Просмотр содержимого документа
«Сущность и понятие педагогического теста. Компьютерное тестирование и тестовый контроль»
Реферат
на тему: «Сущность и понятие педагогического теста. Компьютерное тестирование и тестовый контроль.»
выполнила:
Галеулина Н.В.
Новокузнецк
2012
Введение
Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений обучающихся. Постепенный переход от традиционных форм контроля и оценивания знаний к компьютерному тестированию отвечает духу времени и общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования.
Тест (test (англ.) – испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт) – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс.
Сущность и понятие педагогического теста.
Развитие информационных технологий приводит к широкому использованию тестирования в педагогической практике. Тесты используются на всех стадиях обучения для различных целей: оценки способностей и склонностей, самооценки и оценки уровня знаний. Они являются основой единого государственного экзамена (ЕГЭ), применяются при аттестации высших учебных заведений.
В настоящее время существуют организации, которые занимаются разработкой компьютерных тестов. Однако преждевременно говорить о наличии единых стандартных тестов проверки знаний по дисциплинам профессионального образования, которые позволяют сравнить знания студентов различных потоков, факультетов, институтов.
«Педагогический тест – это система специально подобранных проверочных заданий специфической формы, позволяющая количественно оценить учебные достижения в одной и нескольких областях знаний». Тест, созданный для проверки уровня усвоения знаний по одной учебной дисциплине, называют гомогенным.
Одной из основных характеристик качественного теста является его валидность. Валидность можно определить как всеобъемлющую качественную характеристику теста, что отражается в приведенных ниже высказываниях. «Степень научности педагогического контроля связана с понятием валидности (т.е. пригодности, адекватности) используемого метода для достижения поставленной цели. Знания можно проверить различными целями, но не все они пригодны для эффективной оценки. Самый пригодный метод и есть наиболее валидный». Понятие валидности касается всех сторон разработки тестов и тестирования. На начальных этапах создания тестов особое значение играет отбор учебного материала, который планируется включить в тест. Важность этого этапа сконцентрирована в таком понятии, как валидность по содержанию, которое в основном предопределяется на стадии отбора тестового материала для включения в тест. Отметим, что сам процесс создания теста, как метода контроля знаний, является итерационным, поэтому совокупность тестового материала может измениться на любом этапе его создания и использования. Например, из-за неполноты (излишней детализации) описания предметной области в вопросах теста, несоответствия требованиям надежности при оценке уровня знаний.
Отношение к тесту, как к методу контроля знаний, имеет несомненные достоинства, ибо в этом случае все этапы подготовки теста и процесса тестирования направлены на конечный результат – достоверную оценку уровня знаний.
Таким образом, гомогенный педагогический тест является валидным по содержанию, если тестовые задания:
находятся в соответствии с изучаемым предметом и полностью отражают его содержание;
не включают вопросы смежных дисциплин, а также дисциплин, изученных ранее.
Поскольку в результате изучения дисциплины студенты должны приобрести не только определенные знания, но и умения, то применительно к педагогическим гомогенным тестам валидный по содержанию тест должен соответствовать учебной программе и включать тестовые задания по всем разделам дисциплины, которые позволяют оценить степень освоения учебного материала, а также умение применять полученные знания в профессиональной деятельности.
Определение валидного по содержанию теста является общей установкой для более детального раскрытия понятия «Содержание дисциплины». При ответе на этот вопрос целесообразно в соответствии с учебной программой выделять содержание разделов, из которых она состоит. Затем вводится понятийный индикатор «Знание раздела», которое раскрывается через названия тем, составляющих тот или иной раздел. Далее при необходимости вводятся индикаторы второго, третьего и других уровней, отражающие названия вопросов, входящих в изучаемую тему. Каждому вопросу ставятся в соответствие один или несколько эмпирических индикаторов, которые и являются тестовыми заданиями. При этом правильные ответы на задания свидетельствуют о знании темы. Ответы на задания по всем темам и разделам отражают уровень знаний дисциплины.
«Педагогический тест является и методом и результатом педагогических измерений. Например, если студент неверно отвечает на вопрос, отражающий понятийный индикатор нижнего уровня, но дает правильный ответ на связанный с ним вопрос более высокого уровня, то в тесте присутствует либо элемент угадывания, либо неточность формулировки тестового задания, либо неудачно выбрана форма его отражения, что в свою очередь требует дальнейшей переработки материала.
Эффективность теста будет тем выше, чем тщательнее отобрано содержание заданий, чем точнее определены связи между ними. Логическую структуру теста можно анализировать различными способами. Наиболее удобной формой анализа является ее графическое представление. Структура дисциплины изображается в виде графа, у которого вершинами служат разделы курса, темы, вопросы, а ребра указывают на их взаимосвязь. Отметим, что такой анализ можно проводить с помощью программных средств, которые используются при концептуальном проектировании объектов экономического управления и служат для описания совокупности элементов системы и их взаимосвязи.
Каждый раздел (тема) может быть информационно и логически завершенной частью теста. В этом случае появляется возможность более гибко осуществлять контроль и управление ходом обучения за счет использования теста в текущем контроле. Кроме того, при анализе структуры теста определяются вершины и графы, удаление которых нарушает целостность теста как системы.
«Тестовое задание – минимально законченная составляющая, часть теста в виде проверочного материала специфической формы». Требования к формам представления тестовых заданий являются достаточно устоявшимися и служат для единства понимания сущности вопроса. Они отражены в Методических указаниях по подготовке педагогически тестовых материалов к сертификации (приложение № 3 к приказу Минобразования России от 17.04.2000 № 1122). В соответствии с ними тестовые задания рекомендуется разрабатывать в одной из четырех форм:
а) задания с выбором ответов (испытуемый выбирает правильный ответ из числа готовых, предлагаемых в задании теста);
б) задания на дополнение (испытуемый сам формулирует краткий или развернутый ответ);
в) задания на установление соответствия между элементами двух множеств;
г) задания на установление правильной последовательности в ряду предлагаемых элементов.
Выбор и соотношение форм представления заданий в гомогенном тесте зависит от специфики учебной дисциплины. Как известно, все курсы, изучаемые в вузах, можно условно разделить на два класса: логические и информационные. В первых из них наряду с изучением фактического материала студенты должны усвоить логику доказательства теорем, решений задач. Эта особенность содержания дисциплины является решающей при оценке уровня знаний. В дисциплинах информационных в основном требуется усвоение формулировок, соотношений, результатов. Следует подчеркнуть, что, безусловно, это деление является относительным, поскольку всякий логический курс требует запоминания определенного количества сведений, а информационный развивает логическое мышление.
При формулировке тестовых заданий значительное место занимают такие формы, как «Установить соответствие», «Установить последовательность», поскольку именно они позволяют описать алгоритм решения задач.
Компьютерное тестирование и тестовый контроль.
Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.
Основными достоинствами данной формы контроля знаний является:
- возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса;
- осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учеником;
- обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;
- правильно оформленный тест повышает интерес к предмету;
- позволяет индивидуализировать работу с учениками;
- экономия учебного времени при контроле знаний и оценке результатов обученности;
- применение тестов позволяет решать проблему саморазвития.
Но, наряду с положительными, есть и отрицательные стороны в применении тестов:
- тестовый контроль не способствует развитию устной и письменной речи учащихся;
- выбор ответа может происходить наугад, учителю невозможно проследить логику рассуждений учащихся.
Основные формы тестовых заданий
1. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов.
Среди этих заданий выделяются такие разновидности, как:
1.1. Выбор одного правильного ответа по принципу: один - правильный, все остальные (один, два, три и т.д.) - неправильные.
Например: При недостатке какого витамина происходит нарушение роста и развития костей:
А) витамина А
Б) витамина В
В) витамина С
Г) витамина D
1.2. Выбор нескольких правильных ответов.
1.3. Выбор одного, наиболее правильного ответа.
Например:
К органическим веществам относятся:
А) белки
Б) белки и углеводы
В) белки, углеводы и жиры
Г) белки, углеводы, жиры и минеральные соли
Каждый из ответов в целом правдоподобен, однако 1-й и 2-й ответ является не полными. Не верен и 4-й ответ, поскольку минеральные соли не относятся к органическим веществам.
2. Задания открытой формы.
Задания сформулированы так, что готового ответа нет; нужно сформулировать и вписать ответ самому, в отведенном для этого месте.
3. Задания на установление соответствия, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества.
Например:
Установите соответствие:
Среда обитания Организмы
1) Организменная а) карась
2) Водная б) медуза
3) Почвенная в) крот
4) Наземно-воздушная г) дождевой червь
5) Наземно-водная д) воробей
е) тигр
ж) аскарида
з) лягушка
и) дизентерийная амеба
4. Задания на установление правильной последовательности (вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях).
Перечисленные формы компьютерного представления тестовых заданий не исчерпывают их многообразия. Многое зависит от мастерства и изобретательности учителя. При создании тестов важно учитывать многие обстоятельства, например, личность тестируемого, вид контроля, методику использования тестов в учебном процессе и т.д.
Выбор формы зависит от:
· цели тестирования,
· содержания теста,
· технических возможностей,
· уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики тестового контроля знаний.
Самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие уровни знаний.
Разработчики тестов должны придерживаться следующих принципов:
• Тест должен соответствовать целям тестирования;
• Нужно определить значимость проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний;
• Должна быть обеспечена взаимосвязь содержания и формы теста;
• Тестовые задания должны быть правильными с точки зрения содержания (корректными);
• Тест должен соответствовать уровню современного состояния науки;
• Содержание теста должно быть комплексным и сбалансированным;
• Содержание теста должно быть системным, но, вместе с тем, вариативным.
В начале любого теста дается краткая инструкция по выполнению задания, например: "Выберите правильный ответ…", "Выберите наиболее правильный ответ…", "Впечатайте в свободном поле ответ…" и т.п. Если задания представлены в одной форме, инструкция пишется один раз для всего теста. Если же тест включает различные задания, то перед каждым новым заданием пишется новая инструкция. Текст задания, как правило, пишется прописными буквами или жирным шрифтом для того, чтобы зрительно сразу же отделить само задание от вариантов ответа.
Главные требования к системе компьютерного контроля заключаются в том, что:
* тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
Текст заданий (и ответов!) компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смысла задания. Полностью должны исключаться повторы слов, малопонятные, редко употребляемые слова, а также неизвестные учащимся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.
* компьютерный тест должен быть простым в использовании;
На экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его.
* в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;
Наличие заранее разработанных правил выставления баллов – это одно из важных требований при тестировании. В общем случае применения тестов за правильный ответ в каждом задании дается один балл, за неправильный - ноль. Сумм всех баллов, полученных учеником, дает число правильных ответов. Это число ассоциируется с уровнем его знаний и с понятием "тестовый балл испытуемого".
* тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;
* вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;
* вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему;
* варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;
* необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.
Литература
Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. – М.: Исследовательский центр Гособразования СССР, 1989. – 168 с.
Романов А.Н., Торопцов В.С., Григоренко Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 303 с.
Хлебникова В.А. и др. Основные принципы построения системы понятий и терминов педагогического тестирования// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. - № 2, - с. 53 – 62