Просмотр содержимого документа
«Статья "Патриотическое воспитание подростков в системе СПО"»
Константинов Игорь Анатольевич, воспитатель
ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей»
Патриотическое воспитание подростков в системе СПО
Сегодня эта тема очень актуальна. Еще совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитали понятия «Родина», «великая держава», «мы, советский народ»... Раньше ученик смотрел на карту СССР и думал: «Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране». Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками и вдруг – шок. На сегодняшний день картина изменилась, и наши дети видят совершенно другую страну.
В наших детях практически полностью атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всем: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п.
Бесстрастные социологические срезы фиксируют деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 17-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодежи самым важным в жизни, ответили: деньги – 32,7%; деловая карьера и образование – 20%; получить от жизни больше удовольствия – 18,7%. Извечные же ценности собрали такие цифры: любовь – 5,1%; действия ради будущего России – 4,4%; идеалы и вера – 2,7%.
Среди обучающихся СПО было проведено социологическое исследование, которое показало, что считают подростки 15-17 лет наивысшими ценностями (в порядке убывания):
здоровье;
родители;
счастье;
деньги;
любовь;
жизнь;
мама - 92 %;
2 % ответили «не знаю».
На вопрос «Самое главное в жизни – это ...» были даны следующие ответы:
здоровье;
моя семья;
родители;
учеба;
счастье;
мама;
доброта к окружающим;
любовь;
Из этих данных можно сделать вывод, что чувство патриотизма у подростков очень слабо, личностные заботы наших обучающихся лежат, в основном, в области собственного «я». А, тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением «классики», просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.
Подростки очень часто, слышат о том, что миром правят деньги. СМИ, телевидение, газеты и Интернет словно соревнуются в том, кто быстрее и скандальнее преподнесет какую-нибудь «изюминку». Что же делать воспитателю в такой ситуации? Что противопоставить губительной для ума и души информации и страшной действительности, лезущей во все окна и двери? Как сделать высшим элементом национального сознания идею служения Отечеству, научить «Отчизне посвящать души прекрасные порывы ...?»
Эту непростую проблему в меру своих сил и возможностей мы должны решать. Так что же такое «патриотизм»? Дадим несколько определений.
Патриотизм (от греческого patris) – Родина, Отечество и преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.
Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.
Патриотизм это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.
А что же тогда патриотическое воспитание? Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Основными задачами патриотического воспитания являются:
Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите.
Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.
Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
Физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни.
Эта разноплановая и интересная работа может быть проведена в различных направлениях деятельности:
Пропаганда отечественной истории и культуры.
Разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе СПО.
Развитие системы взаимосвязей армии и молодежи.
Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства.
Поддержка деятельности объединений, направленной на реставрацию, восстановление и содержание памятников истории, культуры и архитектуры, мемориальных комплексов.
Воспитание у подрастающего поколения любви к Отечеству, гордости за победы и достижения старших поколений по обеспечению безопасности и стабильного развития государства, ответственности за будущее Отчизны.
Поддержка и развитие молодежной инициативы в деле освоения воинских профессий, изучения военной истории и военного дела.
Подготовка молодежи к военной службе, поднятие престижа профессии защитника Отечества.
Выявление инновационных форм и направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
Оказание помощи ветеранам, семьям погибших при исполнении воинского долга.
Проведение мероприятий, связанных с памятными днями, событиями истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и Флота.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания подростков. Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе. Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в студенческом коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.