Статья Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы посредством ТРИЗ
Статья Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы посредством ТРИЗ
В своей статье я хотела бы остановиться на новых подходах в преподавании предмета, нацеленных на развитие познавательных способностей в рамках традиционного урока, позволяющего обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
В течение долгого времени я занималась изучением методов и приёмов теории решения изобретательских задач и их использованием на уроках русского языка и литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы посредством ТРИЗ »
Реализация деятельностного подхода
посредством ТРИЗ-технологий
Сухарева И.А., учитель русского языка
и литературы ГКОУ «КЦОО» г. Читы.
В своей статье я хотела бы остановиться на новых подходах в преподавании предмета, нацеленных на развитие познавательных способностей в рамках традиционного урока, позволяющего обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
В течение долгого времени я занималась изучением методов и приёмов теории решения изобретательских задач и их использованием на уроках русского языка и литературы.
Одними из наиболее эффективных технологий, которые могли бы обеспечить «обучение мышлению», на сегодняшний день являются алгоритмические методы на основе теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ). В педагогике ТРИЗ может быть использована для формирования культуры творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мыследеятельности, направленного на развитие творческого воображения (далее РТВ).
Перечислим наиболее известные и эффективные методы ТРИЗ:
метод системного анализа;
метод аналогии;
метод ассоциаций;
метод фокальных объектов;
метод объединения;
морфологический анализ;
мозговой штурм;
конструирование образа;
и др.
Хотелось бы продемонстрировать использование некоторых методов и приёмов на уроках русского языка и литературы.
Метод системного анализа помогает разработать достаточно чёткие правила выполнения упражнений в форме «нежёсткого алгоритма». Если рассматривать объекты как системы, то можно последовательно, используя понятия функционально-системного подхода, формулировать вопросы, которые отражают не только свойства и признаки объекта, но и его связи с окружающим миром. Вопросы могут быть связаны:
а) С функцией объекта.
Функциональный принцип анализа эффективен на уроках литературы, к примеру, при изучении структуры литературного произведения и литературного героя. Если рассматривать образ как систему, то под функцией будем понимать конкретные действия и поступки героя, через которые раскрывается его образ (Что умеет делать? Какую роль может ещё выполнять? Чем любит заниматься? И т.д.)
б) С возможными надсистемами.
Надсистемами нашего объекта являются все внешние объекты, в которые наш объект входит и на которые влияет. Для литературного произведения - это описание географического пункта, где находится объект, дом, в котором происходит действие, природная и социальная среда и т. д. (Где живёт? С кем дружит? Что любит посещать?)
в) С подсистемами объекта.
Под подсистемой объекта мы понимаем части, из которых он состоит, его свойства и признаки. Для образа это будут черты характера, привычки и другие признаки, характеризующие персонаж и его состояние.
На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.
Сегодня в моей практике появилось несколько приёмов, основанных на методике ТРИЗ и помогающих разнообразить и обогатить урок.
Приём «Задай вопрос».
Осмысление учеником материала начинается, когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п. «Спросить – значит понять».
Учитель правоцирует ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ. А. Гин предлагает следующий алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов (А. Гин. Приемы педтехники…).
Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Заметьте, ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно.
Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.
Ребята учатся задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. Совместно мы приходим к выводу о том, что «стоимость», важность вопросов может быть разной. Таким образом, необходимо обязательное ранжирование вопросов.
Вопросы, направленные на репродукцию знаний, требующие точного воспроизведения информации, событий, фактов. Начинаются со слов «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Сколько…?» и т.д.
«Как…?», «Каким образом…?» и т.п. – вопросы, направленные на репродукцию процесса (так называемые «процессуальные знания»).
«Почему…?», «В чем причины…?» и т.п. – вопросы на выяснение причинно-следственных связей.
Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинаются со слов «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».
Понимание как объяснение самому себе, начинается с вопроса (или нескольких вопросов), который (или которые) ученик задает сам себе. Таким образом, ученик с помощью учителя превращает поставленную перед ним учебную цель в череду учебных задач, которые он же себе и создает. Формулирование вопросов является всего лишь одним из видов таких задач.
Кубик Блума
О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Приём «пресс-конференция» позволяет нам найти более эффективный способ педагогического общения. Этот приём педагогической техники кратко описан А.А. Гином. Давайте подробнее прокомментируем его.
Для приёма «пресс-конференция» не требуется ни предварительной подготовки учеников, ни дополнительного оборудования. Лозунг этого приёма – «здесь и сейчас».
Мы наглядно убеждаемся, что педагогический приём – это особым образом организованное педагогическое общение.
Учитель в течение 4-5 минут представляет развернутый план изучения нового материала, знакомит учеников, о чём сегодня пойдёт речь. Затем предлагает устроить своеобразную пресс-конференцию. Ученики выступают в роли журналистов, а учитель в роли «очевидца события» или специалиста по данной проблеме. Учитель просит учеников сформулировать свои вопросы преподавателю.
Можно даже дифференцировать вопросы. Например, поручить одному ряду задать вопросы, начинающиеся со слов «Кто…?», «Что…?»; другому ряду, – начинающиеся со слов «Как…?», «Почему…?», третьему ряду – «Что общего…», «В чём особенности…?». Таким образом, мы получим с вами разнообразные и разноплановые вопросы.
Конечно, излагать учебный материал в определённой последовательности намного легче. Учитель может заглянуть в план-конспект или даже написать его на доске следовать этому плану. Ответы вразброс, вопреки последовательности, потребуют от учителя хорошей подготовки и встретят уважение учеников.
Ребятам можно разъяснить, какие вопросы учитель больше ценит, подчеркивая, что существуют три категории вопросов: репродуктивные, расширяющие знания и вопросы, развивающие познавательную деятельность. Хорошо бы для закрепления материала, попросить учеников повторить ответы на свои вопросы.
Возможен другой вариант пресс-конференции, когда учитель предупреждает, что по окончании пресс-конференции каждый из учеников должен представить «письменный отчёт», написать очерк, дать ему название. В таком случае ученики внимательно слушают не только ответ на свой вопрос, но и обращают внимание и даже кратко записывают ответы на вопросы других.
Как-то на уроке литературы в 9 классе при изучении темы «Образ Евгения Онегина» одна из девочек предложила написать очерк как “корреспондент женского журнала”. Это потребует от них дополнительных усилий, но зато покажет, насколько они свободно владеют учебным материалом.
Приём «ПОПС-формула»
Этот приём, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.
В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.
Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.
В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Пример. (по теме «Воланд и его свита в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»»)
Мартынова Катя. 11 класс.
Я считаю, что Воланд и его свита могут выглядеть привлекательными лишь в обществе падших людей.
Потому, что дьяволу открыта дорога в ад и грешники – это его окружение.
Я могу доказать на примере того, что события в сцене театрализованного представления «обнажили низкие вожделения и страсти» людей, живших в 30-е годы в Москве.
Исходя из этого, я делаю вывод, что Воланд и его свита – это отрицательные герои, представители мира зла.
Для того, чтобы задать общее направление рефлексии учащихся, учитель добавляет в первом предложении несколько слов, определяющих тему обсуждения.
Например, «Я считаю, что Татьяна Ларина…»
«Я считаю, что поэзия Серебряного века…»
и т.д.
Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.
А самое главное, мы предлагаем учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию. В результате такого экспресс-опроса мы получим добротный диагностический материал для оценки качества полученных знаний.