Статья "Инклюзия в образовании как требование современного общества"
Статья "Инклюзия в образовании как требование современного общества"
Статья посвящена проблеме внедрения и реализации инклюзивного подхода к образованию детей с ОВЗ как приоритетному направлению модернизации школы. Рассматривается проблема увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья, роль совместного обучения детей с ОВЗ с нормативно развивающимися школьниками, трудности организации безбарьерной среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Инклюзия в образовании как требование современного общества" »
Инклюзия в образовании как требование современного общества
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов
Всем известно, что численность детей с ограниченными возможностями растет с каждым годом и с некоторых пор стала одним из основных вопросов, требующих пристального внимания. Рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их трудовой адаптации.
В свете этой проблемы становится актуальным вопрос максимальной адаптации детей с ОВЗ в условия современных образовательных учреждений.
В настоящее время в современном образовании активно идет процесс инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Инклюзивное образование — это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования., обучаются вместе с нормально развивающимися сверстниками в образовательных учреждениях, где учитываются их образовательные потребности и оказывается необходимая поддержка. На сегодняшний день внедрение инклюзивного образования на территории РФ происходит в соответствии с Конституцией РФ, законом «Об образовании в Российской Федерации», законом «О социальной защите инвалидов в РФ» и др.
Внедрение инклюзивного образования сталкивается с трудностями организации безбарьерной среды, с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе педагогов, родителей в принятии рассматриваемой формы образования. Проблемы, связанные с пониманием общества перспективности инклюзивного подхода в образовании, обусловлены отсутствием компетентности людей в данном вопросе. Основными затруднениями, возникающими у педагогов, являются: - отсутствие мотивации к инновационной деятельности; - наличие стереотипности педагогической деятельности в результате многолетней практики;
-недостаточный уровень знаний в области инклюзивного образования.
Решение этих проблем и ряда других, возникающих в условиях образовательных учреждений, приведет к снятию барьеров в образовательной, профессиональной и бытовых сферах, в самопознании, саморазвитии и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В вопросах инклюзивного образования пока больше вопросов, чем ответов. Особое внимание уделено вопросам тьюторства как условия внедрения инклюзивного образования. Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. Тьютор – специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения. В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы, сада. Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с особыми образовательными потребностями стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. Остается еще много нерешенных вопросов, и в каждом образовательном учреждении, где появляются тьюторы или иные сотрудники, выполняющие тьюторские функции.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.