kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Технология разноуровнего обучения в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении.  Считаю, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.
      Сейчас одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы – её дифференцированное обучение, то есть разделение целого на различные части, ступени.
Опыт  показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.
    Целью дифференцированного обучения является  организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

        В статье говорится о том, как можно сделать это на уроках в начачальной школе, приводятся примеры разделение класса на группы.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Технология разноуровнего обучения в начальной школе" »

Технология разноуровневого обучения в начальной школе

 
Школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.
Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении.  Считаю, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.
Сейчас одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы – её дифференцированное обучение, то есть разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Опыт показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.
Целью дифференцированного обучения является организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени: 
•    Выявление отставаний в ЗУН; 
•    Ликвидацию их пробелов; 
•    Устранение причин неуспеваемости; 
•    Формирование интереса и мотивация к учебе; 
•    Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика 
Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса: 
•    по уровню умственного развития (уровню достижений); 
•    по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.). 
Основная цель использования нами технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
  Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта. Диагностика учебных возможностей, которую провели специалисты, дополняет картину. 
Уровень готовности учащихся к обучению в школе не одинаков и снижается с каждым годом. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.
Организуя разноуровневое обучение, мы учитываем интеллектуальные способности детей и на конец 4 класса они выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка.
Дифференцированный подход осуществляем, руководствуюсь следующими требованиями: 
•    создание атмосферы, благоприятной для учащихся; 
•    активное  общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут; 
•    обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может). 
  Для разноуровневого обучения использую: 
•    задания для добровольного выполнения 
•    задания, содержание которых найдено учеником 
•    задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности   

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
По результатам диагностирования класс делим по уровням:
1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.
2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.
3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд "слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.
Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.
Состав групп позволяет мне адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на "зону ближайшего развитии” каждого школьника, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.
При дифференцированном процессе обучения возможен переход из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением интереса к получению знаний.
На основании опыта дифференцированной работы определились следующие основные требования к учебной деятельности учащихся на различных этапах урока.
Схема урока. Объяснение нового материала.
1    этап.
Повторение пройденного материала.
Выполнение учащимися самостоятельных работ различной сложности.
1-я группа
-    выполняет   самостоятельную   творческую   работу,   требующую   осмысления знаний;
-    следит за работой  2-й  и  3-й  групп,  приходят к  ним  на  помощь  в случае возникновения затруднений у учащихся этих групп;
-    готовит  обобщенные   индивидуальные   задания   (карточки)   по   повторяемому материалу для 2-й и 3-й групп.
2-я группа
-    прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу, подготовленному учащимися на прошлом уроке 1-й группы;
-    проверяет домашнее задание у учащихся 3-й группы, повторяя с ними правила, необходимые для усвоения нового материала.
3-я группа
-    применяет на практике  выученные  правила,  самостоятельно     выполняет по опорным схемам работу, которая знакома ученикам этой группы по предыдущим урокам (этой работой учащиеся 3-й группы занимались вместе с одноклассниками 1-й и 2-й групп;
-    повторяет материал, связанный с объяснением нового материала.
2    этап. Объяснение учителем материала всему классу с анализом способов применения новых знаний на практике (работают все группы).
3    этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умения применять усвоенный материал на практике.
1-я группа. Самостоятельная работа по углублению знаний, требующая не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся    не должны тратить время и силы на ненужное повторение.
2-я и 3-я группы. Повторное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем.
2-я группа. Самостоятельная работа по образцу или опорным схемам.
3-я группа.   Доработка по объяснению нового материала:
1)    теоретическое (по учебнику);
2)    типовые тренировочные упражнения под руководством учителя с целью овладения учащимися навыками учебной работы.

  4  этап.    Проверка    результатов    выполнения    самостоятельной    работы начинается с 3-й группы и заканчивается 1-й.
Самостоятельное задание, связанное с новой темой, 3-я группа прослушивает дважды. Объяснение порядка и условий выполнения самостоятельной работы 1-й группы слушают 2-я и 3-я группы.
5    этап. Самостоятельная (общая) работа всех групп. Затем каждой групп предлагается дополнительное задание разной сложности.
Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работ, повышает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке нередко проводится тоже по группам. А посильные индивидуальные задания каждому ученику (в зависимости от того, в какой группе он работает) помогают слабому чувствовать свою нужность: он тоже выполняет посильную часть общей работы.
Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома нацелена на систематическое изучение трудностей, которые учащиеся испытывают при усвоении материала, на изучение пробелов в их знаниях, глубокий анализ их текущих самостоятельных работ и четкую классификацию ошибок. У отдельных учеников непременно должны учитываться неустойчивое внимание, замедленный темп работы, уровень развития речи и др.. Открываются большие возможности для работы с одаренными детьми. Для этого при составлении календарного плана я планирую индивидуальную работу с такими детьми. Аналогичные задания с одаренными детьми имеются по всем предметам. Они-то и позволяют детям не стоять на месте. Единственное, о чем учитель должен помнить при работе в группах - это то, что в ходе работы возможен переход учащихся из одной группы в другую. Учащийся имеет также право выбора -работать самостоятельно или входить в какую-то группу. Следует учитывать, что в условиях групповой работы в классе неизбежен рабочий шум. Работать в группах лучше всего не более 10-15 минут.
Вывод: достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи младших школьников помогают дифференцированные задания на уроках.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Технология разноуровнего обучения в начальной школе"

Автор: Першина Ольга Викторовна

Дата: 06.06.2015

Номер свидетельства: 218081


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства