kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Организация патриотического воспитания обучающихся техникума посредством урочной и внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены вопросы гражданско-патриотического воспитания в системе среднего профессионального образования. Особое внимание уделено организации внеклассной работы посредством включения в воспитательный процесс кружковой работы в музее и использование нового курса лекционных материалов «Россия – моя история», направленного на углубленное изучение особо значимых с точки зрения патриотического воспитания исторических тем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация патриотического воспитания обучающихся техникума посредством урочной и внеурочной деятельности"»

Власова Надежда Евгеньевна

преподаватель истории

ГБПОУ РО «Гуковский строительный техникум»

г. Гуково

октябрь 2022г.


Организация патриотического воспитания обучающихся техникума посредством урочной и внеурочной деятельности


Аннотация: В статье рассмотрены вопросы гражданско-патриотического воспитания в системе среднего профессионального образования. Особое внимание уделено организации внеклассной работы посредством включения в воспитательный процесс кружковой работы в музее и использование нового курса лекционных материалов «Россия – моя история», направленного на углубленное изучение особо значимых с точки зрения патриотического воспитания исторических тем.

***

Во все времена патриотизм считался одной из главных добродетелей человека. Однако динамика социально-экономических процессов современного общества и смена ориентировочно-ценностной базы подрастающего поколения вызывают все больше опасений о дальнейшей судьбе страны и ее граждан. Таким образом, вопрос патриотического воспитания подростков является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом, родителями и педагогами.

В современных условиях развития российского государства одной из острейших проблем, требующей незамедлительного решения, является необходимость обеспечения единства и целостности страны, что особенно актуально в связи с последними внешнеполитическими событиями. Именно поэтому приоритетной задачей в области государственной образовательной политики является воспитание патриота – носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины.

В связи с этим учреждения среднего профессионального образования, решая в первую очередь образовательные задачи, не должны забывать и о воспитании в молодом человеке разумного и нравственного, помогая при этом каждому обучающемуся определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, которыми являются гражданственность и патриотизм.

Однако патриотизм невозможно привить принудительно, сформировать или искусственно импортировать. Воспитание патриотизма должно стать естественным процессом, обусловленным объективной необходимостью и исторической закономерностью. Ведь патриотическое воспитание молодого поколения сегодня – это залог стабильного развития страны в будущем. Таким образом, перед системой образования стоит важная задача – воспитание принципиально нового демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, обеспечивающей трудом свою материальную независимость.

При этом именно система СПО не только осуществляет формирование профессиональных качеств у обучающихся, но и занимается воспитанием активной жизненной позиции подрастающего поколения России, сопровождающейся гражданско-патриотической зрелостью.

В связи с этим на историю как на образовательный предмет возложена особая миссия – воспитание нравственно-патриотической личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином своего государства. Ведь именно история призвана выявить непреходящие духовные богатства, накопленные человечеством за всю историю его развития, и привить их молодому поколению, устанавливая его взаимосвязь с всеобщими нравственными и духовными законами. Уроки истории были и остаются мощнейшим средством развития у подрастающего поколения способности видеть, чувствовать и понимать окружающий мир, осознавать себя частью этого мира, где роль и предназначение каждого – уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, связанные с ценностными ориентирами.

ГБПОУ РО «Гуковский строительный техникум», имея многолетний опыт по организации процесса патриотического воспитания молодежи, и сегодня в полной мере реализует весь воспитательно-образовательный потенциал для формирования нравственных ориентиров у молодежи.

Патриотическое воспитание в Гуковском строительном техникуме осуществляется посредством как урочной, так и внеурочной деятельности. В целом оно направлено на формирование: чувства привязанности к родному краю; уважительного отношения к родному языку; осознания долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; проявления гражданских чувств и сохранения верности Родине; гордости за социальные и культурные достижения своего Отечества, за символы государства и его народ; чувства уважения к истории Родины и народа, его обычаям и традициям; ответственности за будущее, которое выражается в стремлении посвящать свой труд и способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизма, милосердия, общечеловеческих ценностей.

Одним из приоритетных направлений гражданско-патриотического воспитания является осуществление внеурочной деятельности в рамках кружка «Музейное дело». Музей Гуковского строительного техникума вобрал в себя многолетнюю историю развития как самого образовательного учреждения так музейной педагогики направленной на воспитание патриотизма у студентов.

Созданный силами преподавателей и студентов техникума сегодня музей представляет собой бесценную материальную базу как для изучения краеведения, так для формирования патриотической направленности. За этой историей стоит многолетний труд, сопровождавшийся кропотливой поисковой работой, работой с архивными документами и историческими экспонатами. Большое значение для музейной работы имели и имеют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и более поздних военных конфликтов, в которых участвовала наша страна (Афганистан, Чечня и т.д.). Эти встречи становятся для студентов живым примером мужества, стойкости и патриотизма.

По традиции свой первый урок истории первокурсники проводят именно в музее, здесь же проводятся «Уроки мужества», «Краеведческие экскурсы» и тематические мероприятия.

