Сущность компетентностного подхода в образовательной деятельности ФГКОУ НСВУ МВД России
Сущность компетентностного подхода в образовательной деятельности ФГКОУ НСВУ МВД России
Если рассматривать образование человека в контексте его социализации в обществе, а не только в контексте усвоения суммы знаний, накопленных человечеством, то компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, востребованными за пределами учебного заведения, в жизни каждого человека. Тогда смысл образования человека состоит в освоении им какой-либо культурной традиции как системы ранее выработанных средств (компетенций), позволяющей взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности, реализовывать себя как «Я» и быть успешным в данном обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сущность компетентностного подхода в образовательной деятельности ФГКОУ НСВУ МВД России»
компетентный подход в современном образовании
Если рассматривать образование человека в контексте его социализации в обществе, а не только в контексте усвоения суммы знаний, накопленных человечеством, то компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, востребованными за пределами учебного заведения, в жизни каждого человека. Тогда смысл образования человека состоит в освоении им какой-либо культурной традиции как системы ранее выработанных средств (компетенций), позволяющей взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности, реализовывать себя как «Я» и быть успешным в данном обществе.
В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор сформулировал «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить». Так, одна из них гласит — «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле: обрести компетентность, которая даёт возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе».
В докладе другого исследователя, В. Хутмахера, отмечается, что есть разные подходы к тому, что определяют в качестве основных компетенций. Их может быть или всего две — уметь писать и думать, или семь: учение; исследование; размышление; общение; кооперация, взаимодействие; уметь делать дело, доводя его до конца; умение адаптироваться к себе, принимать себя таким, какой есть.
Так что же такое компетентный подход?
Компетентный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в различных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причём особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Фактически в этом подходе понимание знания как наращивания суммы предметной информации противопоставляется знанию как комплексу умений, позволяющих действовать и добиваться требуемого результата, причём часто в неопределённых, проблемных ситуациях. Насколько правомочно подобное толкование понятия «знание»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, попробуем определить содержание понятия «знание» и отличить его от близких ему понятий, например, таких как «информация». Определение того, что есть знание — один из ключевых вопросов для любого образовательного подхода.
Таким образом, компетентный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Базовая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалённого эффекта» школьного образования всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть «мёртвым» багажом учащегося и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем. Достаточно вспомнить ставшую крылатой фразу, брошенную кем-то из выдающихся учёных: «Нет ничего практичнее, чем хорошая теория».
Ещё один аспект прикладного значения знания касается адекватности содержания образования современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни. Дело в том, что целый ряд умений и знаний, осваиваемых в школе, уже не относится ни к какому профессиональному занятию. Они просто катастрофически устарели и поэтому неупотребимы нигде.
В компетентном подходе перечень необходимых компетенций определяется в соответствии с запросами работодателей (требованиями рынка труда), требованиями со стороны академического сообщества и широкого общественного обсуждения, на основе серьёзных социологических исследований. Овладение различного рода компетенциями становиться основной целью и результатами процесса обучения, управление достижением которых в учебном процессе и определяют его эффективность, т.е. качество образования, которое кратко можно представить в виде следующей схемы:
требования установленные: работодателями, студентами, преподавателями, правительством, обществом к овладению определённым набором компетенций;
управление достижением целей/результатов обучения (создание всех необходимых условий);
трансформация требований стандартов в цели и задачи образовательной программы.
Использование компетентной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Принципиально изменяется и позиция преподавателя. Он перестаёт быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создаёт условия, «развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определённых компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.
Очевидно, что система отечественного образования, основные параметры которой определялись в прошлом веке на основе иного социально-экономического и политического уклада, перестала отвечать современным реалиям и тем более в опережающем режиме предвосхищать их. На этот факт указывают многочисленные исследования, выполненные как российскими, так и зарубежными учёными.