Просмотр содержимого документа
«Синквейн как приём обучения и воспитания, применяемый в практике внеурочной деятельности.»
Синквейн как приём обучения и воспитания, применяемый в практике внеурочной деятельности.
Статья кратко знакомит с одним из эффективных приёмов, обеспечивающим деятельностный характер обучения. Данный приём используется на этапе рефлексии, в частности, по сингапурской методике. Информация будет полезна учителям ОУ, педагогам дополнительного образования заинтересованным в развитии творческих способностей детей.
Цель: познакомить учителей, педагогов дополнительного образования с одним из эффективных приёмов обучения (на этапе рефлексии) Задача: совершенствовать педагогическое мастерство через знакомство с многообразием приёмов обучения и воспитания, применением их в практике внеурочной деятельности в начальных классах «Родное слово».
Из опыта работы
Введение федеральных государственных образовательных стандартов в системе школьного образования ориентирует нас, педагогов, на достижение трёх групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Одним из этапов современного урока является этап рефлексии, на котором организуется самооценка учениками деятельности на уроке, в завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности (соотнесение цели урока и его результатов, самооценка выполненной работы на уроке, осознание получения нового знания). Одним из эффективных приёмов, обеспечивающим деятельностный подход в обучении на этапе рефлексии, является синквейн.
В переводе с французского слово «синквейн»(от фр. cinquains, англ. Cinquain) означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам , возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Синквейн с точки зрения педагогики
А когда было замечено его позитивное влияние на развитие интеллектуальных и аналитических способностей, образной речи, синквейн начал применяться и в педагогических и образовательных целях.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы , практикуется и использование синквейна, как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины. В процессе обсуждения учитель может определить уровень усвоения учебного материала по активности участия школьников: понял, разобрался – предлагает нужные слова. Интересно составление синквейна в групповом взаимодействии: каждая группа может представить свой синквейн на заданную тему, например, на повторительно-обобщающем уроке. Обсуждение результатов работы групп активизирует внимание на учебном материале, способствует повышению уровня мотивации.
Простота построения
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.
Синквейн в России.
В России после положительного опыта использование синквейна в других странах, например Америке, и многочисленных отечественных педагогических публикаций указывающих на эффективность синквейна в образовании, синквейн начал применяться с 1993 года.
А на сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей младшего возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов. Поэтому синквейн прочно вошел в систему российского образования, и стал использоваться даже при работе с детьми дошкольного возраста, не говоря уже об учащихся старших школ
Алгоритм написания синквейна.
1-я строка. Кто? Что? (обычно1 существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных( они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта)
3-я строка. Что делает? 3 глагола (описывающими характерные действия объект
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Составление синквейна
Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.
Наши работы.
Мама
Любимая, добрая.
Воспитывает, одевает, понимает.
Мама – самый дорогой мой человек.
Друг.
(Оксана А.)
1.Сказка
2.Народная, литературная.
3.Учит, воспитывает, помогает.
4.Я люблю сказки.
5.Добрая ночь.
(Оксана А.)
1.Ключ
2.Железный, золотой.
3.Окрывает, запирает, теряется.
4.Никогда не теряй клчи.
5.Дверь.
(Оксана А.)
1.Вода.
2.Вкусная, прозрачная.
3.Пить, поливать, наливать.
4.Вода – природный дар.
5. Жизнь.
(Оксана А.)
1.Огурец.
2.Зеленый, хрустящий, вкусный.
3.Растет, созревает, желтеет.
4. Люблю кушать огурцы.
5. Овощ.
(Оксана А.)
1.Машина.
2.грузовая, легковая.
3.едет, стоит, перевозит.
4.стану взрослой – куплю машину.
5. Средство передвижения.
1. Пушкин.
2. великий, родной.
3.жил, писал, творил.
4. Влюблена в его сказки.
5. гений.
1. Осень.
2.золотая, багряная.
3. раскрашивает, радует, кормит.
4.красив ее наряд.
5.школа.
1.Сказка.
2.Добрая, интересная.
3.веселит, смешит, поучает.
4.сказка – ложь, да в ней намек.
5. жизнь.
1.Радуга.
2. Разноцветная, красивая.
3. Радует, удивляет, изумляет.
4. Радуга – сказочный мостик в небе.
5. чудо природы
1. Няня.
2.Добрая, ласковая.
3.Ухаживает, кормит, укладывает спать.
4.Няня есть не у всех.
5. Арина Родионовна.
1. Гусь.
2.Серый, белый.
3. Летает, бегает, шипит.
4. Гусь – важная птица.
5. Домашняя птица.
1) Гром.
2. Громкий, майский.
3. Гремит, пугает, раскатывается.
4. Гром – природное явление.
5. Тучи.
1. Малина.
2. Вкусная, спелая.
3. Растёт, цветёт, спеет.
4. Малина похожа на землянику.
5.Варенье.
1.Воробей.
2. Серый, маленький.
3) Летает, чирикает, озорует .
4) Воробей – маленький задира.
5) Птица.
1.Новый год
2.радостный, весёлый.
3.радует ,веселит , осуществляет мечты .
4.мы становимся старше.
5. Волшебство.
1. Арбуз.
2. круглый, большой.
3. растёт, созревает, разбивается.
4. Люблю арбузами полакомиться.
5. ягода.
1.Весна.
2.холодная, чудесная.
3. оттаивает, влюбляет, побуждает.
4.самое милое время года.
5.любовь.
1. Дождь.
2. Проливной, грибной.
3. Моросит, поливает, заливает.
4. После дождя грязь.
5.Осадки. (Настя)
Заключение.
Я считаю, что умение составлять синквейны поможет в дальнейшем обучении в среднем звене. У нас есть уже небольшой опыт. Наши работы показали, что составление синквейна:
Обогащает словарный запас;
Подготавливает к краткому пересказу;
Учит формулировать идею (ключевую фразу);
Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;