Социально-педагогический анализ буллинга среди подростков как путь к его профилактике
Социально-педагогический анализ буллинга среди подростков как путь к его профилактике
В статье раскрывается сущность и социально-психологические характеристики буллинга как социального явления среди подростков; предложено видение социально-педагогических мер профилактики буллингав общеобразовательной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогический анализ буллинга среди подростков как путь к его профилактике»
УДК 37.015.3; 37.013.42
А.Р.Сидоренко
МАОУ СОШ №146, г. Екатеринбург
Социально-педагогический анализ буллинга среди подростков
как путь к его профилактике
Аннотация: в статье раскрывается сущность и социально-психологические характеристики буллинга как социального явления среди подростков; предложено видение социально-педагогических мер профилактики буллингав общеобразовательной школе.
Проблема предотвращения насилия и запугивания одних детей другими в учебных заведениях остро стоит во всем мире. ООН опубликовала такие данные: «По оценкам ЮНИСЕФ, в 2017 году, жертвами травли стали 24% украинских школьников. При этом 40% пострадавших детей никому об этом не рассказывали.» [4].
Жестокое обращение с ребенком не проходит бесследно. Человек, подвергшийся в детстве травле любых видов, с высокой вероятностью может ожесточиться, испытывать социальные и психические комплексы. Еще А. С. Макаренко утверждал, «авторитет, построенный на насилии, вызывает человеческую трусость и детскую ложь, а в ребенке воспитывает жестокость» [3]
С учетом актуальности я сформулировала тему исследования: «Социально-педагогический анализ буллинга среди подростков как путь к его профилактике». Соответственно, целью моего исследование является изучение теоретических подходов к анализу подросткового буллинга, социально-педагогический анализ его причин на практике для разработки социально-педагогических мер профилактики (программа).
В понимании буллинга я отталкиваюсь от определения, что «буллинг – это не поведение в традиционном определении, а особая форма деструктивного взаимодействия, содержащая в себя большое количество конкретных типов и подтипов враждебного поведения»[2, с. 22, с. 26].
А также, по И. Бердышеву, «буллинг – это продолжительное сознательное, насилие, которое не является самозащитой и исходит от одного или нескольких человек»[1].
На возникновение поведения, сходного с травлей, могут влиять такие факторы, как индивидуальные качества; личностные проблея; семейные конфликты. Часто хулиганами становятся дети, пережившие насилие в семье. Но как показывает практика, агрессорами также могут быть дети из благополучных семей, чьи родители имеют высокий социальный и экономический статус.
На базе МАОУ СОШ № 146 города Екатеринбурга, было проведено исследование по выявлению буллинга среди обучающихся. В исследовании приняло участие 26 учеников 8-го класса.
С помощью метода социометрии Дж. Морено, я выявила, что у этого класса невысокая групповая эмпатия. По моим наблюдениям и оценкам классного руководителя, в отношениях одноклассников проявляются эмоциональные раздражения и конфликты.
Еще одним методом анализа взаимоотношений подростков была применена "шкала социальной и ситуативной тревожности" Кондаша. Было установлено, что количество детей с высоким уровнем тревожности составило 35%. Такая тревожность благоприятствует формированию у учащегося трудностей в наиболее важных сферах жизни и коммуникации.
Для справедливости исследования использовалась известная методика-"опросник на уровень агрессивности". Высокий уровень агрессии выявлен у каждого пятого человека (19%). Дети с подобными показателями имеют склонность к проявлению эмоциональной жестокости, агрессии по отношению к сверстникам и взрослым. Это важный мотив для специального социально-педагогического вмешательства.
В результате интерпретации результатов с опорой на теорию вопроса я предложила социально-педагогическую программу профилактики подросткового буллингa в школе, включающую 3 блока:
Первый раздел комплексной программы представляет собой комплекс занятий, классных часов для подростков, направленных на: развитие коммуникативных навыков, улучшение микроклимата в учебном коллективе, обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций, разрешение конфликтов. Нами были разработаны такие мероприятия, как: «Нет-Буллингу!», разработка буклетов «Давайте жить дружно!». Целью данных мероприятий является профилактика конфликтов и расширение диапазона тактик предотвращения их. Данные профилактические мероприятия помогут развить коммуникативный навык, сформировать ответственное отношение у подростков к своим поступкам
Второй раздел комплексной программы представляет собой систему занятий, лекций, деловых игр, семинаров для педагогов образовательных организаций. В данном разделе предложены мероприятия по повышению родительской компетентности в сфере профилактики подросткового буллинга (причины агрессивного поведения, признаки, методы работы, тактика поведения), например: «Буллинг в школьной среде», «Взаимодействие с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей». Комплекс данных мероприятий поспособствует повышению родительской компетентности в сфере гармонизации детско родительских отношений
Третий раздел комплексной програмя представляет собой систему занятий, лекций, индивидуальные и групповые консультации для родителей обучающихся. Такие мероприятия как: «Основные типы конфликтов», «Как педагогу противостоять травле детей», нацелены на расширение информативности у педагогов образовательных организаций о взаимодействии с детьми группы риска агрессивного поведения и буллинга.
Таким образом, для профилактики травли, необходимо повышать уровень культуры учащихся. Сегодня уделяется крайне мало внимания моральному воспитанию. Следовательно, учителя должны больше внимания уделять своим ученикам и актуальным вопросам воспитания. Социальному педагогу необходимо устанавливать контакт с учащимися и их семьями. Социальный педагог должны понимать, что творится в семье ребенка и как ему оказать помощь в сложной ситуации. Если происходит отрицательное влияние в семье на ребенка, то он может устранить его и в школе, но способ будет соответствующий. Необходимо поспособствовать улучшению психологического климат в семье.
Список литература:
Бердышев, И. С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. // Вопросы диагностики и профилактики: практическое пособие для врачей и социальных работников // URL: http://old.homekid.ru/bullying/contens.html (дата обращения: 24.09.2020).
Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа : журнал / Сокращ. — 2006. — № 11. — 15−18 с.
Макаренко, А.С. Книга для родителей. – Пед. сочинения. – в 8-ми т. – Т.5. – М.: Педагогика, 1999. – 320 с.
Травля в школе не должна быть нормой, утверждают в ООН // URL: https://news.un.org/ru/story/2018/10/1340172/(дата обращения 27.01.2021).