Система работы с ученическими научно- исследовательскими проектами в условиях МКШ
Система работы с ученическими научно- исследовательскими проектами в условиях МКШ
Уважаемые коллеги! Представляю вам свою разработанную систему работы учителя с одаренными детьми над научно- исследовательскими проектами в условиях малокомплектной школы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система работы с ученическими научно- исследовательскими проектами в условиях МКШ»
Доклад на районный семинар
Тема: «Система работы над ученическим научно-исследовательским проектом
в условиях малокомплектной школы»
«Изучая предков, мы изучаем самих себя.
Без знаний истории мы должны признать
себя случайностями, не знающими, как и зачем
мы пришли в мир, как и для чего мы
в нем живем, как и к чему мы должны стремиться».
В.О. Ключевский
Какова же система работы с учениками над научными проектами в условиях малокомплектной школы?
Большое количество фактов требует упорядочения и систематизации. Ни одно собрание фактов не является полным, рано или поздно факты пополняются, а интерпретации могут опровергнуть упорядоченную схему. В этом свойство человеческого разума.
Не зря я взяла такой эпиграф, ведь для написания работы мы выбираем региональный компонент. Почему? Потому, что самое главное, история родного края как ничто другое учит любить Родину, гордиться ее успехами и достижениями, людьми, которые внесли достойный вклад в развитие нашего региона. Отсюда вытекает Цель: воспитать в ребенке мужество, патриотизм, активную гражданскую позицию и быть достойным гражданином нашей страны.
Какие я ставлю основные задачи? История как никакой другой предмет учит рассуждать, мыслить абстрактно, логически, понимать суть того, что происходит на данный момент, связывать факты из прошлого с настоящим, анализировать и делать выводы. Поэтому, основные задачи состоят в том, чтобы научить ребенка добывать сведения самостоятельно в архивах, музеях, библиотеках, ну и конечно доклад должен строиться на рассказах местных жителей, или тех кто знает о том, или ином событии, для того чтобы: сравнивать факты прошлого и настоящего, при написании ученик мог сам изложить и передать читателям те мысли, эмоции которые он услышал и нашел сам. Вот именно тогда ребенок начинает рассуждать, мыслить совершенно на другом уровне. Все это вызывает большой интерес. Особенно если какие- либо сведения ученик слышит впервые, ведь именно тогда у него загораются глазки, и он обязательно хочет это донести до слушателей.
Теперь перейду непосредственно к системе работы над ученическими проектами. Работаю я по определенной схеме:
Выбор ученика
Выбор темы
Моделирование проекта
Теоретическое изучение темы
Практическое изучение темы
Формирование проекта
Конечное оформление работы
Подготовка к выступлению
Рецензирование работы
Защита проекта
Описание работы по схеме:
Выбор ученика: в начале учебного года, в сентябре, среди учеников 5-11 классов я провожу анкетирование (Методика исследования результативности развития творческих способностей учащихся предложенная Е.Н. Степановым из сборника методических рекомендаций «Воспитательный процесс: изучение эффективности»: «Чувство новизны», «Способность преобразовать структуру объекта», «Направленность на творчество» и т.д.), также на основании индивидуальной работы над рефератами выявляю одаренных детей, предрасположенных к абстрактному мышлению, творческой, а самое главное ответственной работе. Обязательно оцениваю по определенным критериям, соответственно по пяти бальной системе. Тем самым выбираю ученика, который готов к написанию исследовательской работы.
Выбор темы: провожу беседу с учеником на предмет его интереса по изучению какой-либо теме. Выбираем тему и объект исследования. Ставим цель и задачи, опираясь на которые, будем работать.
Моделирование проекта включает в себя составление плана работы над проектом,
который показывает пошаговую работу над проектом.
Например(план работы над научным проектом ученика 10 класса Е. Фарамураз):
Сбор материалов
Изучение материалов в архиве и музее
Опрос населения близь лежащих сёл
Сбор фотоматериалов
Исследование
Анализ собранных материалов
Сравнительный анализ влияния объекта исследования на развитие региона
Исследовательский эксперимент (на основании фотоматериалов)
Построение вывода
Почему объект исследования является исторически значимым местом
Показать историческое влияние исследуемого объекта на развитие региона
Теоретическое изучение темы: На данном этапе работы происходит обработка первичной информации (то, что мы знаем по выбранной теме на данный момент). Запись конспекта по имеющимся сведениям, и определяем основные проблемные моменты проекта.
Практическое изучение темы: данный этап подразумевает работу с информацией в архивах, музеях, библиотеках, интернете (т.е. поиск дополнительной информации по выбранной теме исследования), также различные экскурсии, проведение исследовательского эксперимента (на основании фотоматериалов).
Формирование проекта: в этой части работы мы составляем содержание исследовательского проекта, сам конспект-содержание, также обязательно проводим дискуссию по спорным вопросам.
Конечное оформление проекта говорит само за себя, что на этом этапе мы проводим сравнительный анализ, составляем вывод, делаем художественное оформление работы (т.е. графики, схемы, диаграммы), составляем презентацию проекта.
Подготовка к выступлению: здесь мы составляем краткий конспект доклада,провожу работу по тому, как правильно и грамотно изложить свои мысли, как правильно выступать перед аудиторией. Работа с языковедом: учит ребенка правильной дикции. И наконец, проводится психологическая подготовка (т.е. работа с психологом школы).
Рецензирование проекта: я как учитель – предметник пишу аннотацию на исследовательскую работу, руководитель школьного методического объединения пишет рецензию на научно- исследовательский проект ученика.
Защита научно-исследовательского проекта: выступление перед аудиторией слушателей.
Вот такая простая, совсем не сложная система работы позволила мне за четыре года работы в школе участвовать в конкурсе научно- исследовательских проектов и занимать места. В 2014 году научно- исследовательский проект готовил и защищал ученик 10 класса Попов Дмитрий – занял 2 место, в 2015 проект готовила ученица 9 класса Банникова Е. – заняла 1 место, в 2016 году научно- исследовательский проект готовил и защищал ученик 10 класса Фарамураз Ерасыл – занял 2 место. Также в начале апреля 2016 года двое учеников 10 класса Банникова Елена и Фарамураз Ерасыл готовили научно- исследовательские проекты на республиканский конкурс «Наука 21 века» - результаты будут известны 2 мая 2016 года. Думаю, что и там будет положительный результат, так как дети очень старались, вкладывали всю душу, все свои эмоции.
КГУ «Убинская общеобразовательная средняя школа» ООШР»
Доклад
на районный семинар
на тему:
«Система работы над ученическим научно-исследовательским проектом
в условиях малокомплектной школы»
Доклад составил:
учитель истории и обществознания II категории
КГУ « Убинская общеобразовательная средняя школа »