СТАТЬЯ НА ТЕМУ: Православные праздники как метод духовно-нравственного воспитания
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: Православные праздники как метод духовно-нравственного воспитания
В последнее десятилетие большую опасность представляет происходящее падение духовно-нравственного уровня подрастающего поколения. Основной жизненной целью у людей стало приобретение материальных благ, стремление к власти, независимо от средств, с помощью которых это достигается. В отношениях между людьми стали типичными равнодушие, грубость, озлобленность, бездушность, беспринципность, лицемерие, лживость, пошлость, насилие, пренебрежительное отношение к умению общаться.Проведение православных праздников подтвердило свою эффективность, именно поэтому мы в своей работе используем этот метод как один из основных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СТАТЬЯ НА ТЕМУ: Православные праздники как метод духовно-нравственного воспитания »
СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
Православные праздники как метод
духовно-нравственного воспитания
Выполнила: учитель начальных классов,
Дивеевской СОШ
Чернышова Жанна Николаевна
«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»
К.Д. Ушинский
В последнее десятилетие большую опасность представляет происходящее падение духовно-нравственного уровня подрастающего поколения. Основной жизненной целью у людей стало приобретение материальных благ, стремление к власти, независимо от средств, с помощью которых это достигается. В отношениях между людьми стали типичными равнодушие, грубость, озлобленность, бездушность, беспринципность, лицемерие, лживость, пошлость, насилие, пренебрежительное отношение к умению общаться. Киселев А.Ф. в своей статье «Выбор» изложил это так: «современный человек упростил свою жизнь жилищным комфортом, обилием продовольствия, возможностями современной техники. За все пришлось платить. Приобретая - утрачивать. Утеряны живительная связь с природой и естественные чувства сопричастности, слитности с «нерукотворным» миром, вызывающим восхищение и поклонение гармонии, величию и красоте». [1, 2]
Перед общеобразовательной школой ставится задача воспитать ответственного, всесторонне развитого гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Здесь нельзя не согласиться с высказыванием педагога Никандрова Н.Д.: «Воспитание – это всегда воспитание ценностей, воспитания отношения человека к миру, к себе, к другим, к Богу» [2, 4]
Церковь и устоявшиеся традиции, которые способствуют укреплению и единению страны – и есть одна из главных составляющих духовно–нравственного воспитания. Важную роль в воспитании школьников играет приобщение к традициям православных праздников. Проведение православных праздников позволяет познакомить учащихся с основами православия в доступной им форме, а это в свою очередь способствует укреплению исторических традиций, воспитанию эстетических и моральных качеств ребенка. Формы проведения праздников различны. Они могут проводиться в одном классе, по параллелям, могут проходить в помещении школы и на улице.
Воспитанные в безверии родители зачастую не способны привить детям высокие моральные ценности именно в силу плохой осведомленности о принципах христианской веры и понятии морали. Проведение детских православных праздников как раз и преследует цель донести до юных душ значение Рождества и Воскресения Христова, смысл соблюдения постов и многое другое, без чего невозможно воспитание высоконравственного гражданина. Помимо прочего, православные праздники отличаются гораздо большей торжественностью, пышностью, в сравнении с обычными праздниками, и вся эта просветленная атмосфера праздника оказывает неоценимое влияние на детей.
Праздник, являясь частью национальной культуры, помогает в наиболее успешном и активном освоении этой культуры. Мы всегда говорим об особом состоянии души ребенка в момент проживания праздника. Праздник - это, прежде всего, радость, новые яркие впечатления, красочность, творчество. Как наиболее эффективное средство педагогического воздействия, праздник создает возможность для формирования эмоционального восприятия мира, основ нравственности, культуры. Православные праздники, обогащая ребенка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времен и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.
Именно поэтому мы в своей работе используем в качестве одного из методов проведение православных праздников. Этот метод представляется нам наиболее перспективным, поскольку дает возможность решать сложные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в условиях общеобразовательных учреждений и учитывать особенности основного образования. (Приложение 1)
Особую праздничную атмосферу помогают создать красочное оформление зала, праздничные костюмы. Хорошими помощниками в этом деле могут быть и дети, и родители. Такая совместная деятельность объединяет детей и взрослых, способствует укреплению доверия, взаимопонимания.
Православные праздники учат ребенка видеть красоту природы, красоту человеческих отношений, основанных на любви, доброте и творчестве, призывают приумножать красоту окружающего мира. Все это составляет зачатки нравственных и эстетических эталонов, формирование которых будет продолжено в старшей школе.
Таким образом, проведение православных праздников является одним из основных методов в духовно-нравственном воспитании. Они способствуют развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, духовного, эстетического потенциалов. Формируют навыки межличностного общения, воспитывают любовь к русским традициям, помогают классному руководителю вовлечь в воспитательный процесс родителей. Появляется возможность знакомить детей с православными ценностями, не навязывая их, а органично включая в учебно-воспитательный процесс. Проведение православных праздников подтвердило свою эффективность, именно поэтому мы в своей работе используем этот метод как один из основных.
Список литературы
1.Киселев А.Ф. «Выбор.» - Педагогика.- 2008.- № 9
2. Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России.»- Педагогика-2008.- № 9.
3. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
4. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
5. Орлова Н. “Азбука для православных детей”.
6. Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. - м. “Дошкольное воспитание”,2004 г. (5).
7. Воловикова, М.И. Психология и праздник: праздник в жизни человека. 2003 г