Данная разработка может быть использована при проведении педагогических советов, педагогических чтений. Возможно, будет интересна для обучающихся, выбравших педагогические специальности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Социально-этическое кредо К.Д. Ушинского"»
Социально-этическое кредо
К.Д. Ушинского
и его роль в современной системе образования
Хомечко Светлана Васильевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Ишунский УВК
им. генерал-лейтенанта Е.И. Жидилова
Цели: 1) выделить ведущую, определяющую роль Ушинского в решении острейших проблем современного образования; 2) выделить актуальные идеи Ушинского; 3) ознакомиться с социально-этическим и педагогическим кредо К.Д. Ушинского.
«Сделать как можно более пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни...» К. Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский - великий русский педагог. Он родился в 1823 году, в Туле, в небогатой дворянской семье. Детство провел в Черниговской губернии, в имении родителей. После окончания юридического факультета Московского университета читал лекции в Ярославском Демидовском юридическом лицее. С 1850 года служил в канцелярии департамента иностранных дел. Одновременно, заинтересовавшись педагогическими проблемами, Ушинский начал выступать со статьями по проблемам воспитания в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения».
«Основной целью воспитания человека, может быть только сам человек, так как все остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существует только для человека». Это первая великая гуманистическая идея, составившая базовое основание социально-этического и педагогического кредо К.Д. Ушинского.
Эта идея рассматривалась К.Д. Ушинским в своеобразном «четырехлистнике»: 1) цель воспитания − личность человека, 2) личность формируется и раскрывается лишь в труде , в деятельности, ибо без труда «человек − пустоцвет», 3) деятельность может быть только свободной , «без удовлетворения этого условия сама деятельность невозможна», 4) высший смысл деятельности − «идея общественного блага», которая, по К.Д. Ушинскому, составляет «основание и общественной нравственности, и общественного воспитания».
Еще одной важной идеей К.Д. Ушинского была необходимость индивидуализации обучения. Ушинский считал, что каждый ребенок уникален и, следовательно, его обучение должно быть индивидуальным и ориентированным на его потребности.
Не менее важной идеей Ушинского является необходимость учета возрастных особенностей детей при обучении. Ушинский считал, что обучение должно быть ориентировано на особенности развития ребенка, что позволяет достичь наилучших результатов.
Очень важным считал великий педагог необходимость привлечения родителей к образованию своих детей . Он считал, что родители должны быть активно вовлечены в образовательный процесс и работать вместе с учителями для достижения наилучших результатов.
Ушинский активно развивал идеи о воспитании гражданина и патриота . Он считал, что образование должно помогать ученикам стать полноценными гражданами, способными вносить вклад в развитие общества.
Нельзя не упомянуть и важность наследия Ушинского в области педагогической этики . Ушинский считал, что учитель должен быть не только знатоком своего предмета, но и обладать высокой моральной культурой.
В настоящее время многие педагоги и ученые продолжают развивать идеи Ушинского, применяя их на практике и адаптируя к современным условиям. Одним из ярких примеров является концепция "личностно-ориентированного образования" , которая базируется на идеях Ушинского об индивидуализации и развитии личности ученика.
Список литературы 1. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. − Т. 1-2. − M.-Л, 1948-1952. 2. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах // Под ред. Э. Днепрова. − М., 1974. 3. Ушинский, К.Д. Избранное. В четырех книгах // Составитель, автор статей и комментариев академик РАО Э. Днепров. − М.: Изд-во «Дрофа», 2014.