Статья "Оптимальное вхождение учителей начальных классов и младших школьников в ФГОС"
Статья "Оптимальное вхождение учителей начальных классов и младших школьников в ФГОС"
Статья "Оптимальное вхождение учителей начальных классов и младших школьников в ФГОС". Учитель начальной школы при переходе на новын образовательные стандарты должен осознавать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ и помогать ему в его развитии. Как учителю работать по новым программам?Нужно измениться самому, осмыслить новые цели в работе, принять новый стандарт сердцем.Только мы- учителя поможем детям учиться по новым стандартам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Оптимальное вхождение учителей начальных классов и младших школьников в ФГОС" »
Статья "Оптимальное вхождение учителей начальных классов и младших школьников в ФГОС"
Оптимальное вхождение учителей начальных классов и младших школьников в ФГОС
Учитель начальной школы при переходе на новые образовательные стандарты должен осознавать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ и помогать ему в его развитии.
Как учителю работать по новым стандартам? Нужно измениться самому, осмыслить новые цели в работе, принять новый стандарт сердцем. Только мы - учителя поможем детям учиться по новым стандартам.
Ребёнок подходит и просит меня: «Подскажите, пожалуйста…» Я подсказываю, а он не слушает, смотрит в другую сторону и не берёт то, что я даю. Почему?
Ответ простой – нет деятельности. Обучение, которое предполагает возможность прямой передачи знаний от учителя к ученику, есть самое неэффективное обучение. Оно только загружает память учащихся, оставляя знания словесными и формальными.
На современном этапе обучения учитель начальной школы должен осуществить переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личности ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Роль учителя начальных классов заключается в том, чтобы научить ребёнка осваивать мир через учебную деятельность.
«Я сам осваиваю мир» - это импульс к развитию.
Внедрение стандартов нового поколения предполагает развитие учительского потенциала, уровень их квалификации, непрерывность профессионального развития.
Особую значимость приобретают курсы для учителей, принимающих детей в 1 класс в новом учебном году, с целью обучения способам организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества на основе системно - деятельностного подхода.
Особую роль приобретает внеурочная деятельность в начальной школе.
Основными направлениями являются:
ü Спортивно-оздоровительная деятельность
ü Художественно – эстетическая деятельность
ü Научно – познавательная деятельность
ü Военно-патриотическая деятельность
ü Общественно-полезная деятельность
ü Проектная деятельность
Современные дети, как известно, значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века.
Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня средства массовой информации (СМИ) оказывается существенным фактором формирования у детей картины мира.
А соответственно государство выдвигает новые требования.
Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях.
Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству.
Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией образования.
На родительском собрании я познакомила родителей с информацией о ФГОС второго поколения . Родители понимают необходимость изменений требований к результатам образования в современных условиях и приветствуют эти изменения. Они отметили, что в современной жизни ребенок должен обладать самыми разными компетенциями, поскольку, возможно, в будущем ему придется не один раз менять сферу деятельности.
Начальная школа стала стартовым этапом апробации не случайно. Эффективность внедрения изменений на других уровнях образования во многом зависит от того, каковы будут результаты в начальной школе. На мой взгляд, родители учеников начальных классов сегодня особенно заинтересованы в том, чтобы их дети получили качественное образование.
Работа школы и методического объединения учителей начальных классов должна быть направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.
Особое внимание следует уделить формированию механизма использования возможностей современных развивающих технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Учителям необходимо решить и вопрос о выборе учебно-методического комплекта (УМК) для реализации целей и задач ФГОС второго поколения.
При выборе УМК, соответствующего новому стандарту, следует учитывать:
ü содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным;
ü содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер;
ü учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать творческие способности, самостоятельность учащихся;
ü учебники могут использоваться во внеурочной деятельности.
Наиболее готовыми для реализации целей и задач ФГОС второго поколения являются следующие УМК:
«Начальная школа XXI века» (издательство «Вентана-Граф»).
УМК по системе Л.В. Занкова (издательство Корпорация «Федоров»).
Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации. Я учу, работая с информацией, передавать её содержание в сжатом и развёрнутом виде, составлять план текста, создавать сами тексты: тезисы, сообщения, сочинения различных жанров.
В реальной жизни мои ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах, дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. Я считаю, что в современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему я учу своих воспитанников, формируя коммуникативную компетентность.
Мои ученики живут в социуме и мне необходимо создать условия для их социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи, ведь каждому моему ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. Поэтому важно формировать у детей социальную компетентность.
Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся начальной школы, я осуществляю развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Какие бы преобразования нас не ожидали, ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ должен быть неравнодушным учителем, ведь именно он прививает любовь к знаниям, к открытиям. И если все нововведения будут сопровождаться СИТУАЦИЕЙ УСПЕХА, то ребенок будет с большим интересом стремиться познавать все новое. Мы не должны забывать, что все нововведения коснуться не только учителя, но и детей, и УСПЕХ завтрашнего дня зависит от нашего СЕГОДНЯ!