Просмотр содержимого документа
«Современное образование: проблемы, вызовы и новые возможности»
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ВЫЗОВЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Красноружская Т.П.,
Филатова Н.И.
ОГАПОУ«Алексеевскийагротехническийтехникум»
Современное образование – это целый пласт опыта и инноваций. Поэтому современное образование в нашей стране должно охватывать все сферы общественной жизни человека. Это обусловлено тем, что общество не стоит на месте, в нем постоянно происходят изменения, не зависящие даже от него самого. В связи с этими изменениями к системе образования предъявляются все новые и новые требования. Они базируются, прежде всего, на развитии науки, техники; появлении новых производств и технологий; применении инновационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека; изменениях в политической, экономической и социокультурной сфере.
Во главе этих требований стоит желание и умение учиться, постигать что-то новое и применять это в профессиональной и повседневной жизни. Желание учиться должно прививаться человеку с детства: начиная с семьи и продолжая в дошкольной образовательной организации, школе, профессиональной образовательной организации, высшем учебном заведении.
Современная реальность образования состоит в том, что при подготовке квалифицированных кадров для экономики страны она должна носить опережающий характер. Сейчас нет ни одной сферы производственной деятельности человека, где бы не применялись проектные технологии, цифровые и инновационные технологии, элементы бережливого производства и управления, искусственный интеллект. Для этого необходимы новые подходы к уже существующему образовательному процессу, вобравшему в себя весь положительный опыт предыдущих поколений. Это позволит развивать профессионализм как преподавателей, так и студентов. Так, например, проектные технологии в настоящее время получили новый виток развития и все чаще используются в производственной сфере. И здесь главная задача образования – взять все лучшее от этой технологии, научить студентов владеть этой технологией в процессе обучения и показать, каким образом использовать ее в профессиональной деятельности, производственном процессе.
В настоящее время актуальна система дуального обучения и система сетевого взаимодействия между образовательными организациями. Альтернативы системе дуального образования и практико-ориентированного подхода, на мой взгляд, просто не существует. Учитывая то, что 60 % времени проходит на практических занятиях, связь с предприятием даёт возможность понять, какие специалисты им нужны, в какие сроки. А демонстрационный экзамен позволяет работодателю увидеть все знания и способности выпускников уже в практическом плане. У нас прекрасный проект государственно- частного партнёрства. Именно совокупность связей с городом, со школами и детскими садами, участие области и муниципалитета в этом проекте даёт такой успех.
Для профессиональных образовательных организаций связь с производством – основа подготовки высококвалифицированных специалистов, рабочих и служащих с учетом возрастающих требований профессиональных стандартов.
Динамично развивается система сетевого взаимодействия между образоватлеьными организациями, которая выступает высокоэффективной инновационной технологией. Она позволяет использовать ресурсы нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости использовать ресурсы иных организаций. Наряду с взаимодействием образовательных организаций, это и обмен опытом преподавателей, студентов, и совместная работа по реализации образовательных проектов, формирование коммуникативных навыков студентов.
Еще одной неотъемлемой частью образовательного процесса является использование информационных технологий. Информационные технологии настолько прочно вошли в жизнь человека, что без них невозможен учебно-производственный, воспитательный процесс. Здесь основная задача образовательных организаций всех уровней состоит в том, что они должны научить студентов осознанно использовать и применять информационные технологии. Данные технологии способствуют оптимизации процессов обработки информации, снижению трудоемкости использования ресурсов, применению новых форм информационной поддержки любых видов деятельности, при этом экономятся затраты труда, времени, энергии, вещественных средств. За последние два года образование всего мира затронула эпидемиологическая проблема.
В современных политических условиях,условиях распространения инфекций многим образовательным организациям пришлось резко сменить сложившейся уклад образовательной деятельности, мобилизовать учебный процесс, а многим полностью перестроить его. При всей сложности сложившейся ситуации это привело к тому, что образовательные организации всех форм обучения внедрили в образовательный процесс дистанционные технологии или полностью перешли на их использование. Переход на дистанционное обучение имеет как ряд преимуществ, так и недостатков.
Даже, несмотря на все минусы дистанционного обучения, оно прочно входит в современный образовательный процесс.
Таким образом, среднее профессиональное образование – важная составная часть российского образования. Оно развивается как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности личности, общества, государства, работодателей в квалифицированных кадрах. А это невозможно осуществить без современных образовательных технологий, которые приобретают новые аспекты. Но невозможно отдать предпочтение только одной образовательной технологии. Все должно использоваться в тесной взаимосвязи, с учетом специализации отдельно взятой образоватлеьной организации.