Статья "Вместе весело шагать" (организация работы с детьми с ограниченными возможностями)
Статья "Вместе весело шагать" (организация работы с детьми с ограниченными возможностями)
Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – как взрослых, так и детей и рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Одним из основных условий социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в развитии является коррекция отношений участников процесса (как детей, так и их педагогов) друг к другу. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие — три составляющих успеха интеграции школы при обучении и воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Вместе весело шагать" (организация работы с детьми с ограниченными возможностями) »
Статья «Вместе весело шагать» (Организация работы образовательного учреждения с детьми с ограниченными возможностями»
В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. С конца XX столетия частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в 2 раза и по разным данным составляет от 6 до 9%.
Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – как взрослых, так и детей и рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Одним из основных условий социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в развитии является коррекция отношений участников процесса (как детей, так и их педагогов) друг к другу. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие — три составляющих успеха интеграции школы при обучении и воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Наша школа имеет большой опыт работы по обучению детей с ограниченными возможностями, так как на протяжении деятельности образовательного учреждения в школе ежегодно обучались дети – инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. Большинство из них впоследствии получили высшее образование, среднее специальное, некоторые продолжают обучение в дистанционном режиме, приобрели достойную профессию, успешно прошли социализацию, работают на предприятиях Норильского комбината и в других учреждениях. Не забывают родную школу, по возможности бывают гостями школы, где их встречают с радостью.
В 2014-2015 учебном году в нашей школе обучаются 3 ребенка - инвалида и 18 детей имеют ограниченные возможности здоровья.
Из них:
- 1 учащийся, ученик 10 «А» класса, в силу своего заболевания все годы обучается индивидуально на дому;
- 2 ребенка – инвалида, учащийся 9 «А» класса и ученица 6 «Б» класса, обучаются в школе;
- 18 учащихся с 1 по 11 класс имеют ограниченные возможности здоровья.
Занимаются школьники по общеобразовательным программам, утвержденным Минобразования РФ. Для учащегося, обучающегося на дому, составлены индивидуальные программы по всем предметам учебного плана в соответствии с нормативными документами. Скорректировано и согласовано с родителями учащегося расписание занятий с учетом посещения им Центра реабилитации «Виктория» в г.Норильске, участием во внеклассных мероприятиях. Одной из важных психологических задач обучения на дому является повышение мотивации учащегося к обучению. Необходимо дать ему возможность почувствовать себя успешным, организовывать его участие в школьных конкурсах и мероприятиях. Учащийся приглашается на все мероприятия, проводимые в классе и школе.
Педагогический коллектив проводит большую работу по оказанию помощи учащимся с ограниченными возможностями в адаптации в образовательную среду на уроках, при обучении на дому, а также во внеурочной деятельности. Результат такой работы – успешная сдача учащимися выпускных экзаменов (ЕГЭ и ГИА), участие в олимпиадах, различных конкурсах в рамках города, во всероссийских, а также международных конкурсах.
В течение нескольких лет в школе работает Центр адаптации «Радуга» по оказанию помощи детям в интеграции в образовательную среду и их социокультурной адаптации.
Логопедической службой школы решаются вопросы развития звуковой стороны речи школьников, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Рабочая программа «Логопедия» опирается на достижения коррекционной педагогики последних лет и разработана на основе авторской методики Т.Г.Визель «Нарушения чтения и письма у детей младшего школьного возраста», методики О.В.Елецкой, Н.Ю. Горбачевской «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями речи».
Программа психологической службы направлена на развитие когнитивной, эмоционально-волевой, личностной сфер учащихся для успешного усвоения содержания материала обучения. Одной из задач является снижение эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального настроения, обучение приемам ауторелаксации:
- формирование позитивной мотивации достижений, способствующей повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
- помощь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов, уменьшение тревожности.
Осуществляется консультативная помощь родителям.
Рабочие программы по русскому языку опираются на сложившийся отечественный опыт преподавания по обучению детей с ограниченными возможностями государственному языку. Общей целью обучения русскому языку является не только получение суммы знаний по грамматике, но и практическое овладение грамотной русской речью для делового общения. Проводятся элективные и факультативные занятия. В качестве средств обучения используются произведения устного народного творчества, художественные тексты, статьи, что способствует развитию у школьников ассоциативного мышления, творческого воображения, повышает уровень эстетической и речевой культуры в целом. Статьи Д.С.Лихачева «Земля родная» считаю бесценными и включаю их в уроки русского языка не только в качестве примеров публицистического стиля речи, но и как тексты, способствующие воспитанию духовности в самом его глубоком смысле. Изложения по классическим литературным текстам, сочинения на их основе дают прекрасную возможность погрузить учащихся в мир неисчерпаемой красоты русской речи, прикоснуться к сокровищам мудрости художников слова.
Русский язык является важнейшей составляющей национальной идентичности, без которой невозможно формирование и развитие гармоничной личности ребенка. В настоящее время русский язык связывает воедино народы, проживающие в России: на русском языке происходит общение людей разных национальных языков. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому его развитие оказывается столь важным для учащихся, а систематическая работа дает мне возможность глубже раскрывать богатства русского языка. По словам известного педагога Вахтерова В.П., «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания».
Новый подход к образовательному процессу и необходимость формирования интеллектуально-творческой личности убеждают меня в том, что необходимо активнее использовать лингвистический анализ текста. Сегодня, когда дети меньше читают, а Интернетом пользуются как средством для сетевых игр или для общения на принятом в сети сленге, необходима и важна работа по расширению словарного запаса учеников.
В связи с принятием Государственного стандарта второго поколения, методологической основой которого является концепция духовно – нравственного развития, воспитания гражданина России, изменились и цели образования. Настоящий стандарт разработан в деятельностной парадигме образования, которая определяет в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Исходя из новых требований стандарта, который требует от учителей понимания и осмысления основной задачи, наша задача - научить ученика умению учиться через универсальные учебные действия. Считаю, что именно системно – деятельностный подход в обучении позволяет получать современное качество образования, так как он выступает как интегральный, междисциплинарный и позволяет осуществить интеграцию школьных дисциплин, это позволит учителю формировать универсальную личность, способную к самостоятельной деятельности.
Главная задача внеклассной работы с детьми с ОВЗ - развитие творческого потенциала школьников. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, потому его развитие оказывается столь важным для детей с ограниченными возможностями. Говорят, что одаренный ребенок – тот, которому повезло, что на его пути встретился человек, заметивший эту одаренность. А что лучше поможет эту одаренность разглядеть, как не внеклассные мероприятия, где ребенок попробует применить и проявить свои таланты? Это различные конкурсы, например, конкурс чтецов, проба «пера», участие в сценках учащихся с ограниченными возможностями.
Занятия в театральной студии при школьном Центре «Радуга» должны помочь детям в увлекательной игре войти в мир музыки; ощутить и пережить ее чувственно; создать предпосылки к формированию творческого мышления; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.
Для укрепления здоровья детей с ОВЗ в школе ежегодно с октября по май месяц учителем физической культуры два раза в неделю проводятся занятия в специальной медицинской группе. На каждого ребенка врачом школы заведена специальная карточка, в которой даны рекомендации по организации занятий с детьми с ограниченными возможностями. Для учащегося, обучающегося на дому, составлено индивидуальное календарно-тематическое планирование по физической культуре с учетом рекомендаций врача.
В этом учебном году будут проведены следующие мероприятия с участием детей с ограниченными возможностями:
1. Игротератия- мероприятия, направленные на:
- формирование уверенности в себе, реализации своих способностей(«На ошибках учатся», «Ученик дня», «Верить и стараться»);
- снижение тревожности и страхов («Неоконченные предложения», «Школа- фантазия», «Что я чувствую в школе?»);
- развитие внутреннего плана действий («Друг к дружке», «Кто точнее?», «Найди смысл»);
- снятие напряжения и раскрепощение детей, дающие возможность проявить индивидуальность(«Чет и нечет», «Подарок другу»).
2. Арттерапия – мероприятия, способствующие личностному росту: «Моя планета», «Я в будущем».
4. Подготовка школьников к участию во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок».
5.Участие школьников в олимпиадах по русскому языку, филологическом чемпионате, чемпионате по литературе
6. Занятия курса «Логопедия».Диагностико-подготовительный этап
7. Занятия курса «Логопедия». Коррекционный этап
8. Использование педагогами информационно-коммуникативных технологий при обучении детей с ОВЗ.
9. Участие детей с ограниченными возможностями в конкурсе чтецов «В добром слове заключена сила».
10.Праздник для детей «Хейро» (празднование появления солнца после полярной ночи).
11. Фотовыставка работ «Наши меньшие братья» ( с участием детей с ОВЗ)
Дети – наше будущее. И мы постараемся сделать так, чтобы у каждого ребенка была возможность проявить себя как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе, чтобы он стал активным участником образовательного процесса, чтобы каждый день приносил радость.