kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "От наставничества к менторингу".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас система наставничества в образовании приобретает другие черты и продвигается на новый уровень. Наставники в основном полагаются на продвижение уже существующих знаний или профессиональных навыков. Иначе говоря, учат тому, что знают сами. 

Наставничество нужно для того, чтобы:

— поддерживать и поощрять осуществление обучения сотрудника;

— передавать накопленные знания, 

— раскрыть потенциал учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "От наставничества к менторингу".»

От наставничества к менторингу.

Ментор: Стадникова Л.В., учитель школы-лицея №8.


О выборе менти я задумалась уже на первом этапе «Лицом к лицу», так как хотела найти его среди коллег по предмету. Проанализировав качественный состав своего МО, я поняла, что выбор будет достаточно трудным: из 12 математиков - 8 пенсионеров, 3 молодых специалиста. Проведя вводную беседу, я рассказала коллегам о желании поделиться полученными знаниями и оказать необходимую помощь в изменение практики, и увидела в глазах опытных учителей усталость, а у молодых специалистов страх, неуверенность в себе. «А я с удовольствием бы попробовала!» - услышала я фразу. Руководитель МО, учитель первой категории, с 20-летним стажем Н.В. всегда открыта к инновациям и творчеству. Об этом говорит уже тот факт, что, именно в этом году она изменила свою деятельность – стала преподавать в классах с углубленным изучение математики. После участия в работе семинара «Из опыта внедрения критериального оценивания» проводимого на базе НИШ г.Семей ее заинтересовал вопрос применения этого опыта в своей практике, но один семинар не смог ответить на все возникшие вопросы. Поэтому несмотря на загруженность Н.В. решила принять участие в процессе менторинга. Мы близки по возрасту, опыту и темпераменту, у нас сложились дружеские отношения и это стало второй из причин моего выбора, так как мне не нужно было тратить время на установление личностного контакта и доверительных отношений, которые являются важным условием эффективности процесса. Я изначально ожидала высокой эффективности от нашего сотрудничества и взаимодействия.

Я поставила перед собой конкретную задачу — довести менти в его профессиональном развитии до такого этапа, на котором он сможет самостоятельно и с полной ответственностью выполнять порученные ему профессиональные задания.

Процесс менторинга достаточно объемный и последовательный, поэтому я как ментор постаралась тщательно распланировать этапы работы с менти, после чего новые подходы были внедрены в практику подопечной:

  • в первой беседе объяснена суть процесса менторинга. Моя задача в процессе менторинга – оказать посильную помощь во внедрении новых подходов в практику учителя, задача менти – применить новые знания в своей практике;

  • посещен традиционный урок подопечной, в ходе обсуждения которого определены её ощущение состоянием собственной практики, потребностей в профессиональном плане;

  • проведена беседа с подопечной, в ходе которой кратко изложены основные идеи Программы, суть новых подходов в преподавании и обучении. Определены основные аспекты, которые прежде всего будут внедряться в практику учителя - это диалогическое обучение и работа с одаренными учащимися. Подготовила и передала пакет документов для самостоятельного изучения.

  • приняли участие в коучинг-занятиях(фото1) по диалогическому обучению, критериальному оцениванию, проведенных мною и коллегами по курсам. Обсудили возможность применения новых подходов в практику менти.

  • мною проведен урок математики, с приглашением подопечной. На уроке демонстрировались те изменения в практике, которые были предложены подопечной, в том числе: совместное целеполагание, организация групповой работы, применение формативного оценивания; работа с одаренными детьми; применение приемов для развития критического мышления; заполнение листов саморефлексии. Этот урок позволил Н.В. увидеть в действии внедрение новых подходов. Урок, по признанию подопечной, дал наглядное представление тому, как можно эти подходы внедрить в собственную практику.

