«Современные проблемы теории и практики социальной педагогики- развитие системы профилактики социальных девиаций среди школьников МАОУ СОШ №2 г. Томска»
«Современные проблемы теории и практики социальной педагогики- развитие системы профилактики социальных девиаций среди школьников МАОУ СОШ №2 г. Томска»
На сегодняшний день профилактика девиантного поведения становится одной из важнейших задач современного общества. Вместе с тем разработка и внедрение первичной профилактики девиаций у подростков и молодежи оказываются чрезвычайно затруднены в силу ряда обстоятельств
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Современные проблемы теории и практики социальной педагогики- развитие системы профилактики социальных девиаций среди школьников МАОУ СОШ №2 г. Томска»»
Исаенко Л.Р., социальный педагог
МАОУ СОШ (Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа)№2 г. Томска
«Современные проблемы теории и практики социальной педагогики- развитие системы профилактики социальных девиаций среди школьников МАОУ СОШ №2 г. Томска»
На сегодняшний день профилактика девиантного поведения становится одной из важнейших задач современного общества. Вместе с тем разработка и внедрение первичной профилактики девиаций у подростков и молодежи оказываются чрезвычайно затруднены в силу ряда обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие:
- Отсутствие обоснованных и проработанных программ профилактики различных видов девиаций приводит, с одной стороны, к сохранению запугивающей модели антинаркотической работы, а с другой – к стремлению внедрить в российских условиях зарубежный опыт.
-До сих пор в педагогике отсутствует системный подход в понимании сущности различных девиаций как явления
-Сегодня мы можем констатировать наличие некоторых результатов в изучении некоторых видов отклоняющегося поведения, однако сколько-нибудь существенных результатов в профилактике этих явлений в молодежной среде вряд ли можно добиться без разработки педагогического аспекта данной работы. В настоящее время таких исследований практически нет. Существуют лишь слабые в методологическом и методическом плане попытки осмысления практического опыта [5].
Понятие «девиантное поведение» довольно широко используется в социологической, криминологической, психологической и педагогической литературе наравне с целым рядом аналогов: поведение «отклоняющееся», «паталогическое», «асоциальное», «деликвентное» и пр. При этом одни ученые считают приведенные термины синонимичными, другие вкладывают в них различный смысл. Данное обстоятельство требует уточнения терминологии и содержания вышеупомянутых понятий. На основе анализа существующих концепций феномен девиантного поведения понимается нами как система поступков или отдельные поступки психически здорового индивида, не соответствующие или противоречащие нормам и правилам, существующим в данном социуме на определенном этапе его развития.Актуальность проблемы предупреждения отклоняющегося поведения школьников определяется противоречием между педагогической коррекций — ее содержанием, формами, методами и сущностью психологических механизмов девиантного поведения.
Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.
В профилактической работе важное значение имеет выявление, исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. В чем же особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних[1,6]?
Ранняя профилактика включает:
изучение индивидуально-психологических особенностей личности с момента поступления ребёнка в образовательное учреждение;
выделение группы детей, поведение которых настораживает отклонением от общепринятых мер;
наблюдение за формированием характера ребёнка- подростка.
Ранняя профилактика вырабатывает предупредительные меры по устранению причин и условий, вызывающих отклонения в поведении и развития детей[3].
В нашем учебном заведении используются различные формы профилактической работы.
Первая форма – организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формированиедевиаций. Воздействуя на социальные факторы,можно предотвратить нежелательное поведение личности.Воздействие может быть направлено на общество вцелом, напримерчерез создание негативного общественного мнения по отношениюк отклоняющемусяповедению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего,социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. В нашей школе данная работа осуществляется систематически и в настоящее время можно сказать, что проработана до мелочей [5].
Вторая форма профилактической работы информирование.
Это наиболее привычное для наснаправление профилактической работы в форме лекций, бесед, распространенияспециальной литературыили видео- и телефильмов. Суть подходазаключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденнаястатистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровьеи личность. Донесением данной информации до обучающихся занимаются социальные партнеры учреждения. Так как ранее нередко информация имела запугивающий характер. Метод действительно увеличивал знания, ноплохо влиял на изменение поведения. В нашем учебном заведении был проработан данный вопрос и информация, которую доносили социальные партнеры стала носить мотивирующий характер вместо запугивающего.
Третья форма профилактической работы – активное социальное обучение социально-важным навыкам, которое преимущественно реализуется вразличных групповых тренингах. В настоящее времяраспространены такие формы как:
1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальномувлиянию.
2. Тренинг аффективно-ценностного обучения.
3. Тренинг формирования жизненных навыков.
Данной работой в МАОУ СОШ №2 занимается педагог-психолог и носит системный характер[3,4].
Четвертая форма организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Этаформа работы связана в нашей школе с привлечением детей данной категории к волонтерскому движению. Данная форма профилактической работы была введена в 2017 году, но уже сегодня можно говорить о ее положительном влиянии на поведение подростков.
Значительное место в работе нашей школы занимает воспитательная и профилактическая деятельность с детьми и подростками. Основная нагрузка по работе с «трудными» детьми и подростками возложена на «Совет профилактики»[4].
Эффективность профилактики девиантного поведения в нашей школе зависит и от камерности здания(небольшая площадь), что способствует более высокой скорости реагирования на любую ситуацию. Все дети находятся на виду педагогов, что способствует ранней диагностики проблемных ситуаций.
Об эффективности профилактической работы МАОУ СОШ №2 г. Томска сегодня можно говорить конкретно. На сегодняшний день по социометрическим показателям и поведенческим характеристикам дети начинают лучшеучиться, меньше прогуливают занятия, чаще делятсясвоимипроблемами со взрослыми. Психологическийклимат в школе заметно улучшается: дети меньше обижают друг друга, дерутся.
Список литературы
1.Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы // Дивицина Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону, 2005.
2.Змановская Е.В. Девиантология: (Психология откло-няющегося поведения). М.: Издательский центр «Ака-демия», 2007.