Статья " РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ"
Статья " РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ"
Статья "Роль социального педагога в организации социально-педагогического сопровождения дезадаптированных подростков" освещает проблему актуальности социальной дезадаптации подростков в современной школе. В статье раскрываются основные направления и способы профилактики дезадаптации воспитанников в санаторной школе-интернате г. Красного Сулина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья " РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ" »
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ
Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда они не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, неразрешенного экономического кризиса, ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственных норм. Неблагоприятные бытовые, микросоциальные условия оказываются источником многочисленных, различных по силе и длительности воздействия психотравмирующих факторов. Личностные и психические отклонения приводят к дезадаптации и повышенной криминальной активности. Психогенно обусловленные депрессивные состояния у подростков могут быть причиной, а в определенных случаях и следствием социальной дезадаптации. В настоящее время именно в подростковом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый психологическими особенностями подростка, поведением субъективной ценности нравственного здоровья.
Трудности, которые испытывают подростки, обусловлены в том числе и его характерологическими особенностями. Заострение черт характера являются тем фоном, на котором быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм нравственности.
Подростковый возраст определяется как «второе рождение». Рождение социальной личности, готовой вступить в жизнь. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента дезадаптированных школьников, остро нуждающихся в профессиональной помощи социальных педагогов.
В литературе дезадаптированное поведение рассматривается вместе с психологическими особенностями подросткового возраста. Сам по себе «переходный возраст» и его психологические особенности (норма и отклонение) давно интересуют ученых – психологов.
Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.
По точному замечанию И. С. Кона: «Половое развитие — это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Потребность убеждаться в нормальности своего развития, диктуемая всё той же тревожностью, обретает силу доминирующей идеи [1]». Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений.
Мадорский Л. Р. считает, что «центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства зрелости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому [2]».
При нарушении процессов адаптации равнение идет на отрицательные примеры, что приводит к употреблению спиртного, сигарет, асоциальному стереотипу поведения и т.п.
Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усилием социальной отчужденности среди молодежи, все большим распространением в детской среде саморазрущающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма, различным видам социальной дезадаптации и других негативных явлений.
Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. Именно на это направлена социально-педагогическая деятельность.
Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.
Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.
Цель деятельности социального педагога: создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального); оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; защита ребенка в его жизненном пространстве. Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются: 1) деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, психологической, педагогической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития.
Предупредительно-профилактическое направление заключается в:
- предупреждении безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;
- пропаганде правовых знаний. 2) деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие: 3) непосредственную работу с ребенком; 4) посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию. По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна.
Социальный педагог изучает психолого-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, проблемы и трудности, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, своевременно оказывает помощь и поддержку воспитанникам и обучающимся.
Социальный педагог выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семей, средой посредством организации взаимодействия всех служб в условиях учреждения, координации взаимодействия различных специалистов, ведомств и административных органов для комплексного разрешения проблем ребенка.
Способствует реализации прав и свобод обучающихся и воспитанников, созданию комфортной и безопасной обстановки обеспечению охраны их жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча, пропаганде здорового образа жизни. Создает условия для развития и совершенствования талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время.
Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, психологического плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей.
Решение любой проблемы подростка, требующей, вмешательства социального педагога начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение
С организационной позиции педагогическая поддержка в деятельности социального педагога может быть представлена следующими этапами: диагностическим, поисковым, договорным, деятельностным, рефлексивным [3]. В условиях школы данные этапы могут быть представлены следующем алгоритмом деятельности педагогической команды.
Диагностический этап предполагает фиксацию факта дезадаптации, всесторонний анализ социокультурной ситуации, выявление основной проблематики подростка и факторов риска. После анализа ситуации и выявления основных проблем подростка.
Диагностика проводится посредством определения уровней личностной зрелости на основе описания четырёх статусов подростка: психофизического, педагогического, социального, психологического. Статус определяется с помощью экспертных оценок педагогов и специалистов в данной области по специально разработанной пяти бальной шкале с использованием количественного и качественного анализа. Кроме этого идёт заполнение «Карты личности подростка группы риска» и диагностика, значимых для личностного роста показателей: мотивации достижения, социального интереса, творческого потенциала, а также сложных состояний: фрустрации, тревожности, агрессии, ригидности.
Социальный педагог использует в своей работе следующие методы диагностики: структурированное наблюдение, анализ документов, поведения, продуктов деятельности, беседы, интервью, результаты медицинских осмотров, экспертная оценка и др.
Социальный педагог и психолог знакомятся с личным делом подростка, выясняют причины социальной запущенности, степень и характер дезадаптации, уровень учебной мотивации, интеллектуального развития личности подростка. Задача специалистов на первом этапе - установить контакт с воспитанником.
Поисковый этап - организация совместного со школьником поиска причин возникновения проблемы, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны. Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие подростком на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа; помощь в выявлении связанных с проблемой факторов и обстоятельств, причин, которые привели к затруднению.
Поисковый этап предполагает и поддержку в определении цели предстоящего выбора: по ходу выяснения факторов и причин проявляются предварительные «рабочие» выводы и способы достижения целей как выхода из проблемы. Задача педагога поддержать подростка в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае.
Договорный этап - проектирование действий педагога и подростка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в произвольной форме, выбор социально-педагогической технологии. На данном этапе определяется также группа лиц (включая самого подростка), которые отвечали бы за процесс позитивных изменений, каждый на своём уровне. Здесь же к подростку «группы особого внимания» прикрепляется наставник, персонально сопровождающий процесс изменений в личности и поведении воспитанника.
Деятельностный этап - поддержка подростка и морально- психологически, и, если надо, прямая защита его интересов и прав перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действий. Разрешение проблемы выбора требует привлечения психолога, учителя предметника и др.). Причём социальный педагог может выполнять функцию расшатывания, развенчания негативных установок, а психолог взять на себя роль «эмоциональной отдушины», человека, безусловно принимающего подростка, как автономную личность, стремящуюся реализовать свой творческий и социальный потенциал.
Рефлексивный этап - это совместные с подростком обсуждения успехов и неудач предыдущей деятельности, констатация факта разрешимости или неразрешимости проблемы для ее переформулирования, совместное осмысление нового опыта жизнедеятельности. Этот этап может быть как заключительным в разрешении проблемы, так и начальным, поскольку в ходе рефлексии могут «открыться» невидимые раннее причины и обстоятельства и понадобиться переформулировать проблему, искать новые пути ее разрешения.
Основная деятельность социального педагога направлена на профилактику негативных явлений в поведении подростков, оздоровление его окружающей среды, выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной поддержки, способствование созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся.
Проанализируем практическую деятельность по социально-педагогическому сопровождению дезадаптированных подпостков, опираясь на опыт деятельности ГООУ санаторной школы-интерната г. Красного Сулина.
Работа социальной направленности в санаторной школе-интернате осуществляется в рамках социально-педагогической службы, нацелена на выявление состава детей, которым необходимо предоставление специально организованных форм сопровождения и выражается в предоставлении детям разных возрастных групп помощи в организации обучения, свободного времени, досуга, творческой деятельности, адаптации.
Формы: индивидуальные и групповые занятия, досуговые мероприятия, консультация, тренинг, лекция, собрание, рейды в семью.
Социально-педагогическое сопровождение учащихся в рамках учебно-воспитательного процесса направлено на решение следующих проблем:
- трудности, возникающие на пути ребенка в период реализации его интересов и потребностей, во время установления социального статуса;
- проблемы социальной адаптации и дезадаптации, связанные с трудностями усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни;
- проблемы социальной интеграции или дезинтеграции;
- трудности в расширении социальных связей и др.
Основные направления деятельности ГООУ санаторной школы-интерната г. Красного Сулина по социально-педагогическому сопровождению подростков:
1) Диагностическое направление, которое включает в себя:
- выявление «психологически благополучных» детей и детей с проблемами обучения и развития»;
- сопровождение процесса адаптации;
- выявление проблем в образовательном процессе;
- выявление межличностных взаимоотношений;
- изучение особенностей средовой дезадаптации.
2) Прогностическое направление заключается в:
- предупреждении потенциальных нарушений и трудностей;
- создании условий для личностного развития и обучения учащихся;
- определении психологических критериев эффективности обучения и развития школьников.
3) Посредническое направление включает в себя:
- организацию взаимодействия всех служб в условиях учреждения;
- координацию взаимодействия различных специалистов, ведомств и административных органов для комплексного разрешения проблем ребенка.
4) Предупредительно-профилактическое направление заключается в:
- предупреждении безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;
- пропаганде правовых знаний.
5) Психокоррекционно-реабилитационное направление включает в себя:
- коррекцию проблем развития личности ребенка, взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, педагогов, родителей;
- индивидуальное сопровождение ребенка, направленное на преодоление проблем познавательной, коммуникативной деятельности, в том числе обучение по индивидуальным образовательным программам и планам.
- поддержку психологического здоровья педагогов и учащихся;
- организацию досуга учащихся.
6) Консультативно-просветительская деятельность направлена на:
- психологическое консультирование (индивидуальное, групповое) детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;
- разработку и выдачу рекомендаций;
- просвещение педагогов и родителей по вопросам обучения, воспитания, возрастной и социальной психологии;
- решение проблем эффективного сопровождения конкретных школьников.
Основные объекты деятельности социально-психолого-педагогической службы - это дети, подростки, в том числе и дезадаптированные, а также родители и педагогический коллектив, которые являются участниками воспитательного и образовательного процесса и оказывают воздействия на ученика.
Социальные педагоги используют широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских, таких как: наблюдения, беседы, анкетирование, интервью, метод экспертной оценки, параметрический метод, метод оценки эффективности, анализ документов, тестирование, биографический метод и т.д.
В рамках социально-педагогического сопровождение осуществляется взаимодействие с социумом:
Взаимодействие с заинтересованными ведомствами и структурами по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, злоупотребление психоактивными веществами ведется со следующими учреждениями:
- образования (отдел образования, инспектор по охране детства, специалисты по делам «Семьи, материнства и детства», ПУ, Сузы);
- органами внутренних дел (ОВД, инспектор ОДН, комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав);
- инспекции ГИБДД;
- правовая клиника (юристы).
Особое внимание в санаторной школе-интернате уделяется таким направлениям социально-педагогического сопровождения подростков, какпрофилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Психолого-социально-педагогической деятельности по работе с дезадаптированными и «трудными» подростками достигла определенных результатов:
- Был структурирован и приведён в систему функционал руководителей школы и воспитателей в работе с «трудными детьми» и дезадаптированными подростками;
- Составлен пакет диагностик для выявления дезадаптаций и причин трудновоспитуемости подростков, процедуры отслеживания их личностных характеристик и изменений социальной ситуации развития;
- Подобраны и разработаны методические рекомендации по воспитанию трудных подростков для педагогов и родителей;
- Скомплектован фонд справочных пособий, литературы по проблеме социализации подростков, на основе которого составлена картотека методик и методических разработок, направленных на помощь в выстраивании индивидуальной и групповой работы с данной категорией детей;
- В режим работы школы были введены, проводимые классным руководителем или учащимися, пятнадцатиминутки: организационные (по вопросам успеваемости, посещаемости, плана работы и т.д.); тематические (интересная информация, расширяющая кругозор); тренинговые (психологические игры, тесты и т.п.);
- В план воспитательных мероприятий школы вошли акции, ставшие традиционными: «Подросток и закон»; «За здоровый образ жизни»; «Брось сигарету!» А так же специальные (1 раз в четверть) психолого – педагогические тренинги для подростков, состоящих на внутришкольном учете;
- В процессе работы была проведена серия «Круглых столов» и интерактивных семинаров , совещаний, педсоветов посвященных выявлению проблем и изучению новых технологий, способных повысить уровень педагогической компетентности в работе с «трудными» детьми и дезадаптированными подростками;
- Для психолого–педагогического просвещения родителей организован лекторий «Наши дети», являющийся составляющей комплекса мероприятий по реализации школьной программы «Семья».
Проделанная с педагогическим коллективом методическая работа позволила выявить в среде школьников подростков, склонных к девиациям, провести диагностику их личностных качеств, и в последствии отслеживать изменения в их развитии.
На основе результатов диагностик и системного подхода к работе с подростками был создан банк данных «Трудные дети», разработаны и внедрены следующие программы: «Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних»; « Школа здоровья»; «Мое Отечество»»; «Общение»; «Наш досуг»; «Интеллект»; а также программы творческих мастерских.
- Разрабатывались и прошли апробацию индивидуальные программы социально – педагогического сопровождения подростков, склонных к дезадаптивному поведению.
Программы сопровождения включили в себя следующие шаги:
- Выявление подростка, склонного к дезадаптации, включение его в зону особого внимания педагогов.
- Мониторинг социальной ситуации развития, с использованием специально подобранных методик, с опорой на результаты обследования жизненных условий и ближайшего окружения (семьи) ребенка.
- На основе полученных данных, составление индивидуальной программы сопровождения по направлениям:
- Обучение навыкам социальной компетентности: уроки, часы общения, пятнадцатиминутки, факультативы, тренинги, акции и др.
- Организация досуга, занятости: вовлечение в общественно - полезную трудовую деятельность; в организаторскую, творческую, спортивную и др. деятельность;
В результате проделанной работы за последнее время отмечена положительная динамика в снижении количества детей, состоящих на внутришкольном учете. И наоборот возросло в полтора раза количество «трудных» и дезадаптированных подростков, занимающихся в кружках. Все без исключения подростки, состоящие на внутришкольном учете, обеспечены социально-педагогической помощью. Большинство учащихся данной группы на сегодняшний день задействовано в воспитательных мероприятиях, проводимых как на уровне класса, так и на уровне школы.
Так же в санаторной школе-интернате составлен пакет диагностик дезадаптированных подростков, сформирован фонд справочной литературы, проводятся традиционные мероприятия, акции и тренинги по пропаганде ЗОЖ, отработке навыков общения, просвещению родителей; используются индивидуальные программы социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к дезадаптированному поведению.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель деятельности социального педагога заключается в создании благоприятных условий для развития личности подростка и в оказании подростку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем.
Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Так, по отношению к подросткам таковыми являются родители, сверстники, соседи, учителя и социальные педагоги.
ПРИМЕЧАНИЯ
Кон И.С. Введение в сексологию. - М., 1988. - С. 183.
Мадорский Л. Р. Глазами подростков. - М., 1991. - С. 63.
Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М., 2005. - С. 25.