Статья: "Роль учителя в реализации обновлённого содержания образования"
Статья: "Роль учителя в реализации обновлённого содержания образования"
21 век – век информационных технологий, век, который вносит свои коррективы в процесс образования школьников. Стратегические ориентиры развития образования определены Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее» и находят свое воплощение в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья: "Роль учителя в реализации обновлённого содержания образования"»
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Сало С. В.
ОСШ № 16 г. Темиртау
21 век – век информационных технологий, век, который вносит свои коррективы в процесс образования школьников. Стратегические ориентиры развития образования определены Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее» и находят свое воплощение в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан [1]. Изменения в сфере технологий, коммуникаций и науки предъявляют современные требования к учителям начальных классов, которые должны понимать свою роль в процессах обновления содержания образования и обеспечивать внедрение новых методов, стратегий, подходов в обучении учащихся начальных классов.
Главная задача учителя начальных классов – научить детей учиться, самостоятельно добывать знания и уметь применять их в конкретных жизненных ситуациях, помочь ребенку стать гармоничноразвитой, конкурентноспособной личностью, быть фальсифитатором учебного процесса: как можно меньше говорить самому и давать больше возможности это делать ученикам, создавать комфортную среду для познания, направлять учебную деятельность школьника.
Перед нами возникают проблемы: Чему учить? Как учить, чтобы знания, полученные на уроке, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью? Как повысить качество обучения младших школьников?
В поисках решения этих проблем складывается система работы. Проблема формирования и активизации учебно – познавательной деятельности особенно актуальна для начальной школы, так как именно в младшем школьном возрасте формируется и становится ведущей учебно – познавательная деятельность. От того, насколько успешно будет проходить её формирование, зависит успешность процесса обучения, развития личности в целом.
Как уже говорилось учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому ставится цель – развивать познавательную деятельность учащихся посредством использования отдельных форм и методов обучения на уроках, выступающих как условие успешности обучения.
Одним из факторов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся является разнообразие форм организации обучения. Необходимо включение учеников в активную деятельность, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности. Всё это значительно расширяет учебно - воспитательные возможности урока.
Наиболее эффективным методом могут выступать нестандартные формы уроков. Но современный урок все больше и больше становится необычным по своей форме. Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.
Это, уроки – путешествия, конкурсы, интегрированные уроки, уроки – сказки, тематические игровые уроки. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
Использование ИКТ делают учебный процесс интереснее и эффективнее. Так интернет становится привычной средой обучения, поискам интересного материала к урокам, способствует обмену новыми знаниями и идеями.
В практике мы активно применяем технологию интерактивного обучения. Интерактивные методы и приемы обучения: мозговой штурм, ролевые игры, незаконченное предложение, работа в малых группах расширяют кругозор детей, способствуют развитию речи учащихся, раскрывают их потенциальные возможности и учат работать в группе.
Любому учителю всегда хочется сделать больше и лучше. Учитель всегда стремится найти новые пути достижения этой цели. Область эффективного обучения и преподавания не является исключением. Важно подумать о следующем:
Довольны ли вы своими методами преподавания?
Почему вы заинтересованы в интеграции методов активного обучения и преподавания в существующую практику?
Как вы можете улучшить существующую практику?
Чего вы надеетесь достичь?
Используя активную методологию обучения, мы надеемся на то, что учащиеся придут не только к более глубокому пониманию затронутых проблем, но также у них вырастит мотивация и энтузиазм.
Стоит подумать о следующих вопросах, чтобы увеличить мотивацию учеников:
Соответствуют ли упражнения возрасту?
Полностью ли учащиеся осознают цели работы?
Есть ли у самих учащихся возможность содействовать работе?
Имеют ли все учащиеся одинаковую возможность участвовать в работе?
Достаточно ли разнообразия в ваших видах работы?
Многие учителя и ученики будут находиться на разных этапах опыта, уверенности и развития навыков в отношении активной методологии. Это необходимо принимать во внимание во время планирования уроков. Атмосфера в классе влияет на то, как чувствуют и ведут себя учитель и учащиеся. Она должна поощрять активное обучение и преподавание.
Учащиеся, которые проявляют активность на уроке, накладывают обязательства на роль учителя. Происходит сдвиг от модели, где центральную роль выполняет учитель, к подходу, сконцентрированному на ученике. Также происходит сдвиг от учебы, определяемой конечным результатом, к учебе, где главную роль играет процесс. Эти изменения способствуют тому, чтобы учитель размышлял не только об основных принципах учебы и преподавания, но и об их роли в этом процессе.
В атмосфере активного обучения учителю часто отводится роль посредника, который поддерживает учеников в их учебе и развитии навыков в обсуждении, принятии решений, независимой работе и работе в команде. Важно участие учеников в учебном процессе. Иногда учителю следует принять на себя определенную роль в попытке расширить границы обучения в классе и заставить учеников по - новому взглянуть на какие - то вещи.
Хотелось бы, чтобы задания, которые используются на уроках и во внеурочное время, помогут учащимся оставаться любознательными, проявлять высокую познавательную активность и понять, что умственный труд – это большая радость.
Использованная литература
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы Жол - путь в будущее» // www.аkorda.kz
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва: Издательский центр Академия, 2003г.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Москва: Изд - во Педагогика,1979г.