С1 | Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу? |
С2 | В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, способом реализации которого является учебная ситуация. |
С3 | Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом: 1. возраста ребенка 2. специфики учебного предмета 3. меры сформированности действий учащихся |
С4 | Рассмотрим несколько вариантов организации учебных ситуаций на разных этапах урока. |
С5 | 1 этап – организационный. Его можно начать традиционно: посмотреть готовность к уроку, выявить отсутствующих, записать число, тему и т.д. Но можно начать и по-другому, например, с эпиграфа. |
С6 | Урока русского языка. Обращаем детское внимание на эпиграф к уроку: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения». Эти слова принадлежат французскому писателю Антуану де Сент Экзюпери. Рассуждая, вместе приходим к выводу, что человек не может жить без общения, оно ему необходимо, это – радость, удовольствие, роскошь. Сразу вспоминается литературный герой, живший на необитаемом острове - Робинзон Крузо. Говорим о том, что без общения человек перестает быть человеком. Далее, рассматривая конкретные примеры и ситуации, совместно составляем памятку «Правила общения», записываем ее в тетрадь. |
С7 | Следующий этап урока - постановка цели. Здесь целесообразнее создавать проблемную ситуацию. |
С 8 | Прием 1 «удивляй». Учитель преподносит учебный материал таким образом, чтобы обыденное стало удивительно новым. На доске записаны слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта: в одних словах "т" произносится, а в других нет. В ходе беседы мы вместе пробуем сформулировать тему и цель урока. Эту работу выполняем в группах или парах. |
С 9 | Прием 2 «неопределённость» Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникшая неопределённость - это и есть проблемная ситуация
Задание: от существительных "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик- Далее каждая группа или пара представляет свои результаты: записанные ответы на отдельном листе и вывешивают на доску. Сравнивают результаты, возникший разброс мнений обычно вызывает у ребят удивление. Почему же так вышло? Какой будет тема урока? Попробуйте сформулировать. Что мы не знаем? Чему вы хотите научиться на уроке? То есть нужно создать такую учебную ситуацию, которая будет инициировать действия детей. |
С10 | Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Одним из средств обучения школьников является дидактическая игра. |
С 11 | Очень нравится обучающимся упражнение типа «Найди четвёртое (третье, пятое) лишнее». Подбор материала в упражнение зависит от того, какой раздел языкознания хочу повторить со школьниками. |
С12 | В новых учебниках по русскому языку есть упражнение «Орфографический минимум». Здесь можно использовать следующую дидактическую игру. Она называется «Гость». У ребёнка на парте карточка с пятью - десятью словами на отработку темы «Орфографический минимум». Этот ребёнок выступает в роли хозяина, к нему приходит гость, соблюдая правила этикета. Хозяин предлагает правильно написать слова гостю, сам в это время выступает контролёром. Если гость правильно выполняет задание, получает от хозяина гостинец – фишку, прощается и пересаживается на освободившееся место за другой партой. Итогом данной игры является подсчёт фишек и выявление победителей. |
С 13 | Разминка позволяет значительно повысить плотность урока, создать необходимый эмоциональный настрой у обучающихся, что, в свою очередь, способствует организации дальнейшей продуктивной работы по изучению темы урока. |
С 14 | При подготовке учащихся к активному восприятию нового материала очень полезно использовать прием сопоставления. Нужно побуждать учащихся к такому сопоставлению изучаемых явлений, в результате чего у них возникает вопрос, ответ на который дает только новый учебный материал. |
С 15 | Так, перед изучением темы «Правописание о и е в окончаниях существительных после шипящих» необходимо вспомнить правописание о и е после шипящих в корне слова. Сопоставив эти правила, дети уясняют, от чего зависит постановка о и е после шипящих в корне, а от чего – в окончании. В дальнейшем весь этот материал послужит базой для более широких обобщений. |
С 16 | На данном этапе урока можно использовать такой приём, как «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Необходимо приучать детей мгновенно реагировать на ошибки. Нужно поощрять внимание и готовность вмешаться. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками — у ученика появляется возможность "поработать учителем". Тексты могут быть заранее приготовлены учителем или другими учениками. |
С 17 | Игры – тренинги актуальны на этапе применения изученного материала. |
С 18 | Например, игра «Редактор» представь, что ты - главный редактор журнала, твоя задача отредактировать текст, исправив ошибки. |
С 19 | В 5-6 классах ребята любят соревноваться (командой или индивидуально). Например, игра «Поезд скороговорок». |
С 20 | На каждую парту детям кладётся 1 лист со скороговоркой. Работая в парах, дети прочитывают скороговорку и перемещаются на освободившееся место. При подведении итогов учитывается, какая пара за определённый отрезок времени успела больше сменить мест и прочитать скороговорок. |
С 21 | На этапе обобщения можно использовать самостоятельную работу с текстом учебника. Создать ситуацию, мотивирующую на работу с текстом можно, применив прием вопрос к тексту. |
С 22 | Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих. |
С 23 | Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); |
С 24 | прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной или групповой форме. |