Просмотр содержимого документа
«Статья "Поэты рубежа - А.Блок и К.Васильев"»
УДК 008:316.42
М. Н. Кузьмина
Углич
А.БЛОК И К.ВАСИЛЬЕВ КАК ПОЭТЫ РУБЕЖА ВЕКОВ.
Аннотация.
Рубеж, рубежность – доминанты, позволяющие соотнести поэтический опыт определённой литературной эпохи со специфической парадигмой конкретного автора. Предложена попытка раскрытия особенностей художественного метода К.Васильева на основе систематизации российских социокультурных и художественных практик 20 века в плане реализации рубежности в соотнесении с художественным миром поэта А.Блока.
Ключевые слова:
А.Блок, К.Васильев, рубеж и рубежность, кризис, лирический герой.
Текст.
XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться и на всем характере его культуры. Литературный процесс не может изучаться вне контекста эпохи, а потому писатели непосредственно откликаются на глубинные явления современной жизни, причём особенно остро в пограничные, рубежные эпохи.
«Рубеж» как одна из главенствующих доминант русской культуры и литературы позволяет соотнести представленный 20-м веком поэтический опыт со специфической парадигмой отдельного художника. Осознание «рубежности» очень важно для человека 21-го века для осознания себя, своего народа, своей страны в мире, который стремится к глобализации, чтобы иметь возможность соотнести современный опыт с культурной традицией и понять жизненные и культурные перспективы родной страны, пребывающей на очередном рубеже. В научном дискурсе эта позиция раскрыта в работах М.Блок, Е.А.Ермолина, Г.Ю.Стернина («рубеж эпох» или «рубеж веков»).
Так для России изначально характерно явление рубежности. Наша страна уже более тысячи лет не просто живёт на рубежах: пространственных и временных, она эту рубежность «переживает как состояние души и как состояние общества». Также важнейшим проявлением рубежности является кризис как «доминантное качество» наряду с «переходностью, неопределённостью и неотчётливостью», - пишет Н.Н.Летина в своей монографии «Российский хронотоп в культурном опыте рубежей (18- 20 в.в.)» [5;26] Неслучайно поэт рубежа 19 и 20 веков Блок пытается проанализировать не только собственное восприятие, но и дух своей эпохи: «Передовые умы не могут сказать прямого «да» или «нет», противоречия и двойственность заразили всех поголовно [2;77 ]
Мы сравним двух художников, живших и творивших в рубежные эпохи. А.Блок (1880-1921) и К.Васильев (1955-2001). И в биографическом плане, и в творческом у данных авторов есть много схожих тенденций. Так, например, оба покорно мирились с неблагополучием, воцарившимся в семье, и не сделали ни сразу, ни потом ничего, чтобы изжить конфликт и наладить быт, оба отдали себя во власть жизненного водоворота, и это кружение стало для них источником и почвой поэтического творчества; восприняли собственную драму, виновниками которой были сами, как крест, который им суждён временем и который должны нести до конца. Умерли совсем молодыми: А.Блок в 40 лет, К.Васильев – 46 лет. Отсюда и пафос, и страстность. Рушится мир. Поэт не имеет силы его исправить. Но каждый из авторов по-своему гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни. Так отблеск будущей революции виден в его стихах и поэмах:
Испепеляющие годы!
Бездумья в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть. [1;194]
Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем.
И К.Васильев, сформировавшийся в глубинные советские времена, жил в ожидании преобразований, нового, светлого, но мнимые свободы 90-х не не принесли ему успокоения, поиски оказались напрасными: в этом мире два пути: ложь и одиночество, каждый выбирает свой путь, поэт Васильев выбирает одиночество, но « в своём уме» и «ещё не без души». Каждое его стихотворение, как оголённый нерв:
Мне претят словеса о свободе.
Мне противны витии вон те,
Что всерьёз говорят при народе
О вчерашней его слепоте. [4;237]
К.Васильев, как и А.Блок, не знал, куда зовёт их «рок событий», но оба чувствовали, какова роль поэта на земле. А потому в собственном поэтическом мире художники, которые, как творцы, искали сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два "магических" слова могли означать для них бесконечно многое. Лирический стиль Блока и Васильева— не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей; принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом их поэтики. Поэтому и Блок, и Васильев считали, что поэту отведена особая, великая и ответственная роль: искать гармонию и привносить её в мир людей, пусть даже ценой собственной жизни.
Я грешен, ибо я пишу стихи,
Не знаю, увенчаются ль старанья [4;8]
Мемуаристы Блока и знакомые Васильева отмечают необыкновенное обаяние этих людей, магнетизм. Она основывалась на ярко выраженном и глубоко запавшем в душу несоответствии сдержанности внешнего облика, интеллигентности и интеллектуальности с внутренним накалом чувств, энергетикой, со скрытой, но угадывающейся мятежностью (недосказанность, завуалированность мысли в стихах при полной раскрытости, обнажённости чувства). Более того, настоятельность, с которой мемуаристы от 1920-х годов и до сегодняшнего дня подчёркивают «личное обаяние» Блока, свидетельствуют и о другой, вполне актуальной стороне дела – о непреходящей общественной потребности находить в самом жизненном облике ведущих художников живое воплощение надежд и чаяний эпохи». [6;425]
Рассуждения З.Г.Минц ценны и заслуживаю внимания, к тому же, они также справедливы, оценивая личность провинциального поэта К.Васильева. Безусловно, их близким было очень трудно, но они понимали, как много зависит в жизни их талантливых возлюблённых и детей от их участия и заботы, поэтому молчали и терпели.
Но был ещё один момент, о котором нельзя забывать: привлекательность А.Блока и К.Васильева основывалась на ярко выраженном и глубоко запавшем в душу несоответствии сдержанности внешнего облика, интеллигентности и интеллектуальности с внутренним накалом чувств, энергетикой, со скрытой, но угадывающейся мятежностью (недосказанность, завуалированность мысли в стихах при полной раскрытости, обнажённости чувства). Всё это создавало чувство значительности и порождало обаяние.
Но в жизни оба поэта не только завораживали людей, но и обжигали. У них было какое-то особое качество впитывать в себя в себя общественное неблагополучие, мятежность своего времени, сохраняя внешнюю бесстрастность, которая на таком фоне становилась своеобразным выражением трагедийного характера личности.
Поэтому-то и неудовлетворённость действительностью, пессимизм, разочарованность в поэзии Бок и Васильев сопрягали с мечтой о полном обновлении, о коренном переустройстве мира и человека, главным врагом которого является благоразумный и самодовольный обыватель, человек с мёртвой душой, для которого смысл жизненного существования – в сытости и наживе, покое и материальном благополучии. Поэт Васильев изобличает мещанство жёстко и откровенно:
Грызутся и воют по-волчьи,
А, впрочем, я им не судья.
Присутствую в обществе молча –
В котором и нет мне житья. [4;271-272]
У Блока мы вспомним знаменитое стихотворение «Фабрика».
Лирический герой в поэзии А.Блока и К.Васильева имеет сходство с романтическим героем, т.к. всегда находятся в конфликте с обществом. Они – изгнанники, скитальцы, странники, и часто образ лирического героя неотделим от авторского. Ярким примером этому служит жизнь и творчество великого английского поэта-романтика Байрона. В своём дневнике К.Васильев записал: «Наивысший и последний взлёт романтизма – байронизм. Байронизм – это не течение в искусстве, и, в частности, в поэзии. Это – жизненная позиция – это философия жизни. … Поэты – в большинстве своём - байронисты». (3;64,67) Как удачно заметил Е.Ермолин, что «Константин Васильев – ярчайший поэт-романтик, о котором по справедливости, без преувеличения, можно сказать, что он сжёг свою жизнь на алтаре высокого искусства, принёс её в жертву Аполлону».[4;304] Сложная, изломанная судьба, всеобщее непонимание, протест против мещанского образа жизни … ранняя смерть, но не забвение.
Так и лирический герой в поэзии А.Блока и К.Васильева имеет сходство с романтическим героем, т.к. они всегда находятся в конфликте с обществом. Они – изгнанники, скитальцы, странники, и часто образ лирического героя неотделим от авторского.
Главное, что объединяет двух авторов в познании будущего – это неразрывную неотделимость своего собственного от пути Родины: путь России — это их путь. Лирический герой Блока сопричастен судьбе людей, сочувствует тем, кто «умирает не любя», но стремится к слиянию с Родиной. Автор показывает, что невозможно ни жить, ни плакать без России. В 1915 г. выходит книга с названием «Стихи о России», названная автором «Роман в стихах», в ней есть цикл «Родина» (с 1907 по 1916 гг.). Ту же тему поднимает и К.Васильев:
Родина юная, тысячелетняя,
Солнце холодное, тьма беспросветная.
Женщина… Золушка… Русь… [4;11]
К.Васильев видит в России нечто неразрывно близкое и дорогое, любовно называя Родину «богохранимым краем» и «студёным раем» [7]
Лирику поэтов отличает непреходящая мистичность, интуитивность. Их голос всегда пророческий, а пророчества не всегда хорошие. Отсюда пессимизм и трагизм; чёрные цвета в стихотворениях.
Таким образом, русская литература рубежа веков в лучших своих образцах исполнена чувства трагизма, бунтарского пафоса и тесно соприкасается с политическими интересами общества. Они не противопоставляют современности своё поэтическое слово, а вовлекают её в свой мир, насыщенный взволнованностью. Они ощутили себя на пересечении эпох, на перекрёстке эпох и с глубочайшей искренностью поведали о неблагополучии, воцарившемся в мире, вывели в своих стихах личность, ощутившую себя на перепутье исторических дорог, под гнётом противоречий действительной жизни, которые становились противоречиями собственного сознания.
Библиографический список:
Блок А.А. Избранное: Стихотворения. Поэмы. Театр. Статьи/Сост., вступ. Ст. и примеч. В.Муравьёва. – М., 1980 – с.194
Блок А.А. Сочинения [Текст]: в 6 т./А.А.Блок. – Л.: Худож. лит. Ленингр. Отд-е, 1980-1983. – Т.4. – Л., 1982. – 464 с.
Васильев К. Дневник (рукописи)т.1 стр. 64, 67
Васильев К. Избранное. Стихотворения. Эссе. – Ярославль: НЮАНС, 2003 – с.319