kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сущность компетентностного подхода в образовательной деятельности ФГКОУ НСВУ МВД России

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Если рассматривать образование человека в контексте его социализации в обществе, а не только в контексте усвоения суммы зна­ний, накопленных человечеством, то компе­тенции становятся ведущим содержанием об­разования, его основными результатами, вос­требованными за пределами учебного заведения, в жизни каждого человека. Тогда смысл образования человека состоит в освоении им какой-либо культурной традиции как системы ранее вы­работанных средств (компетенций), позволя­ющей взаимодействовать с окружающим ми­ром, развивать свои способности, реализовывать себя как «Я» и быть успешным в дан­ном обществе.

Просмотр содержимого документа
«Сущность компетентностного подхода в образовательной деятельности ФГКОУ НСВУ МВД России»

компетентный подход в современном образовании


Если рассматривать образование человека в контексте его социализации в обществе, а не только в контексте усвоения суммы зна­ний, накопленных человечеством, то компе­тенции становятся ведущим содержанием об­разования, его основными результатами, вос­требованными за пределами учебного заведения, в жизни каждого человека. Тогда смысл образования человека состоит в освоении им какой-либо культурной традиции как системы ранее вы­работанных средств (компетенций), позволя­ющей взаимодействовать с окружающим ми­ром, развивать свои способности, реализовывать себя как «Я» и быть успешным в дан­ном обществе.

В докладе международной комиссии по обра­зованию для XXI века «Образование: сокры­тое сокровище» Жак Делор сформулировал «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить». Так, одна из них гласит — «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в бо­лее широком смысле: обрести компетент­ность, которая даёт возможность справлять­ся с различными многочисленными ситуация­ми и работать в группе».

В докладе другого исследователя, В. Хутмахера, отмечается, что есть разные подходы к тому, что определяют в качестве основных компетенций. Их может быть или всего две — уметь писать и думать, или семь: учение; ис­следование; размышление; общение; коопе­рация, взаимодействие; уметь делать дело, доводя его до конца; умение адаптироваться к себе, принимать себя таким, какой есть.

Так что же такое компетентный подход?

Компетентный подход в образовании в про­тивоположность концепции «усвоения зна­ний», а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащи­мися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в различных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причём осо­бое значение придаётся умениям, позволяю­щим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе ре­шения подобных ситуаций и достигать тре­буемых результатов.

Фактически в этом подходе понимание зна­ния как наращивания суммы предметной ин­формации противопоставляется знанию как комплексу умений, позволяющих действо­вать и добиваться требуемого результата, причём часто в неопределённых, проблемных ситуациях. Насколько правомочно подобное толкование понятия «знание»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, попробуем определить содер­жание понятия «знание» и отличить его от близких ему понятий, например, таких как «информация». Определение того, что есть знание — один из ключевых вопросов для любого образовательного подхода.

Таким образом, компетентный подход являет­ся усилением прикладного, практического ха­рактера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направ­ление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Базовая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалённого эф­фекта» школьного образования всё, что изу­чается, должно быть включено в процесс упо­требления, использования. Особенно это ка­сается теоретических знаний, которые долж­ны перестать быть «мёртвым» багажом учащегося и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем. Достаточно вспомнить ставшую крылатой фразу, брошенную кем-то из выдающихся учёных: «Нет ничего практичнее, чем хоро­шая теория».

Ещё один аспект прикладного значения зна­ния касается адекватности содержания обра­зования современным направлениям разви­тия экономики, науки, общественной жизни. Дело в том, что целый ряд умений и знаний, осваиваемых в школе, уже не относится ни к какому профессиональному занятию. Они просто катастрофически устарели и поэтому неупотребимы нигде.

В компетентном подходе перечень необходи­мых компетенций определяется в соответст­вии с запросами работодателей (требования­ми рынка труда), требованиями со стороны академического сообщества и широкого об­щественного обсуждения, на основе серьёз­ных социологических исследований. Овладе­ние различного рода компетенциями стано­виться основной целью и результатами про­цесса обучения, управление достижением которых в учебном процессе и определяют его эффективность, т.е. качество образова­ния, которое кратко можно представить в виде следующей схемы:

требования установленные: работодателя­ми, студентами, преподавателями, прави­тельством, обществом к овладению опреде­лённым набором компетенций;

управление достижением целей/результа­тов обучения (создание всех необходимых ус­ловий);

трансформация требований стандартов в цели и задачи образовательной программы.

Использование компетентной модели в об­разовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процес­са, в управлении им, в деятельности преподавателей, в способах оценива­ния образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, осно­ванным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становится не усвое­ние суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им оп­ределять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Принципиально изменяется и позиция преподавателя. Он перестаёт быть вмес­те с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать уче­нику. Его главной задачей становится моти­вировать учащихся на проявление инициати­вы и самостоятельности. Он должен орга­низовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реали­зовать свои способности и интересы. Факти­чески он создаёт условия, «развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне раз­вития его интеллектуальных и прочих спо­собностей определённых компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществ­ления действий в направлении поставлен­ных целей.

Очевидно, что система отечественного об­разования, основные параметры которой оп­ределялись в прошлом веке на основе иного социально-экономического и политического уклада, перестала отвечать современным реалиям и тем более в опережающем режи­ме предвосхищать их. На этот факт указыва­ют многочисленные исследования, выпол­ненные как российскими, так и зарубежными учёными.




Методист цикла ГМД Н.В. Агульянова

05.05.2015


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Агульянова Наталья Вячеславовна

Дата: 06.05.2016

Номер свидетельства: 324565

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства