Просмотр содержимого документа
«Статья Способы формирования информационно-коммуникативной компетенции»
Способы формирования информационно-коммуникативной компетенции у педагога в рамках обновленного содержания образования: современные стратегии организации учебного процесса на уроках истории
Курмангалиева Гульден Газизовна- учитель истории
Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная гимназия имени И.Алтынсарина отдела образования акимата города Аркалыка »
Сегодня компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Наша жизнь не стоит на месте – она стремительно развивается, внося свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе – в процессы образовательные.
В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
-Компетентность – это обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.
- Компетентность также определяется как характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности, результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач, проблем. При этом, знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности и сами по себе еще не делают человека компетентным.
Информационная компетентность в современных условиях становится одной из основных, а ее формирование – неотъемлемой частью современного образования.
В современном мире предъявляются новые требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию и истории:
умение выполнять познавательные и практические задания через поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа
умение находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать и преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать)
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить, но как это сделать. Анализ обозначенных проблем определил цель моей педагогической деятельности как обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по истории через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.
В связи с этим определяются задачи: 1. Обеспечение качества усвоения знаний по истории. 2. Развитие общеучебных умений и навыков. 3. Содействие развитию ИКТ-компетентности.
4. Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.
Для решения этих задач может помочь сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:
сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;
установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;
активизировать познавательную деятельность учащихся.
Внедрение интерактивных технологий имеет ряд преимуществ:
Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий
Широко использовать показ репродукций картин художников
Демонстрировать графический материал ( таблицы, схемы)
4. «Оживлять карты»
5. Активизировать учебный процесс и т.д
Интерактивные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:
Как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного
Как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков
Как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы
На этапе изучения нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, использовать влияние на все виды памяти.
На этапе закрепления и контроля возможно использовать электронные тестовые задания, которые позволяют оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.
Кроме того у учащихся появляется возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах.
Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
У китайского народа есть поговорка «Я слышу и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю». Этой поговоркой можно охарактеризовать существующие модели обучения:
Пассивная -ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
Активная - ученик выступает «субъектом» обучения(самостоятельная работа, творческие задания)
Интерактивная - inter (взаимный), act (действовать).Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Формы и методы использования информационных технологий на уроках истории и обществознания
Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:
1)Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.
Преимущества использования презентаций:
I. Преподаватель сам конструирует урок;
II. Возможность использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.);
III. Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране;
IV. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.
V.Урок становится более ярким!
2) Так же в своей педагогической деятельности я использую учебно-методические комплекты (диски): «ЦОРы», «История Казахстана с древности до современности» Это позволяет нагляднее красочнее представит учащимся новый материал.
«+» использования дисков:
Наличие большого количества анимированных исторических карт и заданий на работу с картами.
Использование видео фрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации.
Возможность тестового контроля учащихся.
Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам.
На личном опыте могу сказать, что после таких уроков тема усваивается намного эффективнее, чем при традиционном типе урока.
3) Использование тестов-тренажеров позволяет отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков, корректировать процесс обучения, обеспечивает оценочную деятельность. Дает возможность проводить работу над ошибками в самих тренажерах. Тесты-тренажеры помогают вести подготовку к ЕНТ и итоговой аттестации, что очень актуально на сегодняшний день.
4) Метод проектов через презентации. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом.
Формировать коммуникативные навыки культуры общения
Добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния
Развивать ключевые компетенции
Расширить кругозор
Развить лидерские и организационные качеств личности учащихся
Результатами метода проектов можно считать создание проектов по истории и обществознанию учащимися 6-9 классов («Династия Рюриковичей», «Дети войны», «Моя семья» и др.); создание проектов по истории Древнего Мира « Семь чудес света», «Мифы и легенды Древней Греции»
С помощью данного метода реализованы социальные проекты « Спасибо деду за победу!», «Родина ими гордится!»
Изучив данный вопрос, я пришла к выводу, что интерактивные технологии, как технологии формирующие компетенции учащихся могут использоваться на факультативных, индивидуальных занятиях;
для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.
Список литературы:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
2. Сайт http://www.moi-universitet.ru/effective-school2/ Дистанционный курс «Активные методы обучения».
3. Ревчук И. И. Системно-деятельностный подход в обучении (Интернет - ресурс)
4. Левитан, К.М. О содержании понятия «коммуникативная компетентность». Перевод и межкультурная коммуникация. / К.М. Левитан. Екатеринбург.: Издательство АБМ, 2001. вып.2.
5. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода (Интернет - ресурс)