Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в обучении - основа реализации ФГОС»
Системно-деятельностный подход в обучении – основа реализации ФГОС
Системно - деятельностный подход продиктован стратегией модернизации содержания общего образования и национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», требует поиска оптимальных путей обучения. Современный этап развития общества требует от человека новых видов и форм мышления: нестандартного, творческого, аналитического, поэтому образовательный процесс больше нельзя ориентировать исключительно на репродуктивные действия учащихся. Системно - деятельностный подход лежит в основе реализации основной образовательной программы и предполагает поиск учителем эффективного управления образовательным процессом и оптимальных путей обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Учитель определяет новые ориентиры в преподавании, направленные на развитие ключевых компетенций, формирование способностей использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. В коллективе нашей школы принята классификация образовательных компетенций, предложенная А.В. Хуторским: компетенции, относящиеся к общему (метапредметному) содержанию образования, общепредметные и предметные. Понимая, что образовательная система, на развитие компетенций, оказывается беспомощной в формировании знаниево - умениевого фундамента необходимо использовать компетентностный подход в своей преподавательской деятельности, при активной деятельности ученика и эффективном управлении со стороны учителя. В соответствии с компетентностным подходом, исходя из темы школы «Формирование ключевых компетенций на основе мониторинговых исследований» разработан методический проект «Развитие ключевых компетенций на основе системно - деятельностного подхода в обучении», главная задача которого - помочь ребенку адаптироваться в социальном мире, стать компетентным, способным осознать сущность абсолютного большинства социальных явлений в постоянно меняющемся мире. Существование множества технологий преподавания учебных дисциплин не лишает современного учителя возможности расширить методический потенциал творческой лаборатории. Учитель, обогащая арсенал собственных средств и методов обучения и воспитания, вправе делать в этой области личный выбор.
Системно-деятельностный подход в обучении обеспечивает ликвидацию противоречий знаниевого и компетентностного подходов в процессе обучения. Показаны активные формы взаимодействия субъектов образовательного процесса:групповой, парной, индивидуальной форм работы, которые дают преимущества в активном типе занятий, взаимодействии учащихся, осуществлении обратной связи, активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся, умении целенаправленно добывать информацию. Раскрывается роль учителя, он является консультантом, учащиеся учатся добывать знания самостоятельно, повышается мотивация обучения, прослеживается положительная динамика личностного роста ученика по предмету и его социальной адаптации.
Методологической основой изучения данного вопроса являются теоретические положения А.Г. Асмолова, В.Д. Шадрикова, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающие основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие, которым стремились снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, классиков отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно - деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Особенностью системно - деятельностного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. При этом содержание образования проектирует определенный тип мышления ребенка – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. Содержание же учебного предмета выступает как система научных понятий, конституирующих определенную предметную область. Согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения», деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения, нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.
В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий. Как указывал В.В.Давыдов, первичная форма существования теоретического знания – это способ действия. Системно - деятельностный подход приводит к пониманию того, чем являются в широком смысле слова стандарты образования. Такой подход не отрицает ЗУНовского подхода. На операционально-технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится. Вместе с тем, действует еще одна формула: компетенция — деятельность — компетентность. Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью как характеристикой личности. Эта формула помогает нам понять, что такое компетентность. Это знание в действии. И компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им. Системно - деятельностный подход по результатам образования означает, в частности, что изменяется представление о содержании образования. В соответствии с принятым подходом к формированию стандарта образования и конкретизирующей его системой нормативных документов, определяется не только традиционная «ЗУНовская» составляющая, отражающая систему взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, лежащих в основе школьных предметов, но и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах ее организации. Системно - деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:
- представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;
- на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;
- выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностные результаты формируются за счёт реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов. В результате изучения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Системно - деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. В целом системно - деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе ставится и решается основная задача образования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов. Для реализации системно - деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями. Деятельностная форма результатов образования предполагает ряд существенных изменений в образовании. Например, эти изменения коснутся системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе не только оценки индивидуальных достижений обучающихся, но и деятельности педагога, образовательного учреждения. Изменения в обязательном порядке будут затрагивать вопросы проектирования образовательного процесса с точки зрения его направленности на достижение требований Стандарта к результатам, в том числе и использование современных технологий деятельностного типа, к которым можно отнести технологии, основанные на уровневой дифференциации, на создании учебных ситуаций, на реализации проектной и исследовательской деятельности, на кооперации в обучении и др. Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Так как основной формой организации обучения является урок, то принципы построения урока в системно - деятельностном подходе обучения рассмотрим на примере работ Петерсона Л.Г., Кубышевой М.А., Кудряшовой Т.Г. «Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода» и Дусавицкого А.К. «Урок в развивающем обучении: Книга для учителя». Петерсон Л.Г. раскрывает в своей работе основные дидактические принципы: принцип деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, принцип психологической комфортности, вариативности и творчества. Приводит типологию уроков А.К. Дусавицкого, типологию уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…». Дается описание структуры уроков в рамках деятельностного подхода, где выделены этапы:
мотивирование к учебной деятельности;
актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
выявление места и причины затруднения;
построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство);
реализация построенного проекта;
первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
включение в систему знаний, и повторение;
рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М, Толмачева И.Н, Шилкунова З.И. в работе «Урок в развивающем обучении: Книга для учителя» приводят типологию уроков с позиции: психолого - педагогических принципов организации уроков в системе развивающего обучения; педагогической технологии: организация уроков в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Авторы рассматривают анализ уроков в процессе освоения системы развивающего обучения, а также временную и пространственную организацию урока.
Сухов Владимир Павлович раскрывает триединую формулу развивающего обучения как: систему - системный подход – деятельность («Системно -деятельностный подход в развивающем обучении школьников», Уфа, 2004г.). Объединение трех составляющих позволило определить основу системно - деятельностного подхода и показать его как интеграцию школьных дисциплин естественнонаучного цикла на межпредметных способах умственных действий.
В работе Шубиной Татьяны Ивановны «Деятельностный метод в школе» акцент делается на социальную направленность СДП: школа должна помочь ученику найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии. Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития.
Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент. Он определяет наличие в содержании знаний, средств актуализации, личностных ценностей и смыслов. Личностный компонент может быть представлен в содержании изучаемого материала таким образом, чтобы востребовать духовность, гражданственность, актуализировать личностные структуры сознания. В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску их смысла и ценности. Ключевые образовательные компетенции превращаются в дидактическое средство развития личностных целей и качеств.
Методический проект «Формирование ключевых компетенций на основе системно - деятельностного подхода в обучении» имеет целевой, содержательный и диагностический разделы. В целевом разделе в пояснительной записке системно - деятельностный подход рассматривается как методологическая основа стандартов начального общего и основного общего образования нового поколения и предполагает глубокие системные преобразования всего образовательного процесса, начиная с целеполагания, и заканчивая оцениванием результатов образования, поэтому вызывает высокую потребность пересмотра деятельности педагога на всех ступенях обучения учебных дисциплин. На мой взгляд, это наиболее концентрированное понятие объединяет различные формы, методы и технологии компетентностного обучения. Ситемно-деятельностный подход в обучении представлен в кластере, который наиболее полно демонстрирует системность в работе учителя (приложение1). При моделировании урока необходимо ставить цели и задачи, обеспечивающие дидактические принципы системно – деятельностного подхода:
- принцип деятельности - ученик сам добывает знания, а не получает их в готовом виде;
- непрерывности - преемственность между ступенями бучения на уровне технологий, содержания и методик обучения;
- целостности – обобщенного системного представления о мире;
- минимакса – определяется зона ближайшего развития и государственного стандарта знаний;
- психологической комфортности – педагогики сотрудничества, диалоговых форм общения;
- вариативности – формирования критического мышления;
- творчества – приобретения собственного опыта творческой деятельности. Исходя из формирования того или иного действия определяем тип урока, пользуясь по типологии уроков А.К. Дусавицкого.
Урок:
- постановки учебной задачи;
- решения учебной задачи;
- моделирования и преобразования модели;
- решения частных задач с применением открытого способа;
- контроля и оценки.
Построение урока в логике системно - деятельностного подхода значительно отличается от классического. Меняется дидактическая цель урока в соответствии с типологией. Деятельностная цель урока направлена на формирование умений реализации новых способов действий, формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий, формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности, формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения на всех ее этапах. Например, на этапе: самоопределение к деятельности (орг. момент) организуется положительный настрой ученика к деятельности на уроке, его внутренняя потребность («хочу») и выделяется содержательная область («могу»). На этапе актуализации знаний и фиксация затруднений в деятельности происходит подготовка мышления детей к проектировочной деятельности. На этапе постановки учебной задачи учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Можно организовать коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока. Построение проекта выхода из затруднений(«открытие» детьми нового знания) позволяет учащимся осуществить выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода произвести выдвижение и проверку гипотезы в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). При первичном закреплении учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону позволяет учащимся самостоятельно выполнить задания на применение нового способа действий, осуществить самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и оценить ее. На этапе включения в систему знаний и повторения - новое знание включается в систему знаний. «Рефлексия деятельности» (итог урока) – подводит ученика к самооценке деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества. Эффективность управления образовательным процессом на уроке проявляется в создании собственной методической системы, при которой необходимо разумное сочетание современных образовательных технологий с традиционными методами и глубоким осмыслением содержания изучаемого материала. Эффективными являются элементы технологии критического мышления и проникающей технологии: кластер-выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление, метод инцидента, учебно-мозговой штурм, театрализация, интеллектуальная разминка, экспертиза, оживи картину, исследовательский проект, синквейн, ролевой проект, создание медиапрезентаций и другие.
Важная роль отводится использованию специально подобранных, но при этом не адаптированных авторских текстов, через которые происходит знакомство ученика со всем многообразием источников. В них ученик должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Этому способствуют, например, задания, связанные с поиском в тексте главного, самостоятельной постановкой вопроса по содержанию текста. Самостоятельные работы, проверки, взаимопроверки, интерактивное тестирование становятся привычным для учеников занятием. Учащиеся выполняют тест, а затем проводят самопроверку и анализируют ошибки, выставляют оценки. Система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный – максимумом - возьмет все и пойдет дальше. Принцип минимакса связан с принципом вариативности. Принцип вариативности предполагает развитие нестандартного мышления учащихся, то есть понимания возможности различных способов решения задач и умения осуществлять анализ альтернатив. Принцип минимакса эффективно работает тогда, когда учителю удалось пробудить у значительной части интерес к рассматриваемым проблемам. Например, в начальных классах, среднем звене эффективны дидактические игры, которые являются активной формой деятельности и способствуют приближению, моделированию и созданию эмоционального восприятия изучаемого вопроса. Использование этой технологии приводит к полному изменению структуры и качества урока, что непременно сказывается на положительной динамике личностного роста учащихся.
Литература
Асмолов А. Г. Системно - деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология./ - М.: АСТ, Астрель, Хранитель,2008. – 671 ст.
3. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред.– М., 2000.
6. Сухов В.П. «Системно - деятельностный подход в развивающем обучении школьников», Уфа, 2004.
7. Лернер И. Л. Проблемное обучение.- М., 1974.- 267с.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
8. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России. -М.: Дрофа 2001г.124с.
9. Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г. .http://www.nsportal.ru/gp/suhomlinskiy-v-sto-sovetov-uchitelyu
10. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. Народное образование.2003.№2 с.58-64
11. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? / А. В. Хуторской. - М.: ВЛАДО-ПРЕСС, 2005. - 178 с.http://www.moi-universitet.ru
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http/festival.
Шога В.В. Технологии личностного ориентированного урока «Учитель»,2003г.