Стаья "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ"
Стаья "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ"
В данной статье описываются особенности организации учебного процесса в малокомплектной школе. Описание особенности структуры уроков в малокомплектной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Стаья "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ"»
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Особенности структуры уроков в малокомплектной школе
В сельских районах возрастает число школ, где обучение детей в начальных классах осуществляется в разновозрастных группах, то есть на занятии одновременно могут присутствовать сразу несколько классов, от двух до четырех.
Около 72 % школ России являются сельскими. В них обучаются около 40 % всех школьников, работают около 42 % всех учителей. 70; сельских школ являются малокомплектными.
По данным …. из числа школ Ярославской области сельские школы составляют …% (..школ), из них …% – МКШ (… школ). Таким образом, специфической особенностью сельской школы области является ее малочисленность или малокомплектность.
В педагогической литературе, в исследованиях А.В.Алексеева, П.А.Жильцова, А.Е.Кондратенкова, Л.В.Байбородовой др. раскрываются особенности МКШ как таковой. [сноска] Исходя из специфики труда учителя, выделяют такие типы МКШ:
школа, где нет параллельных классов, а наполняемость имеющихся нормальная;
школа с предельно малой наполняемостью: 1 – 10 учеников;
школа, где предельно малая наполняемость, да еще и отсутствуют некоторые классы;
начальная сельская МКШ, где всего 1 – 2 учителя.
Разработаны и применяются в сельских школах такие варианты организации занятий:
один из классов первые два урока занимается вне комплекта;
проведение однотемных уроков;
проведение однопредметных занятий всех классов с одним общим этапом (этапами) коллективной работы под непосредственным руководством учителя.
Одним из путей повышения эффективности учебного процесса в сельской начальной малокомплектной школе является проведение однопредметных уроков. Назовем их преимущества [сноска: Степанова И.Н.]:
создаются условия для успешного развития мотивации учения, которая является движущей силой в учебной деятельности младших школьников.
при проведении однотемных уроков успешнее формируются умения планировать деятельность, контролировать её ход в процессе взаимопроверки или путем самоконтроля, т.е. умения, которые определяют готовность школьника в самостоятельной работе.
однотемные уроки позволяют ребёнку чаще отвечать самому, требуют от него внимательного отношения к ответам товарищей, учат культуре ведения учебного диалога, развивают речевые умения. Тем самым расширяются рамки речевого общения, что особенно важно в условиях малокомплектной школы, где наблюдается его дефицит.
однотемные уроки дают детям возможность на практике, в учебной деятельности, следовать правилам жизни и работы в коллективе, уважительно относиться к мнению других людей, приводить доказательства для подтверждения своего мнения и т.д.
Структура урока в МКШ имеет ряд особенностей, отличающих его от уроков в других типах школ. [сноска: Суворова Г.Ф. «Организация учебных занятий в сельской малокомплектной школе»] Они вытекают из того факта, что в одном классном помещении под руководством одного учителя занимаются одновременно ученики двух или трех классов:
1. Наиболее важная особенность урока в классе-комплекте, объединенном классе – обязательное проведение самостоятельной работы учащихся. Если учитель, занимающийся с одним классом, может включать или не включать в урок задания для самостоятельной работы учеников, определяя эту возможность характером изучаемого материала, то учитель малокомплектной школы такого выбора не имеет. Наличие двух-трех классов определяет необходимость таких заданий, они входят составляющими практически в каждый этап урока.
2. Следующая особенность состоит в зависимости объема самостоятельной работы детей от объема работы учителя с другим классом.
Эти особенности приводят к тому, что урок в малокомплектной школе состоит из чередования двух четко выраженных компонентов: работы учащихся под руководством учителя и самостоятельной деятельности школьников: Р/У – С/Д – Р/У – С/Д – Р/У.
3. Отличительной особенностью уроков в малокомплектной школе является широкое использование всех видов раздаточного материала. Эта особенность также вызвана необходимостью проводить самостоятельную работу.
4. Однако главная и наиболее сложная по характеру специфическая особенность уроков в этом типе школ состоит в том, что методические приемы подготовки к восприятию нового и его закреплению нуждаются в видоизменении, модификации.
Поясним эту особенность в сравнительной таблице:
Этап урока
Обычный класс
Малокомплектный класс
Подготовка
к усвоению нового учебного материала
Учитель обращается к формам коллективной работы: сам проводит беседу, фиксируя внимание детей на необходимых фактах, явлениях, признаках, направляя ответы учащихся в нужное русло, дополняя, уточняя их. К выводу ученики подводятся в процессе коллективного наблюдения.
Функция учителя заключается в том, что он разъясняет учащимся цели задания и приемы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над этим занятием обобщает результаты наблюдений, то есть деятельность учителя распадается на два этапа – введение и обобщение, подведение итогов, разрываемых работой учащихся.
Объяснение нового материала
Завершается обычно показом учителем приемов применения полученных знаний в практической деятельности.
После объяснений приемов использования новых знаний учащиеся переходят к самостоятельной письменной работе. Функцию руководства учителя в этом случае должны выполнять карточки или таблицы алгоритмических предписаний, указывающих пути получения нужных результатов с помощью данных в определенной последовательности приемов работы.
Закрепление знаний
Учитель еще раз разъясняет приемы всему классу и закрепляет их путем многократных устных рассуждений учащихся под контролем и при помощи учителя.
Обязательно должен завершиться коллективной проверкой правильности результатов.
1.2. Направления в организации учебной работы
Успешность учебно-воспитательной работы в малокомплектной школе определяется организацией всей учебной работы школьников. Здесь можно выделить несколько направлений:
Организационное начало занятий – общий этап – организация рабочего места ученика. И практика, и специальные исследования говорят о том, что организационная четкость начала урока во многом определяет четкость всего урока.
Ориентировка во времени. В условиях одновременных занятий нескольких классов при ежеурочной самостоятельной работе умение ориентироваться во времени приобретает особо важное значение. Формируется оно в основном путем упражнений в выполнении определенных заданий в отведенное время, известное детям.
Целенаправленное обучение детей приемам учебной работы, т.к. в малокомплектной школе учитель не имеет времени и возможности на длительную коллективную работу с учащимися каждого класса, входящего в комплект. Хорошие результаты дает прием комментирования при коллективной работе, на первых порах – полное, затем выборочное полное и, наконец, краткое. Все более широкое распространение получают в школах различного рода памятки, инструкции, предписания, в которых с различной степенью детализации дается план действий, необходимых для достижений той или иной учебной цели. Чтобы продуктивно использовать время урока, быстрее и качественнее формировать учебные учения и навыки, учителя учат детей применять на уроках русского языка общие алгоритмы типичных учебных действий: разбора предложения, анализа слов, алгоритмы применения правил и пр. Чтобы овладение алгоритмом не приобретало формальный характер, основным методом должно быть приучение детей поэтапно выполнять и проверять учебные действия. Большую помощь учителю оказывают дидактические материалы по русскому языку, тетради на печатной основе, в которых много внимания уделено формированию общеучебных умений и навыков.
Для обучения в условиях малокомплектных школ особенно важными становятся умения планировать учебные действия, контролировать их и добиваться результата. Умение планировать работу формируется у детей успешнее, если систематически пользоваться различного рода памятками, инструкциями, которые помогают ребенку запомнить последовательность действий, овладеть рациональными приемами работы. Приемы формирования умения контролировать свои действия, помимо работы по образцу, многообразны: списывание, взаимопроверка, объяснения выбора действий, приема, нахождение слова на то или иное правило, проверка написания слова по словарю, послоговое проговаривание.
В содержание самостоятельной работы учащихся могут входить: повторение по учебнику или другим источникам ранее изученного материала, необходимого для усвоения новых знаний на данном уроке, или для выполнения тренировочных упражнений; наблюдение над новым материалом; разнообразные упражнения для первичного закрепления изученного на уроке материала с использованием примеров, приведенных учителем, и детально разработанных заданий; различные виды тренировочных упражнений с целью закрепления, повторения и обобщения изученного; материал проверки за качеством усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков у учащихся.
Содержание и характер самостоятельной работы определяется задачами конкретного урока и целью изучения всей темы, при этом содержание должно быть посильным, а характер деятельности разнообразным, чтобы в усвоении материала принимали участие разные виды восприятия и памяти (слуховая, зрительная, двигательная). Важно предусматривать в содержании самостоятельной работы постепенное наращивание трудностей. Содержание заданий должно быть доступно учащимся. Это означает, что формулировка задания четка, лаконична, понятна ребенку; характер задания предполагает, что ученик владеет необходимыми для его выполнения исполнительскими операциями, умениями и навыками. Самостоятельной работе должна предшествовать тщательная подготовка, в которую входит разъяснение цели задания, способов и приемов его выполнения, последовательности действий, приемов поэтапного самоконтроля; каждому новому для ученика заданию обязательно предшествует отработка под руководством учителя умений и навыков, постепенно расширяющихся и усложняющихся. Самостоятельная работа младших школьников, кроме работ контрольного характера, требует непосредственного или опосредованного (с помощью памяток, указаний, предписаний) руководства. Самостоятельная работа завершается проверкой правильности ее выполнения путем самоконтроля, контроля другим учеником (взаимоконтроля) или контроля учителем.
Важное значение имеет форма предъявления заданий для самостоятельной работы учащимся. При выборе той или иной формы (учебник, дидактические материалы, таблицы, картины, диафильмы, звукозаписи, записи на доске) следует учитывать характер самостоятельной работы: для организации коллективной деятельности учащихся целесообразно предъявить задания и различные указания к ним с помощью заранее сделанной на классной доске записи. При организации индивидуальной самостоятельной работы полезнее использовать карточки, на которых записано задание и порядок его пооперационного иди поэтапного выполнения. В тех случаях, когда урок начинается самостоятельной работой одновременно у учащихся двух классов, задания, указания по их выполнению полезно записывать на определенной части доски для каждого из классов.
Самостоятельная работа может проводиться на разных этапах усвоения учебного материала: при подготовке к восприятию нового; при ознакомлении с новым; при первичном закреплении и совершенствовании формулируемых умений и навыков, при контроле и при повторении усвоенного.
Итак, самостоятельная работа является органической частью учебного процесса, поэтому методика ее проведения определяется прежде всего задачами урока, особенностями формирования определенного вида понятий, подготовленностью учащихся. Планируя самостоятельную работу, учитель определяет: на каком этапе урока в каждом из классов самостоятельная работа будет наиболее целесообразна; что можно требовать от учащихся на данном уровне овладения материалом; какими должны быть характер и форма задания; какие трудности могут возникнуть у школьника и как их можно преодолеть; какова продолжительность работы; каков способ проверки ее выполнения.