  • определен класс для реализации процесса менторинга, провели анкетирование- разрешение родителей на видеосъёмку детей;

  • обсудили план личного развития, сформулировали цели по профессиональному росту Н.В., на основании которого совместно составлено среднесрочное планирование на серию уроков по теме «Действия с обыкновенными дробями», в котором были введены семь модулей программы. На основе этого плана учитель уже самостоятельно составляла поурочное планирование.

  • определены методы сбора информации для самоанализа и самооценки действий, в целях корректировки, дальнейшего развития данного процесса.

В ходе менторинга я посетила четыре урока своей подопечной, постоянно вела дневник ментора, где отображала изменения не только в работе менти, но и свои личные. В фокусе моего наблюдения были введение диалогического обучения и работа с одаренными детьми. Уроки фиксировались видеосъемкой, в течение урока я заполняла различные формы наблюдения, в зависимости от цели посещения.

По окончании каждого урока я сначала сама просматривала урок, составляла вопросы для профессиональной беседы, так как это мой первый опыт менторства в таком формате. Затем вместе с подопечной просматривалась видеозапись проведенного урока, проводилась беседа, в которой делался анализ урока с обсуждением не только результатов урока, а акцентировала внимание на введение изменений в практику и корректировался план следующего урока. На всех консультациях и профессиональных беседах я старалась создавать диалогическую атмосферу общения, стимулировала независимость, самостоятельность и активность менти.

Так как основные аспекты, которые прежде всего будут внедряться в практику учителя - это диалогическое обучение и работа с одаренными учащимися, особое внимание в процессе менторинга уделяли групповым формам работы и составлению заданий высокого уровня. Так совпало, что первый урок был онлайн на область. Обсудили основные формы работы, проработали каждое задание, определили что учащиеся будут работать в смешанных группах, но состав решили не менять. Н.В. выделила для меня учащихся, являющихся талантливыми и одаренными, наблюдение над которыми мне предстояло проводить и определили цель обучения, целесообразную для совместной групповой работы (приложение 1). Роль лидеров предоставили одаренным детям. Анализируя результаты первого урока, было решено изменить рассадку детей по группам. Посоветовались и решили, что составим группы так, чтобы дети с более высоким уровнем подготовки были в одной группе и выполняли более сложное задание: составляли вопросы высокого уровня, выступали в роли экспертов. При обсуждение второго урока, по просьбе менти, изменили фокус наблюдения и уделили внимание критериальному оцениванию: ввели тест с оцениванием на компьютере, перед самостоятельной работой разработали и озвучили критерии оценивания, давали формативную оценку работе каждой группы. Третий урок был построен на групповой форме работы (фото3): смена состава групп и распределение ролей происходила при выполнения каждого задания. При анализе обсудили, какие стратеги образования групп сработали и способствовали развитию диалога, обратила внимание учителя на использование вопросов высокого порядка. На четвертом уроке использовали мозговой штурм для ввода в новую тему, в результате состоялась исследовательская дискуссия; с помощью ромашки Блума ученики сами формулировали, отвечали на вопросы(приложение 3); разнообразили формы использования ИКТ, что позволило оценить качество ИКТ составляющей урока менти(приложение 3).

Наиболее успешно учителем вводились в практику уже знакомые моменты, например, техники и приемы развития критического мышления, ИКТ, так как для детей это не было новыми видами деятельности. Как показал самоанализ подопечной, в новом контексте они стали более эффективны и привели к лучшим, чем ранее, результатам.

Вместе с тем были организационные затрудния в работе групп. Возможно, на это повлияли возрастные особенности класса: дети 10-11 лет все хотят быть лидерами, командирами группы, не осознавая ответственности за поручение. Сложно проходило деление на группы в плане того, что ребята всегда хотели работать вместе только по желанию. Огорчение, что работаешь с другими детьми, сказывалось и на эффективности деятельности. Но, надо отметить, что данный форма вызвала у ребят и положительный отклик, в своем интервью они отмечают работу в группе самой трудной, но интересной. В анкете менти отметила, что продолжит работу в данном направление, так как это способствует развитию коммуникативных навыков учеников.

По результатам наблюдений, анкет и бесед с менти, интервью с учениками я считаю, что процесс менторинга серьезно изменил процесс обучения учеников.

Ученики научились:

  • активно и продуктивно работать в группе, строить диалог;

  • проводить оценивание и взаимооценивание по критериям;

  • формулировать вопросы высокого порядка.

Менти научился:

  • организовывать диалогическое обучение учащихся через взаимодействие в группе;

  • использовать исследовательскую дискуссию при выработке стратегий решений задач повышенного уровня;

  • составлять ССП по теме;

  • применять разные виды формативного оценивания;

  • выдерживать паузу после заданного вопроса.

Как написала моя подопечная в резюме своего отчета, результат превзошел ее ожидания и погружение в менторинг утвердило ее в желании стать слушателем курсов третьего (базового) уровня.

Я научилась как ментор:

  • вести наблюдение за учащимися с определенной целью и делать анализ на основе наблюдений;

  • системно исследовать свою деятельность в качестве ментора, находить проблемы, с целью их дальнейшего решения.

  • создавать атмосферу сотрудничества, корректировать убеждения (свои и менти) на основе полученного опыта.

За время проведения менторинга наши отношения с Н.В. изменились. Практически каждый день мы общались – это были и профессиональные беседы, и минутные консультации и телефонные звонки. Если раньше мы были больше подругами, чем коллегами, то сейчас за счет уважения друг к другу как профессионалу и творческой личности, мы в беседах обсуждаем не только личные темы и учеников, но и наши возможности и потребности в изменениях педагогической практики, что обогащает потенциал каждого из нас.

Вместе с тем, если бы мне представилась возможность повторить данный опыт, я бы по-другому провела этап ознакомления с теорией. Мы были поставлены в особую ситуацию: уже первый урок менти был проведен в формате онлайн для Павлодарской области(фото4), поэтому пришлось форсировать этап изучение литературы. Я дала бы возможность посетить все мои уроки, принять участие во всех коучингах, а лишь затем перейти к ее практике. Сейчас имея за плечами свой опыт, а главное подборку видеоматериалов уроков(своих и менти) по внедрению новых подходов в практику, работая с новым менти, при изучении материала, я буду показывать фрагменты уроков, на которых по-разному демонстрируются данные изменения.

Пройдя через данный формат сотрудничества с коллегой, я убедилась в том, что менторинг отличается от традиционного наставничества тем, что этот процесс обязательно двунаправленный. И ментор и менти получают каждый свой результат, общий в постановке единых целей и задач, и индивидуальный в практической деятельности.

Для того, чтобы процесс менторинга сделать более эффективным необходимо:

  • планировать его также тщательно, как и уроки,

  • на каждом этапе рефлексировать вместе с коллегой и вносить коррективы в дальнейшее сотрудничество,

  • строить доброжелательные личностные отношения с подопечным,

  • развивать у менти уверенность в себе, настраивать на новые достижения и изменения, стимулировать в нем интерес к инновациям и к творчеству.

Для меня этот опыт в качестве ментора также очень важен. Являясь наставником молодого специалиста, я всегда стремилась поделиться опытом, своими профессиональными находками, но именно при изучении и внедрении в свою практику этого подхода Программы осознала его возможности и эффективность. Не только я продолжу сотрудничество с коллегами в этом направлении, но и мой менти проявил желание оказывать помощь учителям в изучении некоторых вопросов.

В процессе менторинга, наблюдая за классом Н.В. и проводя свое исследование в действии мы занимались решением проблемы касающейся не только этих классов, а преподавания математики в целом: внедрение групповых форм работы для развития коммуникативных навыков учеников. Поэтому решили объединить усилия с учителями-предметниками среднего звена и комплексно подойти к решению этой проблемы по технологии Lesson study.



Список использованной литературы:


  1. АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы". Руководство для учителя (второй уровень), 2012.

  2. АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы». Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, 2012.