Музей техникума состоит из трех крупных экспозиций. Экспозиция «Как на Тихом на Дону», посвящена истории и быту донских казаков. В зале Воинской Славы представлена экспозиция «О доблестях, о подвигах, о славе», включающие письма и архивные документы времен Великой Отечественной войны. И, наконец, третья экспозиция посвящена истории образования и развития самого техникума. Одним из новых направлений музейной работы стало создание выставки, посвященной улицам города и тому историческому наследию, которое скрыто в их названиях.

Музейная работа имеет колоссальное значение для формирования и развития патриотических чувств среди молодежи. Во-первых, она расширяет знания студентов  о родном крае, о выдающихся людях нашего города. Во-вторых, музейная деятельность воспитывает любовь к Отчизне и к своему народу. Ну и наконец, работа в кружке «Музейное дело» формирует чувство уважения к предкам и гордости за свою малую родину, за своих земляков. Все это в конечном итоге служит одной главной цели – воспитанию патриотически-настроенной личности, настоящего гражданина своего государства.

Одним из инновационных элементов в области патриотического воспитание является включение раздела «Россия – моя история» в программу общеобразовательной дисциплины история.

Целью данного курса является формирование представлений об истории России, как истории Отечества, ее основных вехах истории, воспитание базовых национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям. Курс имеет также историко-просвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.

Актуальность курса «Россия – моя история» заключается в его практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Курс способствует формированию патриотизма, гражданственности как важнейших направлений воспитания обучающихся [1].

Программа данного раздела включает 32 часа лекционных занятий, в результате проведения которых у обучающихся должны сформироваться устойчивые представления об основных значимых событиях в истории нашей страны, имеющих особо важное значение с точки зрения формирования патриотического самосознания русского народа. Помимо чисто исторических тем, раздел содержит темы обществоведческого и политологического знания. В частности тема «Россия – великая наша держава» содержит материал о становление духовных основ России, о ее государственной символике и месте и роли РФ в современно мировом сообществе. Заключительная тема раздела «Россия в деле» рассказывает о развитии в России приоритетных отраслей экономики. Высокие технологии, энергетика, сельское хозяйство, освоение Арктики, космическая отрасль и т.д. представлены как государствообразующие стратегические элементы.

Все это по замыслам разработчиков курса должно не только сформировать у подрастающего поколения устойчивые знания об основных исторически-значимых событиях в жизни нашей страны, но и породить чувство гордости за нашу Великую державу, сопричастности той важной миссии, которую она всегда выполняла в мировом сообществе.

В обыденной жизни вряд ли кто-то назовет конкретную меру, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это – твоя Родина, твоя Страна.

Одним из условий организации патриотического воспитания в нашем техникуме является формирование у студентов способности познавать сущность Родины, скрытую в духовной жизни народа, в его традициях и обычаях, исторической памяти, которая передается из поколения в поколение. Все это призвано обеспечить главную цель воспитательного гражданско-патриотического процесса – приобретение обучающимися живого духовного опыта, помогающего осознать все достоинство и величие своего Отечества.

Именно поэтому патриотическое воспитание обучающихся Гуковского строительного техникума реализуется с помощью:

1. совершенствования и развития имеющихся, успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию, с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей обучающихся;

2. развития музейно-поисковой работы, являющейся эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания;

3. включения в общеобразовательный процесс новых информационных кластеров, таких как элективный курс «Россия – моя история», представляющий собой концентрат исторической информации направленной на развитие чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Все эти мероприятия являются частью патриотического воспитательного комплекса, вовлекающего обучающихся в разнообразные виды деятельности и формирующего опыт патриотического поведения в каждом выпускнике нашего учебного заведения.

Список литературы и источников

  1. Примерная рабочая программа элективного курса в рамках реализации общеобразовательного блока «Россия – моя история» // https://firpo.ru/activities/russia/docs.html

  2. Адашева Н.В. Формирование исследовательских умений в процессе гражданского воспитания студентов. //Специалист. № 10, 2009.

  3. Боголюбов Л.Н. Идеи концепции гражданского образования [Текст] // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25-26 ноября 2003. — М.: РАО, 2007 — С. 155-159. 2. 2.

  4. Вырщеков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современной российском обществе. -Волгоград. 2006.

  5. Ким Е.Ю. – «Развитие патриотического воспитания у обучающихся среднего профессионального образования»// https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2020/12/04/razvitie-patrioticheskogo-vospitaniya-u

  6. Пивоварова О. Н. Формирование активной жизненной позиции у студентов в урочное и внеурочное время // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 190-192.

  7. Тараканова В.В. Патриотическое воспитание в молодежной среде. Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты: научн.-практ. конф. (2009; Волгоград). Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственный мир современного российского общества проблемы формирования и защиты», 16 марта 2009г., [материалы]/отв.ред. А.А. Огарков. - М.: ООО «Глобус», 2009.- С.276-280



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Власова Надежда Евгеньевна

Дата: 05.11.2022

Номер свидетельства: 616734


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства