Просмотр содержимого документа
«Специфика работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка»
Специфика работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка
Отличительными особенностями одаренных детей, как отмечают психологи, являются: высокий уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь, большой словарный запас. Одаренного ребенка характеризует стремление к лидерству, повышение требований к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми, отметим три основных момента:
1. Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя - научить ребенка выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.
2. Педагоги должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.
3. Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий.
В школе изучать языки дети начинают рано, значит, и выявлять одаренных к предмету детей возможно на самых ранних ступенях обучения. Проявлению индивидуальных качеств ребенка способствует использование личностно-ориентированного обучения с применением различных технологий, таких как игровые, проблемные, интерактивные, метод проектов и т.д. Это позволяет привлечь к работе на уроке каждого ученика, а значит более ярко увидеть уровень способностей и одаренности каждого ребенка.
С целью выявления одаренных детей на уроке иностранного языка необходимо в первую очередь обращать внимание на таких детей, которые проявляют себя, как активные ученики, быстро включающиеся в различные виды деятельности, а также быстро усваивающие лексический и грамматический материал. Таким детям интересно все - они выполняют и традиционные задания, и экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны, креативны. Но чаще всего одаренного ребенка не устраивают традиционные методы обучения, так как у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего, что происходит на уроке.
С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.
Работу с одаренными детьми по иностранному языку можно вести в двух направлениях:
- Урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, экскурсия, ролевая игра, интегрированные уроки;
- Внеклассная работа: предметные олимпиады, дистанционные конкурсы и олимпиады, научно-исследовательская работа, проектная деятельность.
Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Учитывая то, что мы, как учителя, работаем в массовой школе, и наши уроки должны быть направлены на обучение всех обучающихся, нет возможности работать весь урок только с одаренными детьми. Поэтому существует несколько основных подходов в работе с одаренными детьми на стандартном уроке. Среди них: ускорение, углубление, обогащение. Все эти подходы требуют нестандартных форм работы на уроке, таких, как создание проектов, урок с применением ИКТ, урок - экскурсия, ролевая игра, интегрированный урок. Все эти формы работы в свою очередь позволяют поддерживать и сохранять интерес к предмету и развитию познавательной деятельности у всех учащихся. При этом дифференцированный подход означает определение количества, качества и последовательности упражнений, заданий, задач, требующих выполнения различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе.
Одним из способов реализации дифференцированного подхода является групповая форма работы. При этом важно обратить внимание всех участников группы на то, что успех зависит не только от слаженной работы всей группы в целом, но и от личного вклада каждого ученика. Учитель должен четко ставить задачу, ограничить временные рамки на выполнение этого задания.
При изучении грамматики в средних и старших классах можно проводить дополнительную работу с одаренными учащимися без ущерба для всего класса следующим образом: подготовить дополнительные задания для детей, которые упражнение. Такие упражнения должны быть повышенной сложности.
С одаренными обучающимися необходимо проводить индивидуальную работу. Она проводится в рамках внеурочной деятельности. Это, например, ведение научно-исследовательской деятельности и подготовка обучающихся к участию в научно-практических конференциях.