  3. Еgan, G. (1998). The Skilled Helper. A Problem Management Approach to Helping (6th ed.) [Квалифицированный помощник. Подход к управлению проблемами для оказания помощи].Brooks Cole

Приложение 1

Приложение 2


Оценка качества ИКТ составляющей урока


Критерий

Экспертная оценка (0,1,2)

        1. Формирование информационно – коммуникационных компетентностей учащихся


Организация деятельности:

- по поиску информации;

- отбору информации;

-оценки информации;

-систематизации информации;


1

        1. Эффективность использования ИКТ на уроке


Формирование навыков:

- работы с большими блоками информации

- критического осмысления информации;

- интерпретации информации;

- хранения и использования в обучении повседневной жизни информации, полученной из сетевых ресурсов

1

        1. Качество мультимедийного сопровождения


Целесообразность использования мультимедийного сопровождения

2


Целесообразность визуальных и звуковых эффектов

2


Стилистические решения

2


Качество интерфейса и навигации

2

        1. Оценка информационных источников


Эффективность использования различных форм представления информации средствам офисных приложений

2


Оценка визуального ряда представленных материалов

2


Характер построения учебных модулей, предполагающий как последовательное использование, так и произвольный доступ к отдельным элементам

2


Целесообразность использования интерактивных моделей, таблиц, рисунков, анимаций, обеспечивающих комфортность в обучении

2

5. Применение методов интерактивного обучения


Обеспечение индивидуальной, групповой, фронтальной работы учащихся различными видами компьютерной поддержки

1


Организация среды активного вовлечения обучающихся в познавательный процесс средствами мультимедиа

1

    1. Соблюдение здоровьесберегающих условий использования ИКТ


Соблюдение технических норм безопасности

2


Соблюдение санитарно – гигиенических норм

2


Соблюдение эргономических норм

2

Приложение 3


Уровень мышления согласно

Таксономии Блума

Количество задаваемых

вопросов по соответствующему уровню мышления

Общее количество ответов, свидетельствующих о соответствующем уровне мышления

Примеры постановочных вопросов

Знание

11

11

Что такое координатная прямая?

Какая точка является началом координат?

Что называют координатой точки на прямой?

Какую координату имеет начало координат?

- Какие системы координат вы знаете?

Какие прямые называют системой координат на плоскости?

Под каким углом они пересекаются?

Какую точку называют началом координат?

Какую плоскость называют координатной?

Как называется пара чисел, определяющая положение точки на плоскости?

Как еще называют координаты точки на плоскости и координатные прямые?

Понимание

3

3

Какими числами являются координаты точек на прямой, расположенных:

а) справа от начала координат;

б) слева от начала координат?

- В каких профессиях применяются различные системы координат?

Применение

3

3

Назвать координаты точек, отмеченных на координатной прямой.

-Определите координату точки С, которая расположена выше координатной прямой.

-Определите координату точки Д, которая ниже координатной прямой.

Анализ

4

4

- Сравните понятия координатный луч, координатная прямая и координатный угол.

- Проанализируйте расположение точек по четвертям и определите знаки координат в каждой четверти.

- Постройте точки А(0; -5), В(0; -2), С(0; 3), D(0; 4). Проанализируйте расположение точек и найдите закономерность. Сделайте вывод.

-Постройте точки К(-5;05), М(-2; 0), Е(3; 0), Р(4; 0). --Проанализируйте расположение точек и найдите закономерность. Сделайте вывод.

Синтез

3

3

-Предложите алгоритм построения точки на координатной плоскости.

-Предложите где расположены все точки координатной плоскости, абсцисса которых равна -2?

-Предложите где расположены все точки координатной плоскости, ордината которых равна 3?

Оценивание

1

1

-Сопоставьте понятия координатная прямая и координатная плоскость? Сделайте выводы и составьте диаграмму Эйлера -Венна.

Все вопросы

25

25



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "От наставничества к менторингу".

Автор: Стадникова Лилия Викторовна

Дата: 19.04.2016

Номер свидетельства: 320313


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства