kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание условий для поддержки высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор поделился опытом работы по созданию условий для поддержки высокой мотивации школьников на уроках

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для поддержки высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроках истории и обществознания»

Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроках истории и обществознания. Учитель истории и обществознания Астафимова Л.В.

Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроках истории и обществознания.

Учитель истории и обществознания Астафимова Л.В.

Современная система образования переживает сейчас очередной этап поиска эффективных способов организации учебного процесса, соответствующих запросам общества. Сегодня ведущей целью образования является направленность на личностно-ориентированное обучение, развитие способностей ребенка и его последующую самореализацию. Поэтому сегодня требуется пересмотреть традиционные подходы, ориентированные на транслирующую роль учителя и репродуктивную деятельность учеников .
  • Современная система образования переживает сейчас очередной этап поиска эффективных способов организации учебного процесса, соответствующих запросам общества.
  • Сегодня ведущей целью образования является направленность на личностно-ориентированное обучение, развитие способностей ребенка и его последующую самореализацию.
  • Поэтому сегодня требуется пересмотреть традиционные подходы, ориентированные на транслирующую роль учителя и репродуктивную деятельность учеников .
Новые подходы в образовании:

Новые подходы в образовании:

  • Деятельностный - ориентирует на формирование личности и ее способностей через активную деятельность самого школьника.
  • Компетентностный – направлен на формирование в процессе освоения программных знаний комплекса надпредметных, универсальных, общеучебных знаний, умений, различных видов деятельности и развитие способностей ученика.
Новые подходы в образовании:

Новые подходы в образовании:

  • Исследовательский (проблемно-эвристический) - предусматривает преобладание метода, связанного с самостоятельным поиском и решением школьниками тех или иных вопросов.
  • Роль учителя во всех случаях сводится к направлению, управлению и коррекции деятельности учащихся.
Уже знакомо

Уже знакомо

  • Хотя выше названные подходы носят инновационный характер, их элементы уже давно использовались на разных уроках, поэтому необходимость обновления учебного процесса вовсе не означает полного отказа от традиционных форм и методов обучения.
  • В связи с этим следует отметить, что урок еще долго будет оставаться главной формой учебного занятия.
Мотивация - задача учителя

Мотивация - задача учителя

  • Поэтому одной из основных задач учителя на уроке является не столько использование этих методов, сколько развитие с их помощью у учащихся знаний, умений и навыков, которые помогут им активнее включиться в будущую взрослую жизнь после окончания школы.
  • То есть учащимся необходимо объяснить, для чего им это надо, какую пользу принесет им овладение тем или иным методом и как это умение пригодиться им в будущем.
Необходима мотивация!

Необходима мотивация!

  • Создание условий для мотивации учебной деятельности школьников - важнейшее требование в организации современного урока. Только такой подход превращает ученика в субъект познавательной деятельности (субъект – тот кто осуществляет деятельность) т.е надо создать такие условия, чтобы ребенок захотел учиться сам.
  • Показать практическую значимость изучаемого материала, необходимость формируемых компетенций в дальнейшей жизни – вот что учитель должен стараться делать на каждом уроке.
Необходима мотивация!

Необходима мотивация!

  • Конечно, гораздо проще мотивировать учеников в ходе изучения актуальных для сегодняшнего дня разделов экономики и права, чем при исследовании проблемам философского уровня. В данном случае учитель должен, например, помочь ученикам осознать тот факт, что именно способность отвлеченно мыслить отличает развитую личность и позволяет добиваться высоких результатов в различных видах деятельности, вырабатывая нестандартные решения различных жизненных и производственных ситуаций. (!)
Мотивация: должна быть осознанной!

Мотивация: должна быть осознанной!

  • Ученик должен увидеть, что универсальные компетенции (умения, навыки), формируемые в процессе обучения, позволят ему применять имеющиеся знания в новых, изменяющихся условиях на любом жизненном этапе.
  • В конечном итоге ученик должен понять, что то, чему он учиться в школе поможет ему вступить во взрослый мир (социализироваться), а вот насколько это вступление будет успешным, зависит от него самого.
Но каким должен быть сам урок, чтобы ученик получил от него максимум полезной информации? В основе успешного обучения лежит познавательная мотивация . Какие методы работают на развитие познавательной мотивации, а значит и на успешное обучение?
  • Но каким должен быть сам урок, чтобы ученик получил от него максимум полезной информации?
  • В основе успешного обучения лежит познавательная мотивация .
  • Какие методы работают на развитие познавательной мотивации, а значит и на успешное обучение?
Развитие познавательной мотивации  ДА - технологии критического мышления

Развитие познавательной мотивации ДА - технологии критического мышления

  • Решение вышеназванных задач (успешность обучения, его практическая направленность и последующая социализация) осуществляется прежде всего через применение технологии развития критического мышления. Уметь критически мыслить – это уметь работать с разнообразной информацией: находить и отбирать ее в контексте решаемых задач, анализировать и оценивать ее, формулировать обоснованные выводы и принимать решения
  • Развитию критического мышления на уроке помогает работа с текстом, документами, таблицами, картами, статистическими данными…
  • (История, обществознание, право, литература, рус. и иностр. языки, география, экономика, биология).
Работа с информацией

Работа с информацией

ДА- информационным технологиям

ДА- информационным технологиям

  • Современный урок немыслим без активного применения информационных технологий. Мультимедийное оборудование , позволяющее использовать текст, графику, видеоматериалы, значительно расширяет возможности применения компьютера в учебном процессе. Использование компьютерных презентаций при объяснении нового материала, подготовка учащимися домашних заданий с использованием ресурсов сети Интернет – вот только некоторые варианты применения ИКТ. Это не только способствует активизации познавательного интереса учащихся и позволяет использовать на уроках новейший фактический материал, отсутствующий в учебниках , но и формирует крайне необходимые в информационном обществе компетенции.
Применение ИКТ

Применение ИКТ

Да – групповой деятельности

Да – групповой деятельности

  • Интенсивной социализации учащихся способствует применение интегральной образовательной технологии, которая основана на организации групповой деятельности учащихся по решению определенных задач: изучение и анализ документов, статистических данных, произведений искусства, составление структурно-логических схем, таблиц, выполнение творческих заданий.
  • Такая деятельность не только ведет к осознанному и прочному усвоению знаний, но и развивает его способности к самообразованию, самоорганизации, обогащает коммуникативным опытом, дает навыки конструктивного взаимодействия с окружающими.
Работа в группе

Работа в группе

Да- дискуссиям

Да- дискуссиям

  • Занятия должны быть организованы так, чтобы большую часть времени на уроке говорили, рассуждали, спорили ученики, а не учитель. В результате систематического участия в уроках-дискуссиях старшеклассники овладевают способностями участвовать в принятии групповых решений, разрешать спорные проблемы, принимать и уважать иную точку зрения.
  • Большую пользу для включения подростков в ситуации реальной жизни приносят различные деловые игры .
Урок-дискуссия  о Королевском замке.

Урок-дискуссия о Королевском замке.

Деловая игра

Деловая игра

НЕТ- категоричности.

НЕТ- категоричности.

  • Красной нитью через все уроки должно проходить выполнение следующего условия - анализ любого явления (особенно явления общественной жизни) не должен быть односторонним.
  • Очень нежелательны категоричные бескомпромиссные ответы. Ученики должны учиться находить в каждом явлении и положительные, и отрицательные моменты.
  • Это будет способствовать выработке у них толерантности, терпимости к чужому мнению и готовности к сотрудничеству, партнерству – качествам, так необходимым в современном мире.
ДА – положительным эмоциям

ДА – положительным эмоциям

  • Чтобы все вышеперечисленные и другие методы и приемы «работали» на формирование познавательной мотивации ребенка, его интереса к учебе, необходимо учитывать такой важный фактор, как психологическая комфортность .
  • Создание благоприятной эмоциональной среды в школе, на уроке является одним из важнейших условий формирования высокой познавательной мотивации учащихся.
Эмоциональное благополучие в школе является одним из наиболее важных критериев отношения к школе и к учению в целом.  Под термином «эмоциональное благополучие» в данном случае следует понимать
  • Эмоциональное благополучие в школе является одним из наиболее важных критериев отношения к школе и к учению в целом.
  • Под термином «эмоциональное благополучие» в данном случае следует понимать "удовлетворенность ребенка своей деятельностью, взаимоотношениями с учителями, одноклассниками, защищенность в данном коллективе, внутреннее спокойствие".
НЕТ – психологической тревожности .  Ребенку может быть некомфортно, неуютно, плохо в школе из-за:

НЕТ – психологической тревожности .

Ребенку может быть некомфортно, неуютно, плохо в школе из-за:

  • Плохих взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выливающимися в постоянную критику отдельного ученика и приводящую к отчужденности его от классного коллектива.
  • Плохой успеваемости из-за сложности предмета и как следствие, негативной оценке со стороны учителей и более успешных одноклассников.
  • Отсутствия поощрения со стороны учителя маленьких (и не очень) личных достижений отдельного ученика, что очень важно для его личностного роста и состояния удовлетворенности проделанной работой.
  • Неудовлетворительной общей дисциплины в классе.
  • Грязи, мусора, беспорядка в классе и других школьных помещениях.
  • Негативной оценке школы и учителей со стороны родителей.
Как определить уровень психологической тревожности отдельного ученика?

Как определить уровень психологической тревожности отдельного ученика?

  • Личным наблюдением за ребенком и общей ситуацией в классе.
  • Анкетированием и различными видами опросов с последующим анализом.
  • Доверительной беседой с определенным учеником или его товарищами (возможно не всегда).
  • Беседой с другими учителями, родителями по волнующим вопросам.
  • Переносом на себя создавшейся реальной ситуации: «А мне бы так понравилось? А мне было бы удобно, комфортно в такой обстановке?»
Подведем итоги:

Подведем итоги:

  • Психологическая комфортность и все вышеперечисленные методы ведения современного урока должны привести к тому, что ученик, приходя в школу, должен попадать в большую семью, где ему будет интересно, где его каждый день будут учить чему-то новому и полезному.
  • В этой семье он будет чувствовать себя спокойно, в безопасности, будет уверен в том что его достижения не останутся без внимания, а его ошибки не будут осмеяны.
Учитель (как и родитель) это та сфера деятельности, где необходимы ежедневное самосовершенствование своих личностных и профессиональных качеств, постоянная работа над собой. Потому что самое лучшее обучение – это обучение личным примером. А значит учитель не имеет права быть незнающим, неинтересующимся, неподготовленным, безответственным за результаты своего труда, недоброжелательным, невнимательным по отношению к детям. Он должен быть во всем выше и лучше детей, чтобы у них перед глазами всегда был образец, к которому они должны стремиться. Поэтому желаю всем коллегам успехов в этом нелегком труде.
  • Учитель (как и родитель) это та сфера деятельности, где необходимы ежедневное самосовершенствование своих личностных и профессиональных качеств, постоянная работа над собой.
  • Потому что самое лучшее обучение – это обучение личным примером. А значит учитель не имеет права быть незнающим, неинтересующимся, неподготовленным, безответственным за результаты своего труда, недоброжелательным, невнимательным по отношению к детям. Он должен быть во всем выше и лучше детей, чтобы у них перед глазами всегда был образец, к которому они должны стремиться.
  • Поэтому желаю всем коллегам успехов в этом нелегком труде.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Астафимова Людмила Владимировна

Дата: 11.11.2016

Номер свидетельства: 357922


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства