждает человека бесконечно заниматься самокопанием, самоедством и самообвинением. Известно, что самое страшное чувство - чувство вины. Застенчивый чаще всего "без вины виноватый".
- Застенчивость влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.
- Энергия растрачивается попусту: вместо того чтобы совершать поступки, личность занята переживаниями.
- Накапливаются неотреагированные отрицательные эмоции.
- Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации. Иной не столь много представляет собой, сколько умеет себя преподнести, застенчивый же не в состоянии донести свою значимость.
В результате мало кто из застенчивых людей может достичь успеха в жизни. Ребенок боится незнакомых людей, школьного начальства, всевозможных контактов, необходимых в обществе. Пронеся по жизни свою застенчивость, будучи взрослым, он будет бояться начальства, общения с людьми, особенно с лицами противоположного пола, может быть, будет обречен на одиночество.
В последнее время застенчивость стали обозначать как "высокую реактивность". Часто у высокореактивных детей застенчивость выступает как инстинктивное поведение, направленное на защиту от физиологической и эмоциональной перегрузки. При этом возможны два варианта инстинктивного поведения.
Первый - ребенок, чем-то неудовлетворенный, избирает "стратегию избегания" (вид психологической защиты) и становится застенчивым.
Второй - ребенок включается в соперничество и становится самоуверенным.Но, как ни странно, существуют и застенчивые экстраверты - люди, "вывернутые наизнанку", стремящиеся к общению и многочисленным контактам. Это холерики и сангвиники. Среди них встречаются внутренне застенчивые.
В силу черт своего темперамента (настойчивость, решительность, смелость, оптимизм) им удается бороться с внутренней застенчивостью. А даже если не удается, то внешне они выглядят весьма раскованными. Конечно, это стоит им определенных эмоциональных затрат.

Проведение микроисследования.

Я провела с детьми анкетирование очень похоже на то, которое вы заполняли дома. Из этого теста я выяснила, что многие ваши ответы с детьми совпали, но есть и те родители которые не увидели в ребенке причины стеснения. Вы можете посмотреть диаграмму на доске. Так же на столе вы сейчас видите тесты, я вам предлагаю их забрать, но не в простой форме а в форме викторины.

«Викторина»

Учитель выкладывает на свой стол листоч­ки с тестом. Задание родителям: по почерку определить листок своего сына или дочери. Тут требуются некоторые режис­серские комментарии. Все листочки учителю лучше за­ранее пронумеровать и составить для себя список с расшифровкой, чтобы оперативнее помогать роди­телям и решать спорные вопросы.



Застенчивость и неуверенность ребёнка. Для детей.


  • Мне бывает стыдно, когда я ___________________

____________________________________________

___________________________________________.


  • Мне бывает страшно, когда я _________________

___________________________________________

___________________________________________.


  • Я волнуюсь, когда __________________________

___________________________________________

___________________________________________.


  • Я неуверен, когда ___________________________

___________________________________________

___________________________________________.


  • Я стесняюсь, когда __________________________

___________________________________________

___________________________________________.



Застенчивость и неуверенность ребёнка.

Для родителей


  • Ребёнку бывает стыдно, когда ________________

___________________________________________

___________________________________________.


  • Ребёнок испытывает страх, когда______________

___________________________________________

___________________________________________.


  • Ребёнок волнуется, когда_____________________

___________________________________________

___________________________________________.


  • Ребёнок неуверен, когда______________________

___________________________________________

___________________________________________.


  • Ребёнок стесняется, когда_____________________

___________________________________________

___________________________________________.




Сейчас я предлагаю совместно определить по ситуации в чем проблема здесь:

Ситуация
Ребенок, удобный во всех отношениях.
Таня П. учится в 1-м классе. Внешне похожа на воробышка - маленькая, худенькая. Когда она поступала в школу, то на приеме у психолога за полтора часа из нее удалось "вытянуть" два слова. Говорит шепотом. Плечи опущены, глаза смотрят в пол. Впечатление, что ребенок в ступоре. На повторном приеме удалось немного разговорить девочку.
Наблюдая за ней теперь в 1-м классе, понимаю, что застенчивость никуда не ушла. На уроке ее не слышно, но и на перемене та же картина. В то время как одноклассники резвятся, она тихонечко сидит в углу. "Удобный во всех отношениях ребенок". Учится хорошо. Но ведь у Тани нет друзей. Она практически ни с кем не общается, всего боится. Налицо истинная внешняя застенчивость. К чему она приведет - неизвестно

Слушаю ответы родителей и предлагаю им послушать информацию о том с чем это может быть связано:

Социальный фактор
Существует очень тесная связь между типом воспитания ребенка и особенностями его психического развития. Наиболее типичные проявления неправильного воспитания:

Неприятие
Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а душой его родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными - ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок - помеха карьере родителей, и прочее.
В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, робкого и обидчивого.

Гиперопека
Родители чересчур "правильно" воспитывают ребенка, программируют каждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания.
И снова получаем два варианта - ребенок, протестующий против такого положения, что выливается в агрессивность, и ребенок покоряющийся - такой становится замкнутым, отгороженным, а в итоге застенчивым.

Тревожно-мнительный тип воспитания
Если в семье единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.

"Кумир" семьи (эгоцентрик)
Ребенку внушают, что он - смысл жизни семьи. В такой семье скорее вырастет нахал, а не застенчивый.
В результате искажения семейного воспитания, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов - агрессивные или застенчивые.

Подготовка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

Основные задачи родителей:
- Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку.
- Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.
Все это в комплексе даст возможность состояться продуктивному общению с людьми.

Самооценка и уверенность в себе
У застенчивых детей самооценка низкая.
1. Повышение самооценки начинается с похвалы. Подробнее о том как правильно хвалить ребенка вы можете прочитать в следующих статьях:

- Как правильно хвалить ребенка
- Критикуем и хвалим по-новому 

2. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. (Успех порождает успех, неудача - неудачу.) Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.
3. Изменяйте не ребенка, а его поведение. Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков и высокого уровня тревожности.
4. Понижайте тревожность всеми возможными способами. Например, ребенок комплексует из-за того, что у него криво растут зубы. Обратитесь к стоматологу, поставьте пластину.

Хорошим помощником для снятия тревожности могут быть упражнения на расслабление - релаксация, медитация.
5. Обучайте ребенка навыкам общения. Объясните ему, что для того, чтобы быть интересным для ровесников, нужно много читать, интересоваться явлениями и событиями и таким образом привлечь к себе внимание.
6. Не позволяйте никому насмехаться над своим ребенком.





Выдала рекомендации родителям застенчивых детей

Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. Известно изречение: "Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают ваши друзья". Естественно, прежде всего сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой. Помните, что ненависть к себе порождает утрату смысла жизни.
У хороших родителей должны быть в наличии:
- Эмпатия - способность к пониманию ребенка и сопереживанию.
Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие.
Это приведет к тому, что ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его высмеют и предадут. Этого допускать нельзя.
- Безусловное позитивное отношение - принятие ребенка со всеми достоинствами и недостатками, не давая воли чувству неудовлетворенности и желанию сию же минуту ребенка изменить.
Это, разумеется, не означает безоговорочного одобрения всего негативного, что есть у вашего ребенка. Просто вы должны понимать трудности, которые возникают у ребенка, и принимать ограниченность его возможностей на данной стадии развития.
Не доверяйте чужому мнению о своем ребенке. Часто ребенка ругают, к примеру, учителя. Разберитесь в ситуации и поймите, что могло спровоцировать нежелательное поведение вашего ребенка.
- Искренность - неподдельное выражение своих чувств, естественность.
Ребенок должен испытывать чувство безопасности и непринужденности.

Воспитание чувства собственного достоинства
Внушите ребенку, что он не может обладать только негативными качествами (если ему так кажется). Обязательно в нем есть много хорошего. Задача родителей - найти сильные стороны личности своего ребенка и помочь ему самому их обнаружить.
В школе педагог или психолог могут поиграть с детьми в такую игру. Ребята садятся в круг, каждый на чистом листе бумаги пишет свои имя и фамилию, после чего листы передают по кругу. Каждый ученик должен написать о каждом своем однокласснике на его листочке что-нибудь хорошее, какое-нибудь положительное качество. Причем комплименты должны быть как можно более конкретными: не просто что Вася П. - хороший, а, например, он всегда готов прийти на помощь в трудную минуту, у него красивые глаза, он лучше всех в классе подтягивается на перекладине. 
Часто для застенчивых детей бывают подлинные открытия - они узнают о себе столько хорошего, обнаруживают у себя массу достоинств, о которых даже и не подозревали. Но ведь недаром говорят: со стороны виднее.
Задача родителей - научить детей пользоваться достоинствами, не зацикливаясь на недостатках, то есть "включать" компенсаторные механизмы. Тогда ребенок поймет: "Да, я слаб в математике, но зато я лучший спортсмен".
Детям можно предложить самовыразиться в какой-то роли. Например, мысленно превратиться в другого человека, поговорить чужим голосом, придумать ситуации и проиграть поступки, не свойственные ребенку.





Советы родителям:

​ Расширяйте круг знакомств своего ребёнка.

​ Дайте ему определённую меру свободы и открытых действий.

​ Хвалите ребёнка за достижения, укрепляйте уверенность в себе.

​ Важно найти для застенчивого ребёнка какое – то дело, в котором он найдёт себя и добьётся успеха.

​ Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолению неуверенности в себе.

​ Говорите с ребёнком по душам, дайте возможность высказаться .

Возьмите на вооружение ролевые упражнения из книги В. Леви "Искусство быть другим". Обратите внимание на книгу Т. Л. Шишовой "Застенчивый невидимка". В ней содержатся эмоционально-развивающие игры на преодоление застенчивости для детей 5 - 14 лет.
Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но "соглашатели" убивают собственную личность.
Как можно раньше приучите детей к ответственности за свои поступки и принятию решений.
Научите спокойно относиться к ошибкам, на которых учатся все и от которых никто не застрахован.
Ребенок, преодолевший болезненную застенчивость, откроет для себя новый мир, почувствует вкус жизни и будет успешен и счастлив. На этом наше собрание окончено, спасибо большое за понимание.

Оборудование места собрания, оформление.

Чистый и уютный кабинет.

Выставки научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме.

Таблицы и диаграммы, с результатами проведенных микроисследований.

Бумага, карандаши, ручки.

Расстановка столов, стульев – в соответствие с замыслом собрания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Филатова Ирина Сергеевна

Дата: 13.04.2017

Номер свидетельства: 409008


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства