kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слагаемые профессионального имиджа педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует вести себя и жить по-другому, соразмерно иным моделям поведения.

Демократизация нашего общества дает возможность слышать голоса не только правителей и руководителей, но и всего народа. Мы же все еще продолжаем жить по моделям, характерным для тоталитарной коммуникации, потому что в них население имеет только одну функцию – подтверждать (всенародно одобрять) решения, принятые кем-то. Работа с имиджем, с этой точки зрения, является ответом на желания населения, поскольку его основные составляющие должны соответствовать идеализации, свойственным на этот период аудитории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Слагаемые профессионального имиджа педагога »

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования Московской области


(ГОУ Педагогическая академия)




Итоговый практико-значимый проект


«Слагаемые профессионального имиджа педагога»


по курсу инвариантного академического учебного модуля


«Образование и общество. Актуальные проблемы психолого-педагогической науки»







Слушатель:

Белова Любовь Сергеевна,

Учитель начальных классов

МОУ средняя школа №12 г.о. Жуковский

Московской области


Научный руководитель проекта:

Чернова–Бахметова И.И.

Старший преподаватель кафедры человековедческих технологий











Содержание


Введение 3

1. Имидж 5

1.1 Понятие и составляющие части имиджа 5

1.2 Социально-психологический аспект имиджа педагога 7

1.3 Личность педагога 8

1.4 Педагогическая этика 9

2. Модель имиджа педагога 11

2.1 Визуальная привлекательность 11

2.2 Вербальное поведение 13

2.3 Этикет 14

2.4. Кабинет учителя как составляющая часть имиджа 15

Заключение 17

Список используемой литературы 18




























Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.

Л.Н. Толстой



ВВЕДЕНИЕ


Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует вести себя и жить по-другому, соразмерно иным моделям поведения.

Демократизация нашего общества дает возможность слышать голоса не только правителей и руководителей, но и всего народа. Мы же все еще продолжаем жить по моделям, характерным для тоталитарной коммуникации, потому что в них население имеет только одну функцию – подтверждать (всенародно одобрять) решения, принятые кем-то. Работа с имиджем, с этой точки зрения, является ответом на желания населения, поскольку его основные составляющие должны соответствовать идеализации, свойственным на этот период аудитории.

Имиджелогия и имидж – что это? Наука или искусство? Сегодня в ряду новых для нас дисциплин стоит имиджелогия – наука о том, как жить в условиях, когда право голоса есть не только у администрации или начальства. Это наука и о законах коммуникации, которые диктуют совершенно новый тип отношений не только на работе, но и в обществе. Это тип отношений, который даже вопреки воли самого педагога и учащихся складывается в современной школе. Однако мы еще не готовы принять данный тип отношений.

Специалисты по имиджелогии нужны везде, а в школе – в первую очередь. Необходимо не только теоретическое обоснование природы имиджа учителя, их характеристик и типов, а также создание самого инструментария формирования педагогического имиджа, обучение учителя методикам использования. Нужен системный взгляд на эти вопросы, их профессиональное решение. Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука или юбки. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов, ведь заботясь о красоте учителя, нужно начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет.

Как учителю найти свое профессиональное лицо, не выйти из себя, но разобраться в себе, осуществить самооценку по высоким человеческим критериям? Как сделать спор с собой явлением нормальным, доступным каждому учителю, приводящим к оптимистическим выводам? Как помочь ему соотнести себя и дело?

Принимая решения в условиях дефицита информации, а в ряде случаев из-за отсутствия времени, а то и просто нежелания думать, мы заменяем построение сложного и углубленного портрета человека его имиджем – знаковым заменителем, отражающим его основные черты. Опора на собственный имидж нужна сегодня в каждой профессии. Мы идем на прием к тому врачу, у которого есть слава целителя. Мы избираем именно того политика, от которого ожидаем улучшений в жизни. Следует подчеркнуть, что имиджелогия в данном случае переходит в разряд дисциплин на стыке науки и искусства. Прежде чем говорить об имидже учителя и особенностях его формирования, необходимо рассмотреть его сущность, природу и технологию построения, а также инструментарий имиджелогии и особенности использования в педагогической деятельности.

В современных социально-экономических условиях развития общества наблюдаются тенденции характерные для рыночной экономики, учёт которых необходим в работе начальной школы нашей страны. Таким образом, современные школы многофункциональны, разнотипны, свободны в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса и использовании образовательных программ.

Итак, современный учитель начальных классов должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя. Это определённо нашло отражение в профессиональном имидже, он стал более индивидуализирован. Всё это делает проблему имиджа современного педагога в образовательной практике школ актуальной, требующей пристального внимания не только со стороны тех, кто её разрабатывает, но и тех, кто хочет быть успешным в своей профессиональной педагогической деятельности.












1. ИМИДЖ


1.1 ПОНЯТИЕ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧАСТИ ИМИДЖА


Каждый человек имеет свой статусный образ. Иначе его можно назвать имиджем. Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.

Несоответствие статусу – это вызов обществу, это противопоставление себя социуму, что деструктивно для психики человека, который социален по своей природе. Формирование имиджа, забота о нем дает возможность саморазвития и психологическую гармонию.

В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

«Существует ли специфический имидж учителя?» - задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: «Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро». Причину подобного автор видит в том, что «…большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность …»

«Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими».

В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе, профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.

Одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое – с точки зрения самих учителей.

Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.

В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

В структуре имиджа профессионала, предложенный Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры и походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Есть и другие точки зрения на структуру имиджа.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.

В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.

Что такое хороший учитель?

Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.

Качества, входящие в образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как систему требований, предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала.

При этом никто не призывает учителя к некритическому следованию образцу идеальной модели, несовместимому с его конкретным индивидуально-психологическим складом.


1.2 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ИМИДЖА ПЕДАГОГА


Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда.

Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель неквалифицированный – это беда не одного какого-либо коллектива, это беда всего общества.

Перед школой стоит задача – воспитать личность. Еще К.Д. Ушинский писал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Развивая эту мысль, А.В. Мудрик утверждает: «Только видя в себе личность, педагог может в каждом школьнике увидеть неповторимую личность».

Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора учителя, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо прежде всего быть образованным и воспитанным самому. Нужно, чтобы кругозор учителя не ограничивался школьной программой. Индивидуальность учителя – главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них то же отношение к делу.


1.3 ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА


Личность учителя – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что ученики слышат от учителя, но и в том, что они видят в его поведении, в его поступках. Жизненной активности также может учить только тот учитель, который сам имеет интересы и увлечения.

Многие педагоги утверждают, что становление учителя – это в первую очередь формирование его как личности и лишь затем уже как преподавателя, ибо качество труда есть качество души.

По мнению Г.Е. Глезермана, социально значимыми чертами всесторонне развитой личности являются:

а) духовное и физическое развитие,

б) научный и философский кругозор в сочетании с необходимой специализацией в какой-либо области знаний и практической деятельности,

в) умственный и физический труд,

г) знания в сочетании с высокой нравственностью и гражданским долгом,

д) научное образование в сочетании с художественной культурой и высокими эстетическими вкусами.

Не случайно считается, что понятие личности имеет значение идеала, к которому человек должен стремиться.

Но личность это не просто сумма отдельных (даже прекрасных) черт и свойств, а целостное образование.

Личность – явление социальное, она есть продукт развития общества. Конечно, каждая личность уникальна, неповторима, но главное – это не ее неповторимость, а ее направленность. Личность может быть направлена на себя – тогда она перестает быть общественной ценностью; она может быть направлена на пустяки – тогда она теряет свою ценность вообще; но если она проявляется во вредной для общественного прогресса деятельности, то она становится злом. Это значит, что во всякой деятельности личности должен быть нравственный смысл: чем более личностно значимые ценности совпадают с прогрессивными тенденциями общества, тем личность является более нравственно зрелой и ценной. Ее цельность и устойчивость в социальном плане – это «устойчивость ее ценностных ориентаций, вокруг которых группируются установки личности, ее интересы».


1.4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА


Педагогическая этика – основа личности учителя. Она изучает основные принципы педагогической морали: гражданственность и патриотизм в сочетании с интернационализмом, профессиональная самоотверженность, педагогическая солидарность и коллективизм, гуманизм, педагогический оптимизм. Эта наука изучает категории педагогической этики.

  1. Профессиональный педагогический долг. Под ним понимают совокупность требований, которые общество предъявляет к личности учителя, независимо от того, желает ли этого учитель или нет. Поэтому иногда возникает конфликт между личностью и обществом, точнее, между желанием и долгом.

Иногда учитель осознает свой долг, но не желает его выполнять из-за личных соображений. Это бывает редко, но вреда приносит много и ученикам, и обществу, и в конечном счете самому учителю.

Чаще бывает так, что учитель понимает свой долг, но у него не хватает силы воли или других качеств доводить дело до конца. Такому учителю можно помочь, повысив требовательность к нему.

Чувство долга необходимо любому человеку, но учитель без него вообще не учитель.

  1. Педагогическая справедливость. Справедливость – это одна из форм моральной оценки. Она опирается на соответствие между достоинствами людей (учеников) и их общественным признанием. Если это соответствие нарушается, возникает то, что мы называем несправедливостью. Справедливость – основа доверия учеников к учителю. Наличие справедливости особенно проявляется при оценке результатов труда учеников. Все учителя располагают тем же набором оценок – от «2» до «5», но у одного плохая оценка вызывает возмущение учеников, у другого ученики воспринимают ее как проявление справедливости. Почему? Да потому, что второй учитель учитывает и усилия ученика, и его прежний уровень, и его состояние.

Отсутствие справедливости – опасный враг: доказано, что в таких классах задерживается формирование коллектива, замедляется становление коллективистской направленности личности учащихся, а некоторые учащиеся превращаются в невротиков.

  1. Профессиональная честь и достоинство. В понятие чести входит стремление учителя поддерживать свой престиж, свою репутацию. Иногда именно из-за этого стремления, если оно ложно понято, вырастает процентомания, организуется бурная деятельность перед проверкой школы, проводятся мероприятия для «галочки», существует так называемая «защита мундира» и т.п.

Да, учитель обязан бороться за честь и достоинство своей профессии. Но бороться одним – своей честной и достойной работой, честным и достойным отношением к учащимся.

  1. Педагогическая совесть. Совесть – это некий общественный представитель в сознании учителя, представитель, который контролирует выполнение учителем его профессионального долга.

Совесть учителя отражает его этическую культуру. Это имеет двоякое значение: с одной стороны, создает в коллективе атмосферу взаимоуважения, с другой – формирует у учащихся этические нормы, их нравственное поведение в обществе.

Совесть учителя должна быть неподкупной и незапятнанной, иначе он потеряет моральное право воспитывать других.

















2. МОДЕЛЬ ИМИДЖА ПЕДАГОГА


Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота учителя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.

Обучение детей – это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже – это также профессиональное требование.

Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся:

  • визуальная привлекательность;

  • вербальное поведение;

  • невербальное поведение;

  • манеры, этикет;

  • соответствие необходимому образу;

  • обаяние.

Рассмотрим модель имиджа учителя.


2.1 ВИЗУАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ


Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению. Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность- это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность- это показатель культуры человека. Французы говорят, что чистые волосы – это уже стиль. А стиль – это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа.

Говоря об одежде, следует вначале сказать два слова о современной ситуации в школе. «Демократизация» школьной жизни привела не только к отмене школьной формы, но и принесла лавину неуместной, неудобной, часто просто вульгарной одежды в школьный быт.

Одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках.

Во–вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.

В–третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день.

Основной стиль учителя – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.

Кстати о цвете. Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания. Необходимо ознакомьться с основами цветопсихологии, чтобы управлять впечатлением. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные – дистанционируют и дисциплинируют. Прежде чем выбрать костюм, надо задуматься – какое воздействие надо оказать на детей?

Говоря об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

Если учитель носит серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано к этим движущимся блестящим объектам.

То же самое можно сказать и о свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они не согласуются с деловым стилем.

К аксессуарам можно также отнести и очки. Очки должны быть точно подобраны к чертам лица и не должны отвлекать от мимики и выражения ваших глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали.

Классический стиль подразумевает, что макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.

Инструментом мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).

Следует сказать пару слов и о руках. Ни у кого не вызывает сомнения, что руки должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, (но в тон губной помаде), цветом. Бледно – розовым, телесным, светло-бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.

Внешняя атрибутика классического стиля внушает уважение.


2.2 ВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ


Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Учитель может донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д. Особенно это важно детям младшего школьного возраста, т.к. личность ребенка только формируется, и, соответственно, формируется понимание вербального поведения. Поэтому на учителя начальных классов возлагается большая ответственность научить «читать» поведения людей.

Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами.

Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует имидж.

Но необходимо помнить, что учителя не только слышат, но и видят. Поэтому нельзя забывать о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.


2.3 ЭТИКЕТ


Говоря о вербальном и невербальном поведении стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении с детьми и родителями.

Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п.

Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.

Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо учитель может войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы имидж был органичен и притягателен для окружающих, нельзя забывать об обаянии. Обаяние – это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз нам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе – это проявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психо-терапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжением и стрессами.

Говорят, что учитель должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Но все же профессионально наиболее значимыми считаются три группы качеств: 1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему; 2) качества, которые обеспечивают владение собой, и 3) качества, способствующие активному воздействию на ученика.

Неотъемлемым компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему делу, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом служит вера учителя в успех учеников.

И наконец – общительность или красноречие. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности. «Если вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный учитель. Если вы интересны людям, и они тянутся к вам, то смело идите в учителя. Ребятам так надо, чтобы учитель был привлекателен как человек».

Не следует думать, что учитель – это некий ангел, «набитый добродетелями» (В.Н. Сорока – Росиньский). Главное – определить свою «породу», найти то хорошее, на что следует опереться и что следует развивать. Специалисты различают три варианта соотношения личности и профессии:

  1. есть стойкие, практически невоспитуемые личные качества, которые противопоказаны для данной профессии; например, для учителя абсолютно противопоказаны: злорадство, склонность к тирании, эмоциональная глухота и др. В этом случае лучше подыскать себе другую профессию;

  2. есть качества или способности, которые выражены слабо, их можно развить или компенсировать за счет других способностей или способов работы;

  3. возможны также различные по способам, но равноценные по конечному результату варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности.

В общем, на способности надейся, а сам не плошай!


2.4 КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ИМИДЖА


Нельзя не отметить значимость состояния учебной комнаты, в которой работает учитель. Ведь первое впечатление о первом учителе каждый новый ученик складывает для себя, лишь только переступив порог кабинета в котором ему предстоит обучаться. Маленькие дети очень впечатлительны и их нельзя спугнуть, чтобы не отбить у них желание учиться. Поэтому учебная комната должна быть комфортна для детей.

Например, цвета стен должны быть выкрашены в не яркие, пастельные тона. Комната должна быть светлой, просторной. Чтобы дети всегда хотели вернуться в класс снова и снова.

Ученикам очень нравится наличие техники, которая помогает в обучении. Современные дети уже с малых лет знакомы с компьютером, принтером, магнитофоном. Техника окружает нас везде и в школе ребята должны обучаться в соответствии со стандартами, которые нам диктует современная жизнь.

В последнее время появилось множество инновационных предметов техники для обучения. Это и проектор с большим экраном, это телевизор. Данные виды техники присутствует в моем кабинете. Я заметила, что ребятам стало намного интереснее учиться, когда они видят много дополнительного материала не только на доске и в учебных пособиях, но и на большом экране проектора или телевизора в виде презентаций по предмету, фильмов, фотодокументов. Я стараюсь чаще применять технику в обучении ребят, т.к. визуальное восприятие материала запоминается всегда лучше, чем, например, материал на слух.

Так же мне в работе всегда помогает принтер, сканер и копир, ну и, конечно, компьютер. С их помощью я быстрее могу подготовить материал для урока или внеклассной работы. Часто ими пользуются и дети при составлении докладов, речей, конкурсов и сценариев для различных мероприятий.

К сожалению, в моем классе пока нет интерактивной доски. Это очень нужная и удобная инновационная техника для обучения.

И, конечно, огромную роль в формировании имиджа класса, а соответственно и имиджа учителя занимает опрятность и чистота кабинета. Всё должно быть гармонично, а без порядка не бывает гармонии. Учебные пособия, мебель, личные вещи учащихся должны быть правильно и ровно расставлены. Дети, конечно, не очень любят идеальный порядок, и многие не умеют поддерживать чистоту на своих рабочих местах и вокруг них, но учитель должен прививать любовь к порядку, т.к. порядок это одно их условий формирования гармоничной личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ научной литературы, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии - педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж учителя - экспрессивно окрашенный стереотип восприятия образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании.

При формировании имиджа педагога, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми. Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь психологической науки, работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на педагога, в рамках педагогической имиджелогии. Имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.

В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Как точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель – не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель… Подавший заявление в педагогический институт по сути берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников».

Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Актерские способности в деятельности учителя: Метод. пособие/Сост. Л.А. Ильина. Магнитогорск, 1998.

  2. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя. /Народное образование №2, 2006.

  3. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – С - Пб., 1996.

  4. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя//Вопросы психологии. – 1975.

  5. Девис Ф. Создай себе имидж. – Минск, 1988.

  6. Журавлев Д. Имидж учителя – необходимость или дань моде? // Народное образование №7, 2003.

  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник. М., 1999.

  8. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя.//Имидж №5 Гуманитарное образование в школе: теория и практика, 2003.

  9. Калюжный А.А. Педагогическая имиджелогия: Учебное пособие для студентов вузов. - Алматы: Научно-издат. центр «Гылым», 2004.

  10. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.

  11. Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.

  12. Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.

  13. Петрова Е.А., Коробцева Н.А. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М., 1998.

  14. Попова Л. Имидж современного педагога. //Учитель №6, 2002.

  15. Смирнова Н.Е. Имидж учителя.//Преподаватель, №1, 2001,

  16. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.

18




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Слагаемые профессионального имиджа педагога

Автор: Белова Любовь Сергеевна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Профессиональный имидж педагога"
    ["seo_title"] => string(36) "profiessional_nyi_imidzh_piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "415025"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494671076"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Выступление на методическом объединении по теме «Слагаемые профессионального имиджа педагога»"
    ["seo_title"] => string(80) "vystuplieniie_na_mietodichieskom_obiedinienii_po_tiemie_slaghaiemyie_profiession"
    ["file_id"] => string(6) "447464"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1514688533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства