kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему:«Нужно ли задавать ученикам домашнее задание?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья содержит материал по актуальному на сегодняшний день вопросу: "«Нужно ли задавать ученикам домашнее задание?»"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему:«Нужно ли задавать ученикам домашнее задание?»»













Статья на тему:

Проблемный вопрос: «Нужно ли задавать ученикам домашнее задание?»





















Написала: учитель

математики и информатики

Шмигирилова М.В.

МКОУ ООШ с.Минка

















2023 год



Попробуем ответить на вопрос «Нужно ли задавать ученикам домашнее задание?».



Проблема домашних заданий, увы не новая. По данной теме много споров: нужно ли загружать детей домашними уроками или не нужно? А если нужно, то в каких объемах? Или – чем компенсировать отсутствие таких заданий? Раньше детей заставляли заниматься и на уроках, и после уроков, практически весь день. К началу двадцатого века уже был накоплен опыт работы без домашних заданий: преподаватель читает лекцию, затем каждого, начиная с лучших просит повторять, дополняя их ответ. Оказывалось, что дома тогда не надо ничего повторять.

Существенной причиной, по которой следует избегать домашних заданий, является то, что они поглощают свободное время добросовестных учеников. Учебник не всегда может заменить учителя, но учитель всегда должен заменить учебник. Выполнение учащимися домашних учебных заданий, является одной из форм обучения. Под домашней учебной работой следует понимать самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изученного на уроке материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, а также по совершенствованию умений и навыков самостоятельно пополнять, расширять и упрочивать знания.

Необходимость домашней учебной работы обусловливается следующими факторами:

а) на уроке имеет место концентрированное усвоение изучаемого материала, после чего знания быстро забываются. Чтобы предотвратить это забывание, нужна домашняя учебная работа;

б) овладение научными понятиями требует их неоднократного осмысления и усвоения;

в) обстоятельность и прочность усвоения изучаемого материала достигается только при рассредоточенном его запоминании;

г) домашняя учебная работа имеет важное значение для развития творческих задатков и способностей учащихся.

Исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Между тем появляются публикации, где рассказывается о передовом опыте отдельных учителей, осуществляющих обучение без домашних заданий, и ставится вопрос об их отмене, поскольку они, по их мнению, не приносят никакой пользы и только перегружают школьников. Эти предложения чаще всего основываются на педагогической некомпетентности.

Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.

Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

  • усвоение изучаемого материала по учебнику;

  • выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила по русскому языку, определение признаков делимости чисел по математике, заучивание различных таблиц и т.д.);

  • выполнение письменных упражнений по языкам, математике, литературному чтению и другим предметам;

  • выполнение творческих работ;

  • подготовку докладов по изучаемому материалу;

  • изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.;

  • решение и составление задач.

Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей. Отсюда вытекает, что домашняя работа является естественным и логичным продолжением классной.

Можно установить следующие цели, к которым следует стремиться при организации домашней работы:

  • закрепление в памяти материала, разобранного в классе, и в отдельных случаях – более углублённое и расширенное его изучение;

  • повторение ранее пройденного материала;

  • закрепление и расширение разнообразных навыков и умений, необходимых для самостоятельной работы, посредством выполнения соответствующих заданий. …»

Существуют споры по поводу домашних заданий. Педагоги и родители спорят о пользе домашних заданий. Хотя многие придерживаются мнения, что домашние задания приносят больше вреда и стрессов, другие же напротив, верят, что домашнее задание – это только преимущество в обучении, так как дети учатся думать и действовать более независимо и самостоятельно.

Преимущества домашних заданий :

1. Возможность работы ученика и учителя более близко. Это может проявляться в том, что они могут обсудить порядок выполнения или другие проблемы связанные с учебным материалом, до или после выполнения заданий. В случае, когда учитель и ученик обсуждают выполненное задание (делают работу над ошибками) можно выявить пробелы в знаниях.

2. Домашняя работа может объединить семью, так как ученики, особенно младших классов зачастую просят помощи с заданиями у родителей или братьев и сестер. Занятия родителей с детьми не только имеет положительный результат на самом выполнении, но и вовлекает родителей в самообразование своих детей, при этом родители могут самостоятельно убедиться, в каком предмете их ребенок одарен или, же наоборот имеет проблемы.

3. Подготовка учеников к итоговому тесту. И в случае неудовлетворительного промежуточного результата, ученики уже самостоятельно будут способны изучить тот материал самостоятельно. Поэтому для учителей наиболее важно подготавливать детей по школьной программе.

Домашнее задание позволяет родителям быть более осведомленными в процессе обучения своих детей, а так же помогать им в этом.

Однако, некоторые родители, ученики и даже учителя, считают, что после 7-8 часов занятий не правильно давать задания на дом, чтобы дети занимались еще 2-3 часа.

Причины, по которым не следует задавать домашние задания:

  1. Детям необходимо время на «перезагрузку», отдохнуть от учебного процесса. Напряжение и незавершенное дело может пагубно влиять на психологическое здоровье ребенка.

  2. Дополнительные задания могут сократить время пребывания со своей семьей. Семья – это наиболее важная социальная группа для воспитания и процесса взросления ребенка. Из-за недостатка свободного времени родители могут не заметить, если у ребенка появились проблемы.

3.Домашняя работа может быть причиной конфликта между детьми и родителями. В тот момент, когда родители требуют от ребенка выполнения домашнего задания они могут встретить сопротивление со стороны ребенка, который не желает выполнять все нескончаемые задания.

Главным сегодняшним недостатком, сейчас является, что большой объем домашнего задания может послужить причиной списывания у детей, дети копируют друг у друга задания для того чтобы поскорее справиться с ними, ведь без домашнего задания ребенку угрожает наказание в виде оценки, запретов от родителей и нарекания. Списанная работа может быть не замеченной учителем и иметь положительную оценку, что не благоприятно влияет на обучение детей.

Большинство учителей либо не проверяют, либо не уделяют достаточно много времени  на тщательную проверку выполненной работы. Ввиду того, что у учителей стоит задача по подготовке урока, разработке дополнительного материала и со временем класс переходит на новую тему и новые домашние задания.

В современных нормативах обозначены следующие требования к домашним заданиям:

·         Объем домашних заданий не должен превышать 50% объема аудиторной нагрузки.

·         Объем домашних заданий по всем предметам в совокупности дается обучающимся с учетом возможности выполнения в следующих пределах:

В 1 классе – (со второго полугодия) – до 1 часа

В 2-м классе – до 1, 5 часов

В 3-4 классах – до 2 часов

В 5-6 классах – до 2,5 часов

В 7-8 классах – до 3 часов

Домашнее задание, по мнению психологов, является важной ступенью в учебном процессе. Оно даёт возможность формировать умение самостоятельного поиска. В процессе подобной деятельности школьники формируют определённое отношение к учению.

Домашнее задание выполняет различные функции:

1. Помощь в освоении знаний и тренировке навыков в том случае, если ученик долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

2. Развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

3.Научить рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.



Главное назначение домашнего задания:

  • - воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

  • - овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

  • -формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

  • -формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую раccлабляет ученика.

Бывает, родители сидят с детьми всё время пока ребёнок выполняет домашнее задание и ребенок перестаёт думать, он всё спрашивает у родителей, превращаясь в домашнего ленивца, который ждет от мамы готового ответа. Такие дети потом перестают справляться и с классной работой.

При совместном выполнения домашних заданий, имеются несколько советов:

  1. Дети все разные, к каждому нужен свой подход.

  2. Подсказывать ребёнку решение задачи нельзя, тем более решать за него.

  3. Лучше проверять домашнее задание после его выполнения ребенком. А если обнаружиться ошибка, обязательно нужно разобраться, почему она произошла.

  4. Если у ребенка возникают трудности, не оставляйте их без внимания, разберите их вместе и вовремя. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

  5. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка.



Самое главное: Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий!!!

Родители в процессе выполнения домашнего задания должны пытаться воспитать волевые усилия в ребенке, сформировать у ученика умение добывать необходимую информацию из различных источников и выработать исследовательские умения ученика.

Мало кто из школьников любит делать домашнее задание. Конечно, было бы куда интереснее провести это время с друзьями или посмотреть телевизор, чем делать скучные и сложные уроки. Но иногда для того, чтобы все изучить и выполнить по программе какого-то предмета, в школе времени не хватает. В этом случае для того, чтобы закончить работу, приходится использовать время после уроков.  Домашняя работа-это самостоятельное выполнение заданий, которое позволяет лучше усвоить и закрепить пройденный материал, воспитывает ответственность, учит рассуждать, самостоятельно думать и искать решение, развивает творческие способности и исследовательские навыки у ученика. Кроме того, выполнение домашних заданий вне класса научит тебя также другим вещам, например, правильно планировать свое время, работать самостоятельно . Поэтому очень нужно выполнять домашнее задание. Если ребенок не будет делать домашние задания, то навредит этим только себе: просто он не выучит как следует или не отработает на практике, а значит, не усвоит и не запомнит того, что необходимо и это плохо скажется на его успеваемости. Домашние задания задаются вовсе не для того, чтобы доставить удовольствие учителю, ведь это нужны знания ребенку, чтобы стать грамотнее и умнее.

При этом не менее важно, чтобы родители контролировали и проверяли выполненные домашние работы, но не решали их за ребенка. Родитель должен помогать, если у ребенка возникли трудности в освоении учебного материала, при этом сохранять чувство самостоятельности школьника. И самое главное, родители и учителя не должны забывать, что дети все разные, к каждому нужен свой подход и жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.

 

Итак, вопрос «Нужно ли задавать ученикам домашнее задание?» остается так и не решенным. У каждого своя позиция. Учитель хочет результатов, задавая домашние задания. Ученик, не хочет их делать, так как есть занятия поинтереснее( частое списывание с ГДЗ). Родитель также не хочет домашних заданий, так как сегодняшнее поколение большую часть времени проводит на работе и естественно после нее хочет отдохнуть, а не делать их с ребенком. И получается , как в басне И.А. Крылова : «Да только воз и ныне там.…».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья на тему:«Нужно ли задавать ученикам домашнее задание?»

Автор: Шмигирилова Мария Васильевна

Дата: 16.12.2023

Номер свидетельства: 642502


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства