статья «Современный учитель непрерывно учится сам и постоянно ищет новое содержание, новые методы, новое знание об учащихся»
Статья «Современный учитель непрерывно учится сам и постоянно ищет новое содержание, новые методы, новое знание об учащихся»
Автор анализирует проблемы современного образования, предлагает возможные пути решения: обращение особого внимания на воспитание и обучение дошкольников и учеников начальных классов; развитие ребенка в соответствии с его склонностями, индивидуализация и дифференциация, развитие критического мышления, совершенствование рефлексивного оценивания собственных достижений как учащихся, так и педагогов; развитие у ребенка навыков саморегуляции; изменение подхода к оцениванию, более широкое использование критериального оценивания;применение новых подходов в обучении и преподавании; изменение видения профессионального развития школьных учителей, системы повышения квалификации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья «Современный учитель непрерывно учится сам и постоянно ищет новое содержание, новые методы, новое знание об учащихся»»
Ахметкаримова Гульнар Мурзашовна,
сертифицированный педагог первого уровня,
учитель казахского языка и литературы
КГУ «Средняя школа №6»
отдела образования акимата города Лисаковска
«Современный учитель непрерывно учится сам и постоянно ищет новое содержание, новые методы, новое знание об учащихся»
Самым важным явлением в школе,
самым живым примером для ученика
является сам учитель.
А.Дистервег.
В современном мире происходят глобальные процессы, интеграция эконoмических систем, поднимаются вопросы безопасности, наблюдается рост в развитии технологических отраслей. Происходят перемены и в образовании.
Проработав в системе образования более 20 лет, все больше убеждаюсь в том, что учителя должны располагать достаточным объемом времени, проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метасознания – навыков обучения тому, как учиться. При этом, я уверена, не менее важно самим педагогам постоянно рефлексировать во время собственной практики для того, чтобы учиться на своем опыте и самосовершенствоваться.
Новая эпоха выдвигает новые требования. Теперь молодому человеку требуется быть коммуникабельным, толерантным, понимать значимость и необходимость постоянного профессионального развития и мобильности. Стало быть, должны измениться и приоритеты в образовании. Оно должно не только аккумулировать имеющиеся знания, но и формировать опережающее мышление.
Знакомясь с опытом стран-лидеров в образовательном пространстве мира, я поняла, что многое мы можем использовать и в Казахстане. Очень интересен опыт Финляндии. В этой стране принята концепция «обучающего общества», согласно которой реализуется принцип непрерывного образования и предоставляется возможность учиться в любом возрасте. Это тем более актуально для нас, педагогов, так как только при непрерывном собственном самообразовании и постоянном повышении рефлексивной культуры мы сможем добиться успеха на педагогическом поприще. Интересен тот факт, что всем гражданам этой скандинавской страны предоставляется возможность получать образование в любом возрасте. До 9 класса школьники не оцениваются и не сдают экзаменов. Если у ребенка возникают сложности или проявляется неадекватное поведение, то в начальных классах организовывают разновозрастные группы (1–2, 3–4, 5–6 классы) по десять человек. С такими детьми определенное время в учебные дни работает учитель и не более двух ассистентов-помощников, которые в режиме индивидуальной работы помогают детям справиться с их учебными трудностями и проблемами поведенческого характера. Когда проблема сглаживается, школьник возвращается в свой класс. Может быть, такой опыт применить и в школах Казахстана? Ведь тогда и педагоги будут постоянно анализировать свою работу с учащимися разного уровня знаний и особенностями в поведении, искать новые формы работы.
В то же время, в системе образования Финляндии и Казахстана много общего. И в нашей стране бесплатное среднее образование, предоставляются бесплатные учебники, медицинское сопровождение ребенка. Но почему у нас нет стабильно высокой результативности? Считаю, что отчасти проблема заключается в системе подготовки педагогов, возможно, в процедуре отбора учителей. В Финляндии в системе образования работают только педагоги-магистранты. У нас же в педагогические ВУЗы очень часто попадают случайные люди, сделавшие свой выбор лишь в силу определенных материальных вопросов или же вследствие отсутствия конкурса при поступлении. Конечно, большую роль играет опыт педагога, но только при условии постоянного самообразования, стремления непрерывно повышать собственную методологию преподавания. Во многих школах, в том числе, и в моей, в последнее время все чаще звучит словосочетание «старение профессии». Думаю, что проблема не столько в возрастных особенностях учителей, сколько в их консервативном отношении к собственной деятельности, в нежелании изменить себя, в отсутствии попыток рефлексировать свой педагогический опыт, критически оценить каждый свой урок. Нашим учителям просто необходима постоянно действующая система повышения квалификации. Я убеждена, что при этом повышение квалификации не должно ограничиваться лекциями на курсах и «скидыванием» информации на электронные носители, которые затем лежат в столе учителя, а необходимо, чтобы на предметных краткосрочных курсах педагогов мотивировали на занятие исследованиями, на проектирование, на развитие умений задавать себе самому вопросы высокого порядка, на развитие рефлексивной культуры. Убеждена, что, во-первых, позитивные изменения в образовании возможны лишь тогда, когда оно станет общенациональной ценностью и приоритетом и, во-вторых, педагоги должны быть готовы к непрерывному повышению своего профессионализма через собственную рефлексивную культуру.
Интересным показался мне и план реформы образования в Японии - «План радуги», при этом он достаточно сильно напомнил мне моменты модернизации казахстанского образования. «План радуги» предусматривал семь направлений. Я попробовала отобразить смысл этих направлений в сопоставлении с образовательной политикой моей страны:
1. Улучшение базовой подготовки учеников в системе обязательного образования: предусматривается организация классов по 20 учеников для занятий по базовым предметам, разделение их на группы для специализированных занятий; внимание сосредоточено на развитии индивидуальных способностей (в Казахстане - профильное обучение в 10-11 классах, деление на группы при изучении профильных предметов).
2. Привлечение семьи, общественности в целях «общественного» воспитания (в Казахстане - социально-психологическая служба школы).
3. Создание привлекательного, безопасного окружения для учеников: поощряется участие в школьном образовании различных специалистов, экспертов, которые помогут улучшить контроль за умственным и физическим развитием детей, защитить их от травмирующей информации, принять меры в отношении тех, кто нарушает порядок в школе (в Казахстане - введение пропускной системы в ряде школ)
4. Создание школ нового типа, что повлекло за собой необходимость открытости школьной жизни, привлечение к управлению школами школьных советов (в Казахстане – открытие НИШ, сайты школ, деятельность попечительских советов).
5. Совершенствование профессиональной подготовки учителей: введение системы специального повышения заработной платы для лучших учителей, усовершенствование системы оценки их профессиональной пригодности, принятие соответствующих мер к учителям, которым не хватает квалификации для преподавания и которые не стремятся ее повысить (в Казахстане – организация курсов по уровневым программам, предусматривающих повышение зарплаты).
6. Создание университетов мирового класса (в Казахстане - открытие Назарбаев Университета).
7. Выработка нового взгляда на образование в ХХI в.
Хочу еще раз вернуться к вопросу повышения квалификации учителя. Безусловно, педагоги – неотъемлемое и, конечно, решающее звено в системе образования. Безусловно, сейчас регулярно проводятся краткосрочные курсы, направленные на решение актуальных вопросов школьной практики. Думаю, что они и дальше будут способствовать погружению в проблему, сопоставлению и анализу собственных действий. Ведь наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет не столько деятельность администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся.
Анализируя реформы образования, попытаюсь выделить несколько основных моментов, которые, по моему мнению, необходимо реализовать и в Казахстане:
- обращение особого внимания на воспитание и обучение дошкольников и учеников начальных классов;
- развитие ребенка в соответствии с его склонностями, индивидуализация и дифференциация, развитие критического мышления, совершенствование рефлексивного оценивания собственных достижений как учащихся, так и педагогов;
- развитие у ребенка навыков саморегуляции;
- изменение подхода к оцениванию, более широкое использование критериального оценивания;
-применение новых подходов в обучении и преподавании; - изменение видения профессионального развития школьных учителей, системы повышения квалификации.
Моя школа – образовательное учреждение, призванное, в первую очередь, обеспечить образовательные потребности социума. Обеспечивая высокое качество образования, школа должна быть конкурентоспособной, а это возможно в режиме непрерывного развития и творческого поиска новых подходов, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровне.
Почему же необходимы преобразования в моей школе? Ежегодный анализ методической работы школы, посещение уроков позволяют мне говорить о том, что все еще присутствуют стереотипы в сознании и консерватизм, несоответствие методики преподавания новым тенденциям, недостаточно высокий уровень аналитико-рефлексивной культуры педагогов, массовый поток информационно-бумажной отчетности. Я вижу проблемы в методике преподавания учителей, многие из которых связываю с неумением тщательно обдумывать методы и пути собственного развития, изменения и усовершенствования своей практики преподавания и обучения.
Я уверена, что именно педагоги должны быть в центре перемен в образовании. Ведь именно нам выпускать в жизнь тех, кто будет жить и работать в новых услoвиях. Поэтому учитель просто обязан непрерывно учиться сам и постоянно искать: новое содержание, новые методы, новое знание об учащихся.