kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современный урок в рамках реализации ФГОС СПО при подготовке конкурентно-способного специалиста среднего звена. Из опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  связи  с  недавним  реформированием  структуры  профессионального  образования  произошло  вхождение  системы  начального  профессионального  образования  в  систему  среднего  профессионального  образования.  Вследствие  реформы  возникла  проблема  корректного  определения  состава  компетенций  тех  специалистов,  которые  по  упраздненным  ФГОС  соответствовали  уровню  начального  профессионального  образования,  но  профессиональная  подготовка  этого  уровня  существует  фактически.

   В  результате  анализа  выяснилось,  что  компетентностный  состав  остался  прежним  и  в  целом  профессиональные  компетенции  электромонтеров  включают  знание  производственного  инструментария  и  оборудования,  умение  им  пользоваться,  работать  на  нем  и  обслуживать.  При  этом  профессиональные  компетенции  обусловлены  общими,  отражающими  личностные  способности:  понимание  сущности  своей  профессии,  самоорганизацию  деятельности,  работы  в  команде,  использование  средств  ИКТ  в  рабочем  процессе  и  др.  Вместе  с  тем,  производством  востребованы  и  другие  не  менее  важные  способности,  относящиеся,  на  мой  взгляд,  к  общим  компетенциям,  но  не  обозначенные  во  ФГОС  СПО. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок в рамках реализации ФГОС СПО при подготовке конкурентно-способного специалиста среднего звена. Из опыта работы.»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»










Современный урок в рамках реализации ФГОС СПО при подготовке конкурентно-способного специалиста среднего звена. Из опыта работы.








Автор: Лень Татьяна Михайловна,

преподаватель электротехники









2016 год



В связи с недавним реформированием структуры профессионального образования произошло вхождение системы начального профессионального образования в систему среднего профессионального образования. Вследствие реформы возникла проблема корректного определения состава компетенций тех специалистов, которые по упраздненным ФГОС соответствовали уровню начального профессионального образования, но профессиональная подготовка этого уровня существует фактически.

В результате анализа выяснилось, что компетентностный состав остался прежним и в целом профессиональные компетенции электромонтеров включают знание производственного инструментария и оборудования, умение им пользоваться, работать на нем и обслуживать. При этом профессиональные компетенции обусловлены общими, отражающими личностные способности: понимание сущности своей профессии, самоорганизацию деятельности, работы в команде, использование средств ИКТ в рабочем процессе и др. Вместе с тем, производством востребованы и другие не менее важные способности, относящиеся, на мой взгляд, к общим компетенциям, но не обозначенные во ФГОС СПО.

К примеру, это такие, как способность принимать правильные решения в нестандартной ситуации, способность инновационно, творчески мыслить. Именно эти качества личности специалиста являются необходимыми, базовыми для общих и профессиональных компетенций, поскольку творческому мышлению присущи гибкость, неординарность, быстрота, острота внимания, умение придавать идее конкретные очертания. Эти свойства мышления особенно важны для формирования таких общих и профессиональных компетенций, как организация собственной деятельности в зависимости от цели и способов ее достижения, анализ рабочей ситуации, изготовление приспособлений для сборки и ремонта, выполнение электромонтажных работ высокой сложности.

Значение обозначенных компетенций нельзя преуменьшать еще и по той причине, что чертой всех уровней образования является преемственность и поэтому общие способности к ведению любого вида деятельности также должны иметь начало своего формирования с низших образовательных уровней.

Анализ опыта обучения учащихся профессии электромонтера в плане развития творческого технического мышления показал, что имеющиеся педагогические разработки, рекомендации не отличаются разнообразием методических подходов. Согласно найденным источникам, основным условием и средством формирования творческого профессионального мышления считается самостоятельная работа учащихся по определенным программам, системам занятий. Их основное содержание заключается в изучении и анализе научно-технической литературы, решении проблемных задач, интегрирующих научное знание и умения. Самостоятельная работа также может быть организована при использовании блочно-модульной технологии, предполагающей выполнение проектов, упражнений, творческих работ и т. д. Несомненно, что обучающие возможности и соответственно результаты обучения самостоятельной работы такого типа не могут выйти за рамки расширения научно-технического кругозора и шаблонного применения полученных профессиональных знаний, умений учащимися. Если же в процессе обучения мотивация недостаточна, процесс развития технических творческих способностей будет проходить очень медленными темпами, а уровень творческих способностей будет очень низким, недостаточным для самостоятельных принятий решений производственных задач. В реальности же на производстве требуются специалисты с развитым творческим техническим мышлением.

Учебно-творческие задачи, их тематика, содержание и взаиморасположение соответствуют профессиональной направленности программы и содержанию дисциплины «Электротехника», а также последовательности формирования знаний, умений и навыков, необходимых в учебно-творческой и изобретательской деятельности.

Первый вид заданий учащиеся решают задачи, направленные на формирование умений по сбору, поиску и сравнительному анализу патентной информации, а также на овладение методами активизации творческой активности. Задания, предлагаемые учащимся, соответствующие уровню учебно-творческой деятельности, т. к. этот уровень является начальным этапом развития технических творческих способностей обучающихся по программе профессионального обучения. В качестве объектов в заданиях на поиск патентной информации к выбранному объекту и проведение сравнительного анализа могут быть какие-либо несложные электрические устройства, приборы промышленного и бытового назначения (к примеру, сигнализаторы, выключатели, переходные электрические устройства и т. п.).

Вторым видом заданий представляют учебно-творческие задачи, при решении которых обучаемые проходят все этапы творческого процесса. Решение заданий этого блока основано на применении, закреплении и развитии знаний, умений, навыков, полученных в процессе решения заданий первого блока. Второй блок задач направлен на развитие учебно-творческой деятельности до изобретательства. На этом этапе учащиеся решают творческие задачи по анализу изобретений и нахождению новых технических решений. В качестве исходных данных для анализа задачи содержат различные электротехнические устройства, схемы.

Построение системы на принципах деятельностного, компетентностного и системного подходов позволило получить следующие результаты обучения учащихся. В процессе решения системы заданий у обучающихся сформировалась устойчивая мотивация к профессиональной творческой деятельности - личностный интерес к выбранной профессии, потребность в творческом поиске, восприимчивость к новациям. По окончании обучения у обучающихся были также отмечены позитивные изменения в развитии и формировании индивидуально-личностных качеств и способностей: умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за принятые решения. В профессиональном плане учащиеся обрели навыки самостоятельного формулирования и решения задач электротехнической направленности. Таким образом, умения и способности, обретаемые учащимися в процессе решения системы учебно-творческих задач, входят в востребованную современным производством компетентностную основу личности специалиста типа «техник».

Из опыта работы:

Тема урока «Соединение резисторов»

Методическая цель: «Применение современных методов обучения при подготовке конкурентно-способных рабочих в условиях реализации новых стандартов профессионального образования».

Цель урока:

Обучающая: актуализировать ЗУН, изучить понятие сопротивления, его значение в электротехнических устройствах, рассмотреть соединение резисторов. Проверить знания и оценить.

Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать техническое мышление обучающихся, память, точность в расчётах.

Воспитывающая цель: воспитывать дисциплину, аккуратность, добросовестность, ответственность за точность расчётов.

Тип урока:

  1. Изучение нового материала (урок освоения новых знаний)

  2. Совершенствование и закрепление ЗУН

  3. Урок контроля ЗУН

Вид урока: Смешанный  (беседа, опрос, рассказ, изучение нового материала, самостоятельная работа)

Методы обучения:

  1. Словесные методы: объяснение, беседа.

  2. Наглядно-демонстрационные методы: демонстрация наглядных пособий с использованием  презентации

  3. Методы развития самостоятельной активности обучающихся: выполнение самостоятельной работы.

Межпредметные связи:

    1. Черчение – тема: «Технические рисунки»

    2. Математика – тема: «Умножение, деление»

    3. Материаловедение: «Цветные металлы»

ВПС: 1. Тема: «Закон Ома»      

Материально – техническое оснащение.  

Резистор переменный (реостат)

  1. Схема работы реостата

  2. Резистор постоянный

  3. Плакат «Соединение резисторов»

Ход урока

1. Организационный момент:

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Сообщение темы и целевая установка на урок.

2. Актуализация опорных ЗУН   

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа обучающихся

3. Подведение итогов

Тема урока: «Соединение резисторов»

Цель урока: изучить виды соединения приемников, применение соединений и выделить их достоинства и недостатки

  • опрос

  • работа с макетами и плакатами

  • показ презентаций

Опорные вопросы

  1. Какая наиболее распространенная причина возникновения пожара?

  2. По какой причине возникает короткое замыкание?

  3. Согласно какому закону происходит короткое замыкание?

  4. Если сопротивление уменьшается как изменяется сила тока?

  5. При увеличении напряжения как изменится сила тока?

Сообщение нового материала  

Плакат «Соединение резисторов»

Презентация «Соединение резисторов»

Самостоятельная работа обучающихся по закреплению знаний, формированию умений и навыков. 

НПО Г.В. Ярочкина  А.А. Володарская Рабочая тетрадь  Электротехника

Обобщающее повторение.

  1. Что называется сопротивлением?

  2. Почему из марки меди М 4 не изготавливают проводников электрического тока?

  3. Почему последовательное соединение приемников не находит широкого применения?

  4. С какой целью применяют последовательное соединение?

Подвести итоги урока.

Домашнее задание. 

Объявление оценок за урок.



Список литературы:

  1. П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов «Электротехника». Учебник. М.Издательский центр «Академия» 2012.

  2. Логинова И.Е. «Применение блочно-модульной технологии на занятиях по дисциплине "Электротехника и электроника". / [Электронный ресурс]

  3. В.М.Прошин «Электротехника».Учебник. М.Издательский центр «Академия» 2010.

  4. Петленко Б.И., Иньков Ю.М. «Электротехника и электроника». Учебник для среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  5. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. / [Электронный ресурс]

  6. ФГОС СПО по профессии 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 802 от 2 августа 2013 г. / [Электронный ресурс]




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лень Татьяна Михайловна

Дата: 16.01.2017

Номер свидетельства: 379816


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства