Статья "Здоровьесберегающая игра как дидактический инструментарий вариативного УМК"
Статья "Здоровьесберегающая игра как дидактический инструментарий вариативного УМК"
Анализ показателей медицинской статистики, теории и практики педагогики и психологии, а также понимание педагогами школы, что значительное место в осмыслении и решении проблем здоровья детей принадлежит системе образования - школа является идеальным каналом для содействия здоровью позволили сформулировать проблему, требующую своевременного решения - резкое снижение уровня физического, социального, психического здоровья учащихся, влияющее на качество обученности, отсутствие необходимых знаний коллектива по формированию и сохранению здоровья школьников и педагогов.
Существующие пробелы и сформулированная проблема позволяют считать тему исследования актуальной, и именно они послужили толчком для внедрения системы использования здоровьесберегающих игр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Здоровьесберегающая игра как дидактический инструментарий вариативного УМК" »
Здоровьесберегающая игра как дидактический инструментарий вариативного УМК
Чебоксарова Марина Ивановна,
учитель начальных классов,
МОУ «Начальная общеобразовательная
школа № 43»
Последние годы наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей нашего города на фоне ухудшения экологической обстановки в сочетании с неблагоприятными климатическими и географическими условиями.
Сама система образования, к сожалению, также вносит лепту в развитие обозначенных ранее тенденций, поскольку, отвечая на требования научно-технической революции и постоянно наращивая объем и интенсивность учебных нагрузок, школа все больше обостряет проблему их переносимости, превращаясь в «больную школу».
К сожалению, МОУ «НОШ № 43» не является в данном случае исключением из существующего правила. Факты говорят сами за себя.
С каждым годом снижается количество абсолютно здоровых детей, приходящих из детского сада, за последние 4 года среднее количество абсолютно здоровых первоклассников составляет около 30%.
Результаты анкетирования младших школьников (методика «Расти здоровым), проведенного педагогом школы показали, что, несмотря на то, дети имеют представления о гигиенических требованиях, факторах, влияющих на здоровье, они мало гуляют, не любят заниматься спортом, с трудом просыпаются по утрам. По результатам диагностики педагог-психолог школы отмечает, что у 45% учащихся отсутствует бодрость по утрам.
Анализ показателей медицинской статистики, теории и практики педагогики и психологии, а также понимание педагогами школы, что значительное место в осмыслении и решении проблем здоровья детей принадлежит системе образования - школа является идеальным каналом для содействия здоровью позволили сформулировать проблему, требующую своевременного решения - резкое снижение уровня физического, социального, психического здоровья учащихся, влияющее на качество обученности, отсутствие необходимых знаний коллектива по формированию и сохранению здоровья школьников и педагогов.
Существующие пробелы и сформулированная проблема позволяют считать тему исследования актуальной, и именно они послужили толчком для внедрения системы использования здоровьесберегающих игр.
Под здоровьесберегающей игрой понимается вид деятельности, мотивом которой является получение положительных эмоций, новых знаний, умений и навыков, развитие личностных качеств и отношений с окружающими, а также сохранение и укрепление здоровья.
Конечно, может возникнуть вопрос: «Почему именно игра?», «Достаточно ли использование только одной педагогической технологии?»
Игру традиционно связывают с детством. Ребенок переступает порог школы, и с этого момента учеба занимает большую часть времени, теоретически становится ведущей деятельностью вплоть до подросткового возраста. И, тем не менее, игровая деятельность продолжается, причем характер ее таков, что позволяет решать возрастные задачи умственного, психического и психологического развития детей младшего школьного возраста.
Игра позволяет сохранять и укреплять здоровье младшего школьника, поскольку данная педагогическая технология состоит из арсенала методов и приемов, позволяющих решать задачи по нивелированию «внутришкольных факторов», пагубно влияющих на здоровье всех участников образовательного процесса.
Так, гиподинамия (дефицит двигательной активности) считается серьезным фактором риска возникновения самых различных заболеваний и функциональных нарушений в организме человека. Исследователи отмечают, что мощным стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка является именно двигательная активность. (П.А. Виноградов и соавт., 1996; Э.М. Османов, 1997; Т.В. Головина, 1999 и др.). Игра в данном случае становится инструментом организации двигательной активности, позволяющим проводить профилактику гиподинамии и стимулировать интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка в рамках образовательного процесса.
Еще одним «внутришкольным фактором» является стресс, причин которого огромное множество, но, по мнению психологов, лучшим способом борьбы со стрессом как для детей, так и для взрослых является игра.
Именно многоаспектность игры как педагогической технологии позволила авторам разработчикам опираться на данную технологию как базовую единицу.
Основным лейтмотивом использования здоровьесберегающих игр в образовательном процессе является недопустимость этапа утомления. Поэтому, на каждом этапе работоспособности используются только определенные типы игр, позволяющие оставаться младшему школьнику на этапе устойчивой работоспособности и эффективно усваивать учебный материал.
Так, на этапе врабатывания (1 урок, начало уроков) используются двигательно-речевые и дидактические игры, на этапе устойчивой работоспособности (1-2 уроки) применяются сюжетно-ролевые игры, при признаках утомления на 1-2 уроках используются профилактические и двигательно-речевые игры, на этапе предутомления (на 3-4 уроке) используются игры на релаксацию.
В течение трех учебных лет каждый учебный день начинается с мотивационных минуток, состоящих из здоровьесберегающих игр, проводятся ежедневные динамические паузы на свежем воздухе в 1-х классах. Во время уроков проводятся физкультминутки и внедряются здоровьесберегающие игры, используется дыхательная гимнастика и релаксация в сочетании с проветриванием класса, элементы точечного массажа, режим моторной поисковой работы, пальчиковая, артикуляционная и мимическая гимнастика, кинезиологический комплекс (упражнения для активизации и развития межполушарного взаимодействия, автор - А.Л. Сиротюк), проводится профилактика зрительного и психофизического утомления через внедрение элементов методики В.Ф. Базарного (зрительно-двигательные траектории, режим зрительных горизонтов, смена поз за конторками) и волшебных игры для глаз (автор Швейкина Ю.Ю).
Таким образом, роль здоровьесберегающей игры как дидактического инструментария вариативного УМК состоит в том, что ее использование в процессе обучения позволяет реализовать в полном объеме принцип вариативности, который представлен следующими составляющими: адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; свобода и плюрализм в образовании; демократический характер образования. Именно здоровьесберегающая игра позволяет ребенку