kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Воспитательно-коррекционная работа с учащимися во внеурочной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная направленность внеурочной работы состоит в том, что ученикам предоставляется возможность удовле­творить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным други­ми в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Воспитательно-коррекционная работа с учащимися во внеурочной деятельности»»




Статья

на МО доп.образования



Тема: «Воспитательно-коррекционная работа с учащимися во внеурочной деятельности»





Подготовила:

Кузнецова С.Н.










«Воспитательно-коррекционная работа с учащимися во внеурочной деятельности»

Наряду с учебно-познавательной деятельностью учащеся с ОВЗ являются участниками и других видов деятельности: общественно полезной, трудовой, спортивно-оздоро­вительной, художественно-эстетической, игровой и др. Однако доля их участия в этих видах деятельности и сила влияния послед­них на формирование и развитие личности ученика разные.

Деятельность становится интересной и значимой для учащихся, если она приносит эмоциональное удовлетворение чувству достижения намеченной цели. Не менее важным в отношении к деятельности и результативности коррекционного воздействия на учащихся является включение их в позицию активного участни­ка данного вида деятельности.

Коррекционная направленность внеурочной работы состоит в том, что ученикам предоставляется возможность удовле­творить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным други­ми в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.

Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) не только представляет возможность ученику свободы выбора действия, но и создает условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Воспитательно-коррекционный потенциал внеурочной деятель­ности зависит от ее характера и содержания, от того места, кото­рое она занимает в едином педагогическом процессе, от тех задач, которые решаются в ходе ее осуществления.

Вместе с тем внеурочная воспитательная деятельность сама по себе не решает проблем предупреждения отклонений, в преодолении недостатков развития личности ре­бенка. Для того чтобы она обладала необходимым коррекционно-развивающим потенциалом, содержала в себе компенсирующий и восстановительно-реабилитирующий заряд, воспитательная ра­бота должна быть соответствующим образом организована и пе­дагогически инструментирована, снабжена общепедагогическими и специальными методами, приемами и средствами.

Современная психолого-педагогическая наука и коррекционная практика обладают достаточным арсеналом путей и средств воздействия на личность девиантного подростка, преодоление отклонений в его развитии и поведении.

В то же время, используя те или иные приемы, методы педаго­гического воздействия, необходимо учитывать, что методы исправ­ления личности влияют на сознание, чувства, поведение, на разви­тие личности в целом. Поэтому методы преодоления трудновоспи­туемости без взаимодействия друг с другом могут выступать как средство коррекции поведения, комплексное же их применение делает эти методы средством перестройки личностной системы школьников. Действуя во взаимосвязи, друг с другом, обеспечивая согласованную перестройку сознания и поведения, воспитывая положительные и преодолевая отрицательные качества, педагоги­ческие методы координируют разнообразные стихийные и орга­низованные влияния на личность воспитанника, регулируют отно­шение учеников к себе и другим.

Выделяют четыре группы методов, направленных на исправле­ние отклоняющегося поведения личности:

  • методы разрушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод реконструкции характера;

  • методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:

а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;

б) переориентировки самосознания;

в) переубеждения;

г) прогно­зирования отрицательного поведения;

  • методы перестройки жизненного опыта:

а) предписания;

б) ог­раничения;

в) переучивания;

г) переключения;

д) регламентации образа жизни;

  • метод предупреждения отрицательного и стимулирования по­ложительного поведения:

а) поощрения и наказания;

б) соревно­вания;

в) положительной перспективы (А. И. Кочетов).

Организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с учащимся, используя методы и приемы педагогического воздействия на него, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения ученика, как действенный компонент воздействия на личность.

В целях увеличения положительного влияния на учащегося, усиления коррекционного воздействия коллектива на него можно использовать следующие педагогиче­ские приемы:

  • доверия – ученик выполняет наиболее значимое обществен­ное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

  • постепенного приучения к деятельности на общую пользу - поручения повторяются, усложняются и мотивируются их обще­ственной значимостью;

  • поддержки коллективистических проявлений - поощрение и одобрение коллективом усилий ученика выполнять обществен­ную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отно­шения к нему окружающих;

  • недоверия - коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному ученику из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем са­мым к самокритике;

  • отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы - коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;

  • осуждения безнравственности эгоистических установок и взгля­дов ученика;

  • переключения критики на самокритику, побуждающей учащегося дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

  • включения ученика в коллективные общественно значимые ви­ды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совмест­ным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

Коллективистический характер совместной деятельности - силь­ный фактор в изменении личности и характера поведения учащегося, однако немаловажна позиция учащегося к самому себе, к оцен­ке своих действий и поступков, желание исправить свои негатив­ные качества, ликвидировать отрицательные привычки, заняться своим самосовершенствованием и самовоспитанием.

Без положительного отношения ученика к необходимости самоисправления, без понимания, как это сделать, надеяться на скорейший успех в коррекционно-педагогической работе с девиантными учащимися, на эффективность методов и приемов педа­гогического воздействия не приходится. Только при личной заин­тересованности ученика в самовоспитании, только при полном понимании им его необходимости и возможности целесообразно применять приемы индивидуальной работы с учащимся. Эти приемы следующие:

  • мобилизации внутренних сил ученика на выполнение зада­ния - перед учащимся раскрываются его возможности, умения, не­обходимость предстоящей работы лично для него;

  • активизации (создания) целевой установки - с учащимся раз­рабатываются правила повседневной деятельности (начатое дело выполнять до конца, не браться за множество дел сразу, качест­венно выполнять любую работу, оценивать ее результативность, анализировать ошибки);

  • контрастности - от регулярных неудач в деятельности подво­дить ученика к первым значительным успехам в ней;

  • стимулирования личного достоинства ученика, защиты его самолюбия - предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка в трудных ситуациях;

  • требовательного доверия - подчеркивается неизбежность вы­полнения задания, но оказывается поддержка, укрепляется надеж­да на то, что ученик эту деятельность осилит;

  • поощрения - похвала-поддержка, похвала-побуждение к выпол­нению принятых решений, доброе участие.

Таким образом, взвешенное сочетание индивидуального и коллективного пе­дагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе с учащимися с усиливает ее резуль­тативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности учащихся реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья «Воспитательно-коррекционная работа с учащимися во внеурочной деятельности»

Автор: Кузнецова Светлана Николаевна

Дата: 17.08.2023

Номер свидетельства: 635631


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства