статья. Социальное партнерство как фактор повышения качества подготовки специалистов.
Статья. Социальное партнерство как фактор повышения качества подготовки специалистов.
факторы.
Образование – это главный ресурс развития общества. «Образование, как мы понимаем сегодня, предназначено служить условием утверждения нового образа жизни, - как общечеловеческого, так и индивидуального»
Социальное партнёрство по отношению к образованию следует понимать как:
· Партнёрство между социальными группами данной профессиональной общности (профессиональное партнёрство);
· Партнёрство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер.Одним из важнейших направлений национальной образовательной стратегии реализующейся сегодня, является взаимодействие с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта и учреждениями системы дополнительного образования. Таким образом, социальное партнерство является важным фактором в развитии творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, в воспитании в ребенке гражданских качеств, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно- деятельностного (компетентностного) подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции в широком смысле этого слова
Социальное партнерство в сфере подготовки кадров может стать одной из важных и современных форм образовательного менеджмента, поскольку направлено на повышение эффективности профессионального образования, когда происходит согласование интересов сторон на основе соблюдения равноправия сторон, заинтересованности, добровольности, учета интересов партнеров, приоритета примирительных методов и процедур, соблюдения образовательных стандартов, обязательности исполнения договоренностей и др.
По определению М. В. Никитина, «социальное партнерство в профессиональном образовании – это особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, а также территориальными органами управления, нацеленный на максимальное согласие и реализацию интересов всех участников этого процесса»
Цели социального партнерства в области профессионального образования:
1. реализация государственной политики в области образования и подготовки кадров;
2. обеспечение развивающегося рынка труда необходимым объемом специалистов требуемых профилей и квалификаций с учетом основных тенденций стратегического развития экономики;
3. быстрая адаптация, подготовка, обучение и переподготовка кадров к изменяющимся условиям на рынке труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья. Социальное партнерство как фактор повышения качества подготовки специалистов. »
Социальное партнерство как фактор повышения качества подготовки специалистов.
Әлеуметтік серіктестіктердің мамандарды даярлаудағы сапа біліктілігін арттыру факторы.
Образование – это главный ресурс развития общества. «Образование, как мы понимаем сегодня, предназначено служить условием утверждения нового образа жизни, - как общечеловеческого, так и индивидуального»
Одним из важнейших направлений национальной образовательной стратегии реализующейся сегодня, является взаимодействие с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта и учреждениями системы дополнительного образования. Таким образом, социальное партнерство является важным фактором в развитии творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, в воспитании в ребенке гражданских качеств, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно- деятельностного (компетентностного) подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции в широком смысле этого слова.
Социальное партнёрство по отношению к образованию следует понимать как:
Партнёрство между социальными группами данной профессиональной общности (профессиональное партнёрство);
Партнёрство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер.
В образовательных учреждениях среднего профессионального образования работа по организации профессиональной ориентации занимает важное место. Определенно можно сказать, что от этого зависит прием абитуриентов, качество образовательного процесса, востребованность выпускников на рынке труда. Многие образовательные учреждения включают в профессиональную ориентацию поиск работодателей, которые заинтересованы в их выпускниках и выстраивают работу как социальное партнерство на договорной основе.
Экономические преобразования в Республике Казахстан изменили современный рынок труда молодых специалистов. В настоящее время для него характерно противоречие между традициями профессионального образования и потребностями потенциальных работодателей. Очень быстро изменяется номенклатура рабочих мест, постоянно растет спрос на специалистов высокой квалификации. Усилилось значение человеческих качеств работников, ключевых функциональных навыков: коммуникабельность, умение работать в команде, презентовать свою фирму, чувствовать настроение клиента и т. д. При этом каждая организация заинтересована получить специалиста с минимальным сроком его адаптации к производственным условиям.
Социальное партнерство в сфере подготовки кадров может стать одной из важных и современных форм образовательного менеджмента, поскольку направлено на повышение эффективности профессионального образования, когда происходит согласование интересов сторон на основе соблюдения равноправия сторон, заинтересованности, добровольности, учета интересов партнеров, приоритета примирительных методов и процедур, соблюдения образовательных стандартов, обязательности исполнения договоренностей и др.
По определению М. В. Никитина, «социальное партнерство в профессиональном образовании – это особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, а также территориальными органами управления, нацеленный на максимальное согласие и реализацию интересов всех участников этого процесса»
Цели социального партнерства в области профессионального образования:
1. реализация государственной политики в области образования и подготовки кадров;
2. обеспечение развивающегося рынка труда необходимым объемом специалистов требуемых профилей и квалификаций с учетом основных тенденций стратегического развития экономики;
3. быстрая адаптация, подготовка, обучение и переподготовка кадров к изменяющимся условиям на рынке труда.
Социальное партнерство для профессионального образования должно стать естественной формой существования. В условиях рыночной экономики только в тесном контакте с работодателями, другими образовательными учреждениями, общественными организациями, органами управления и самоуправления образовательное учреждение сможет выполнять свое главное предназначение – давать качественную профессиональную подготовку по специальностям, востребованным на рынке труда. Социальное партнерство, восстановление и укрепление связей с предприятиями открывают для образовательных систем дополнительные возможности опережающего развития:
Сегодня одной их главных задач системы профессионального образования, в связи с ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов, является полный учет требований работодателей. Быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда возможно только при создании системы социального партнерства, которая сможет объединить всех выше перечисленных субъектов с учетом интереса к взаимодействию с профессиональной школой на основе партнерских отношений.
Эффективное взаимодействие с работодателем (и потребителем в целом) возможно в том случае, когда наряду с требованиями к уровню подготовки специалистов работодатель предоставляет адекватную финансовую поддержку. Социальное партнерство предполагает разработку пакета нормативно-правовых документов, отвечающих потребностям заказчика и современным технологиям обучения, которые направлены на стимулирование этого партнерства.
Работодатели участвуют в оценке качества профессионального образования выпускников учебных заведений. Представители предприятий входят в состав Государственных аттестационных комиссий, осуществляющих итоговую аттестацию выпускников. Работодатели участвуют и в совместно разработанной с техникумом программе «Производственная (преддипломная) практика». На старших курсах студенты получают во время практики рабочие профессии с целью приобретения студентами знаний, умений и навыков для повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Оставив у себя после производственной (преддипломной) практики студента-выпускника, работодатели, как минимум, получают специалиста с минимальным сроком его адаптации к производственным условиям.
Как показывает наш опыт, формирование современной и высокой культуры социального партнерства – это путь создания конструктивных механизмов смягчения кризисных явлений, ведущий, в свою очередь, к благополучию учреждений системы профессионального образования.
Изменившиеся условия социально-экономического, социокультурного и технологического развития требуют усовершенствование подхода к установлению взаимодействия всех сторон, заинтересованных в решении проблем молодых специалистов. В настоящее время для установления взаимодействия между профессиональными учебными заведениями и организациями, выступающими в качестве работодателей необходимо учитывать множество противоречий, с которыми сталкивается и образовательное учреждение, и работодатель, и молодой специалист:
- подготовка специалистов в системе начального и среднего профессионального образования не всегда соответствует требованиям рынка труда;
- профессиональные ориентации студенческой молодежи не полностью соответствуют требованиям организаций к персоналу;
- завышенные профессиональные притязания выпускников не всегда соответствуют их реальным возможностям.
Эффективная подготовка специалистов через партнёрство учреждений общего, профессионального и дополнительного образования с работодателями города позволяет решить следующие задачи:
- содействие развитию технического творчества, изобретательской деятельности учащихся в системе научно-технического творчества молодежи;
- содействие профессиональному самоопределению школьников в соответствии с их интересами, ориентациями, способностями и с учетом пожеланий, возможностей родителей и спросом регионального рынка труда;
- содействие формированию профессиональных компетентностей через профориентацию, профессиональные образовательные услуги, изучение рынка труда;
- обеспечение непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования;
- формирование адаптационных механизмов для успешной социализации молодежи в системе профессионального образования;
Таким образом, такая организация совместной деятельности позволяет наиболее эффективным и рациональным путем достичь объединение усилий и возможностей социальных партнёров, что способствует раскрытию способностей каждого ученика, развитию их нравственной сферы, патриотизма, позволяет обучающимся получить социальный опыт, воспитывает личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, способную к самоорганизации и имеющего установку на «обучение на протяжении жизни
Литература
1.Анисимова А. П. Проблемы формирования современной личности выпускника на основе компетенций определяющих социальными партнерами. // Право и образование, 2010
2.Григорьев, Д. В. Школа и семья: социальное партнерство в воспитании/ Д.В. Григорьев, О.Ю. Кожурова // Классный руководитель.-2012.-№3.-С.85-88
3. Дюжева, М. Б., Метелев, С. Е. Социальное партнерство – современная форма образовательного менеджмента. // Закон и право. № 7. 2009. - С. 17-18.
4. Никитин, М. В. Модернизация управления развитием образовательных организаций. – М.: Издательский центр АПО, 2007.
5. Н. В.Николаева. Социальное партнерство как фактор повышения качества подготовки специалистов по социальной работе.
Шуманская Татьяна Александровна – преподаватель истории первой квалификационной категории.