Статья "Интегративный подход к преподаванию уроков гуманитарного и научно-естественного цикла"
Статья "Интегративный подход к преподаванию уроков гуманитарного и научно-естественного цикла"
Интегрированный урок – это всегда ново и интересно для всех участников педагогического процесса. Статья содержит теоретическое обоснование и план интегрированного урока русского языка и географии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Интегративный подход к преподаванию уроков гуманитарного и научно-естественного цикла"»
Интегративный подход в преподавании предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов
Интеграция в современном образовании отчетливо проявляется во всех компонентах образовательной системы: от создания учебного заведения интегрированного типа до интегрированного урока. Интегрированный урок – это всегда ново и интересно для всех участников педагогического процесса.
Оценка значимости интегрированных процессов полностью зависит от того, какой вклад вносят эти процессы в развитие интеллекта школьника, его исследовательские и прогностические умения воспринимать окружающий мир как единое целое, понимать роль знаний из разных областей науки в процессе развития личности. Важным также следует считать и умение учащихся конструктивно и оперативно решать проблемы разного характера и уровня сложности.
В основе интеграции лежит системный подход. Он позволяет разрешить противоречия между отраженным в программах, учебниках, дидактических средствах и содержании курсов гуманитарного и естественнонаучного циклов в проблеме развития целостной личности, воспитания человека культуры.
Давно было замечено, что не только плохо успевающие ученики, но и многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке, со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках. Дети часто не связывают воедино и разрозненные факты, которые мы им сообщаем в рамках одного предмета.
Поскольку интеграция – это сближение, слияние нескольких наук, то сама интеграция родилась именно как один из способов противодействия опасному процессу обособления наук.
Интегрированные уроки, в нашем понимании, предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный процесс познания, причём не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, так как каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе, и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют чётко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены. Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.
Темы таких уроков и методику их проведения необходимо тщательно продумывать. Только тогда они позволят учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы, лучше понять эти явления, а учителям дадут возможность полнее раскрыться, «почувствовать» проблемы смежных дисциплин. Подобные уроки надолго остаются в памяти школьников и присутствующих на них гостей, они, как правило, хорошо оформлены и эмоциональны. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, то есть создаются условия для полного развития личности учащегося.
Участие учителей смежных дисциплин в организации интегрированных уроков решает и психологическую проблему, позволяющую ребятам легко включаться в новый блок информации. Комбинированный подход снимает монотонность урока и позволяет переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению.
Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени.
В течение урока ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков.
На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды поисковой и творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.
Предлагаем вниманию читателей план интегрированного урока географии и русского языка в 6 классе по теме «Географические названия и их правописание».
Цель урока: синтезировать знания и навыки, полученные раннее учащимися на уроках географии и русского языка.
Ход урока.
ОРГМОМЕНТ. Песня «Глобус».
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.
РАЗМИНКА.
Повторение правил правописания имен собственных.
IV.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ.
Работа с политической картой. Выписать названия только тех стран, через которые проходит экватор.
Проверка с демонстрацией на карте.
Практикум по орфографии. Поставьте эти названия стран в формы косвенных падежей, указанных в скобках рядом с названием.
Работа с литературными текстами.
Работа с политической картой. Найдите на политической карте географические объекты, названия которых встречаются в этих стихах.
Работа в группах. Найти на карте и записать названия стран на –ия.
Работа с литературным текстом и беседа. Изучение географии не ограничивается только специальным кабинетом в школе, а достаточно часто встречаются географические названия в литературных произведениях.
7. Творческая работа. Написать небольшое рассуждение на тему «Что дает человеку изучение географических карт». Это и будет домашнее задание к следующему уроку географии.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
В заключение статьи необходимо отметить результативность данного урока: высокая активность работы учащихся, положительные эмоции и отзывы учеников, присутствующих родителей и педагогов, неординарные творческие работы, выполненные учащимися в качестве домашнего задания. Все это говорит о реализации образовательных, развивающих и воспитательных целей.
Интегративный подход в обучении учащихся рекомендуется учеными, начиная с 5 класса. Оно должно быть подкреплено в сознании детей предшествующим изучением отдельных предметных областей знаний, что способствует наиболее эффективному развитию познавательных способностей школьников.