СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ, ПРИЕМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ТИПО НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ, ПРИЕМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ТИПО НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Эпиграфом к своему докладу я хотела бы взять слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель вдохновляет ученика на самостоятельный труд, на творчество, в процессе чего раскрываются уникальнейшие способности личности ученика».
Многие преподаватели сегодня задаются вопросами – каким должен быть современный урок, почему бывает, что, несмотря на максимум наших усилий, мы получаем минимум отдачи.
Анализируя содержание наших традиционных уроков, обнаруживается, что большую часть урока занимает деятельность преподавателя независимо от элемента урока – будь то опрос, изложение нового материала или закрепление изученного, не говоря уже о контроле знаний. А если это все проходит однообразно и утомительно, познавательная деятельность студентов резко снижается, а вместе с ней падает и интерес к предмету.
С другой стороны, сейчас обществу нужен не просто грамотный работник, а специалист нового качества, способный к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, ориентированный на творческий подход к делу, всесторонне развитый человек, обладающий высокой культурой мышления.
Использование современных методов обучения при подготовке специалистов определяется потребностями общества в опережающем образовании и в профессиональном развитии работников. Активные методы – это методы, развивающие у студентов способность к самостоятельным действиям. Существенной характеристикой этих методов является использование в качестве центральной фигуры образовательного процесса обучающегося, а не преподавателя. Применение активных форм и методов обучения создают благоприятные условия для усвоения студентами максимума из того, что им дается. Такие уроки проходят живо, эмоционально, в непринужденной обстановке при высокой активности студентов, и даже самый трудный материал тогда усваивается легко и прочно.
Согласно Закону РК «Об образовании» одной из задач системы образования является создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как будущего активного деятеля.
В ежегодном Послании Президента РК народу Казахстана поставлены серьезные задачи перед сферой образования, одна из которых: «образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ, ПРИЕМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ТИПО НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН»
Современные формы, приемы, методы и средства обучения в ТиПО на уроках специальных и общепрофессиональных дисциплин
Подгаец Светлана Викторовна,
преподаватель экономических дисциплин
Казахстанского агротехнического колледжа
Эпиграфом к своему докладу я хотела бы взять слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель вдохновляет ученика на самостоятельный труд, на творчество, в процессе чего раскрываются уникальнейшие способности личности ученика».
Многие преподаватели сегодня задаются вопросами – каким должен быть современный урок, почему бывает, что, несмотря на максимум наших усилий, мы получаем минимум отдачи.
Анализируя содержание наших традиционных уроков, обнаруживается, что большую часть урока занимает деятельность преподавателя независимо от элемента урока – будь то опрос, изложение нового материала или закрепление изученного, не говоря уже о контроле знаний. А если это все проходит однообразно и утомительно, познавательная деятельность студентов резко снижается, а вместе с ней падает и интерес к предмету.
С другой стороны, сейчас обществу нужен не просто грамотный работник, а специалист нового качества, способный к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, ориентированный на творческий подход к делу, всесторонне развитый человек, обладающий высокой культурой мышления.
Использование современных методов обучения при подготовке специалистов определяется потребностями общества в опережающем образовании и в профессиональном развитии работников. Активные методы – это методы, развивающие у студентов способность к самостоятельным действиям. Существенной характеристикой этих методов является использование в качестве центральной фигуры образовательного процесса обучающегося, а не преподавателя. Применение активных форм и методов обучения создают благоприятные условия для усвоения студентами максимума из того, что им дается. Такие уроки проходят живо, эмоционально, в непринужденной обстановке при высокой активности студентов, и даже самый трудный материал тогда усваивается легко и прочно.
Согласно Закону РК «Об образовании» одной из задач системы образования является создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как будущего активного деятеля.
В ежегодном Послании Президента РК народу Казахстана поставлены серьезные задачи перед сферой образования, одна из которых: «образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации»
Это становится возможным лишь при достижении достаточного уровня развития познавательного интереса и познавательной активности учащихся, которые он не будет проявлять, если не получает удовлетворения от результатов, не видит или не знает путей применения знаний на практике. Для активизации познавательной деятельности учащихся на своих уроках я использую различные способы: проблемные и игровые ситуации, поощрения, стимулирование, эмоциональное воздействие, усиление требовательности и контроля, внедрение оптимального ритма и режима работы для каждого учащегося, рассказы о способах и приёмах запоминания и усвоения материала, о возможных путях применения на практике данной отрасли знаний.
С целью формирования способностей учащихся в процессе обучения я сочетаю предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию способностей учащихся, ориентирует учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.
В настоящее время происходит стремительное развитие процесса информатизации общества, новые информационные технологии проникают практически во все сферы жизни современного человека, что требует от специалиста таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, используя творческий подход к делу. Президент РК обращает внимание на необходимость «внедрять в процесс обучения современные методики и технологии». Современные ИКТ позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей учащихся, организации их познавательной деятельности.
По моему мнению, компьютеры позволяют поддерживать интерес учащихся к достижениям современной экономической науки, стремление к овладению электронной техникой, с помощью которой возможны быстрота и качество расчетов, набор и оформление текстов, знакомство с развивающими играми, программами.
В процессе преподавания экономических дисциплин кроме традиционных форм и методов проведения уроков мною используются следующие методы активизации познавательной деятельности учащихся с использованием информационных технологий:
Применение обучающе-контролирующих программ (электронные учебные пособия, презентации, электронное тестирование)
Организация компьютерного практикума (практические работы по статистике, экономике, деловые игры, составление кроссвордов)
Использование метода проектов с применением средств Microsoft Office (создание баз данных, электронных таблиц)
Использование творческих заданий с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, бизнес-планов)
Методика работы с Интернет-технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение экономических сайтов, поиск экономической литературы и необходимой информации)
Главная цель педагогической деятельности преподавателя среднего профессионального образования: формирование молодого специалиста XXI века - разносторонне образованного, нестандартно мыслящего, обладающего широким кругозором профессионала, граждански активного, духовно, нравственно и профессионально подготовленного к работе по избранной специальности. В этой связи актуальной педагогической проблемой является научное обоснование и практическая реализация возможностей формирования профессиональных компетенций у студентов колледжа в контексте максимального приближения учебной деятельности к профессиональной.
Профессиональная компетентность представляет собой интегративную профессионально-личностную характеристику специалиста, выражающую его готовность и способность выполнять профессиональные функции. Применение компетентностного подхода при проектировании учебно-воспитательного процесса в системе профессионального образования открыло новые перспективы для кардинального улучшения качества подготовки выпускников. Появились новые возможности преобразования учебной деятельности студентов в учебно-профессиональную, способствующую более эффективному освоению специальности, прежде всего посредством моделирования будущей профессиональной деятельности в учебном процессе.
В этом случае подготовка будущих специалистов не сводится главным образом к передаче и усвоению информации, в учебно-профессиональной деятельности моделируются целостные фрагменты производства, их предметно-технологическое и социально-ролевое содержание. Студенты учатся выполнять действия и совершать поступки, соответствующие нормам собственно профессиональных и социальных отношений специалистов, вступающих в процессе труда в межличностное взаимодействие и общение. Так, постепенно будущие специалисты овладевают реальным профессиональным опытом, получая возможности естественного вхождения в профессию.
В этой связи на первый план в учебном процессе колледжа и в моей профессиональной деятельности выходят такие методы обучения, как деловые игры, метод проектов, кейс-анализ, “мозговой штурм” и др. [4, 5].
На своих уроках мною часто используется деловая игра как метод имитации принятия управленческих или производственных решений в искусственно смоделированных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам. Имитационное моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста, как правило предполагающих наличие одной или нескольких проблемных ситуаций, позволяет представить во всем многообразии служебные, социальные и личностные связи. Особенно эффективен данный метод при условии совместной деятельности студентов. Мною была проведена деловая игра по предмету «Организация агробизнеса» по теме «Организация агропредприятий с коллективной формой собственности». Учащиеся были разделены на подгруппы – «фирмы», каждый из них выполнял определенную роль – «должность»: директор, главный бухгалтер, менеджер, маркетолог и т.д. Для этого потребовалась основательная предварительная подготовка: выбор и характеристика ролей, определение полномочий участников, интересов и средств деятельности, выявление и моделирование наиболее характерных видов профессионального взаимодействия “должностных” лиц и т.д. Этот метод способствует формированию познавательных и профессиональных мотивов, а также умений и навыков социального взаимодействия и общения, творческой деятельности, индивидуального и совместного принятия решений; воспитанию ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом.
Исходя из моего опыта преподавания экономических дисциплин, я могу сказать, что существенным дидактическим потенциалом для формирования экономической компетенции будущих специалистов также обладает метод проектов как способ достижения педагогической цели через детальную разработку научной или практической проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым результатом. Например, при изучении темы «Статистическое наблюдение» учащиеся выполняют работу по мониторингу цен на различные группы товаров в магазинах п. Карабалык, сравнивают их с ценами магазинов сельских округов района, Федоровского района и оптовыми ценами в г. Костанай. Метод проектов носит интегральный характер, объединяя в себя различные исследовательские, поисковые, проблемные методы, творческие по своей сути.
В процессе преподавания экономических дисциплин я также применяю метод“кейс-анализ”. На семинарах я предлагаю учащимся реальную ситуацию и практическую проблему, которую необходимо решить, опираясь на уже освоенный комплекс знаний и полученный опыт. Этот метод я использовала при проведении практической работы по предмету «Финансы и кредит» по теме «Анализ бюджета района, области». Проблема составления бюджета никогда не имеет единственно правильного решения, что позволяет учащимся не только закрепить знания, но и развивать навыки аналитического и творческого мышления, умения аргументировано высказывать мысли и идеи, учиться работать в команде и применять на практике теоретический материал.
Активные методы обучения побуждают студентов к мыслительной деятельности. На своих уроках я часто применяю метод “мозгового штурма” для решения какой-либо проблемы (например, экологической, инженерной или маркетинговой). Это позволяет студентам свободно обсуждать проблему, высказывать как можно больше идей в непринуждённой, неформальной обстановке. Даже если это будут, на первый взгляд, нереальные предложения, главное, чтобы студенты смогли абстрагироваться от сложившихся стереотипов, поверить в свои возможности, начать мыслить нестандартно и не бояться при этом, что их предложения будут категорически отвергнуты.
«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик А.Л. Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Проще всего сделать учащегося пассивным созерцателем, превратить его в слушателя. Действительно, чтобы знания стали инструментом, а не залежами ненужного интеллекта, учащийся должен с ними работать. Не бойкий ответ-пересказ, а умение анализировать события, искать условия и границы применения знаний, расширять и дополнять их. Использование различных активных методов работы на уроке позволяет вовлечь всех учащихся в процесс познания нового, обобщения и анализа полученных ранее знаний, развивать познавательную активность учащихся, умения самостоятельно добывать информацию. Поэтому наиболее эффективными я считаю активные и интерактивные методы обучения и стараюсь применять их в процессе преподавания экономических дисциплин.
Список литературы
Закон РК «Об образовании»(с изменениями и дополнениямипо
состоянию на 24.10.2011 г.)
2. Послание Президента РК народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», 27.01.2012
3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО: методич. пособие [Текст] / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя // Интернет-журнал “Эйдос”. – 2006. – 5 мая. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
5. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография [Текст] / А.А. Вербицкий. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. – 75 с.
6. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2007. – 365 с.