Просмотр содержимого документа
«Статья на тему:"Учитель инклюзивного класса"»
Учитель инклюзивного класса
Учитель — основной участник междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка, его семьи, других участников образовательного процесса. Он должен работать в тесном контакте с другими учителями и родителями детей (их законными представителями). Основная цель его деятельности состоит в создании оптимальных условий для развития потенциала каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: • определить категории детей, которым необходимы специальные образовательные условия; • создать в классе условия с учетом образовательных потребностей каждого ребенка; • подготовить весь класс и каждого отдельного ученика к принятию ребенка с ООП; обеспечить детям атмосферу психологического комфорта; • использовать методы, приемы и формы организации учебной деятельности, учитывающие возможности детей с ООП; • применять в урочной и во внеурочной деятельности способы оценки учебных достижений, адекватные возможностям детей; Решение этих задач требует привлечения многих участников: специалистов психолого-педагогического сопровождения (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора); учителей-предметников, воспитателей и обязательного участия родителей (их законных представителей) как субъектов образовательного пространства, несущих ответственность за соблюдение прав детей. Учитель может обратиться к каждому из специалиста с вопросами в рамках его компетентности, а также может прибегнуть к помощи специалистов ПМПК, которые проведут углубленное обследование ребенка и составят необходимые рекомендации.
Можно выделить несколько этапов в работе учителя образовательной инклюзивной организации. На первом этапе происходит знакомство всех участников образовательного процесса: учителей, администрации, детей, родителей, специалистов сопровождения. До этого учитель должен изучить личные дела детей, протоколы их обследования при поступлении в школу, иметь представления о психофизических особенностях каждого, о социальнобытовых условиях его жизни. Здесь эффективны самые разные формы работы — беседы, анкетирование родителей, экскурсии по школе. Вторым этапом является период адаптации к школьной жизни. Для этого важно создать благоприятные условия для привыкания, приспособления ребенка к школе с учетом его индивидуальных возможностей и образовательных потребностей. С первых дней пребывания в школе ребенок с ООП должен почувствовать интерес к урокам, желание учиться и выполнять задания учителя и вместе с тем почувствовать интерес и внимание к самому себе со стороны окружающих. Задача третьего этапа — достижение взаимодействия ребенка с одноклассниками. Учителю надо подготовить класс к приходу такого ребенка, объяснить, в чем ему можно помочь, как с ним общаться и взаимодействовать, какие проявления и поступки по отношению к новому товарищу по классу крайне нежелательны. Четвертый этап заключается в организации комфортного пространства не только внутри классной комнаты, но и вне ее, например, в «зоне отдыха». Важнейшим условием успешности инклюзивного образования является профессиональная компетентность самого педагога. Безусловно, педагог должен обладать знаниями в области теории и методики обучения и воспитания детей с теми или иными ограничениями жизнедеятельности, которые предопределяют их образовательные потребности. Эти знания следует умело применять на практике. Использовать современные технологии, навыки адаптирования, методы и приемы обучения, дидактические и наглядные пособия с учетом общих и особенных образовательных потребностей детей с теми или иными нарушениями или отклонениями в развитии. Педагог должен владеть способностью к творческому моделированию учебных и внеклассных занятий с опорой на вариативность и индивидуальный подход к каждому ребенку. Сложным, но необходимым является умение организовать в инклюзивном классе успешное обучение детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать учебный материал на общих условиях и с одинаковой скоростью с одноклассниками, имеющими нормативное развитие. Профессиональная компетентность включает также организационно-методические умения, важные для реализации инклюзивного обучения, такие как: • составление и выполнение индивидуальной Адаптированной общеобразовательной программы ребенка с теми или иными особенностями проблемного развития; • ведение документации по индивидуальному сопровождению ребенка; • разработка календарно-тематического и поурочного планирования; • использование в педагогической работе программно-методических материалов обучения и воспитания детей с ООП. Психологическая подготовленность педагога к инклюзивному обучению проявляется, прежде всего, в любви к детям, терпении и деликатности при взаимодействии с каждым ребенком, в способности к эмоциональному принятию детей с различными видами нарушений в развитии, независимо от их возможностей, внешнего вида и поведенческих проявлений. Это предполагает умение включать всех детей в различные виды деятельности на уроке, стимулировать их познавательный интерес и навыки коллективной познавательной деятельности.