Первые уходы из дома в большинстве случаев связаны со сверхценными переживаниями обиды или ущемлённого самолюбия и являются формой проявления реакции протеста, либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Синдром уходов из дома и бродяжничества»
Реферат на тему:
«Синдром уходов из дома и бродяжничества (дромомания)».
Синдром уходов из дома и бродяжничества наблюдается в возрасте от 7 до 17 лет и выражается в повторяющихся уходах из дома, из дошкольных и школьных учреждений, из интернатов и сопровождается бродяжничеством. Причины формирования данного синдрома различны и обусловлены индивидуальными особенностями личности, факторами микросоциальной среды и принадлежностью данного синдрома к определенному заболеванию.
Выделяют несколько причин уходов из дома и бродяжничества.
К первой группе синдрома уходов из дома и бродяжничества относятся реактивные состояния, состояния эмансипации, сенсорной жажды.
Как показывают наблюдения многих авторов (М.И. Лапидес, 1964; Ф.И. Ивановой, 1972 и др.) у детей и подростков с чертами повышенной тормозимости в характере, обидчивых, сенситивных (чувствительных) первые уходы из дома в большинстве случаев связаны со сверхценными переживаниями обиды или ущемленного самолюбия (например, после физического наказания) и являются формой проявления реакции протеста, либо вызваны страхом наказания, тревогой по поводу предстоящей ответственности за тот или иной поступок, получением неудовлетворительной оценки.
Первые уходы у детей и подростков с преобладанием черт эмоционально‑волевой неустойчивости, проявлениями психического инфантилизма часто обусловлены боязнью трудностей, связанных с учебой. Поэтому в этих случаях чаще встречаются уходы из школы, повторяющиеся прогулы, особенно в дни трудных занятий, а также уходы, связанные с переменой учебного заведения, появлением нового, более требовательного педагога и т. п.
Синдромы уходов из дому и бродяжничество, обусловленные эмансипацией. У подростков, особенно с преобладанием неустойчивых и чувствительных черт характера, первые уходы могут быть выражением свойственных данному возрасту личностных реакций эмансипации (А.Е. Личко, 1977), в основе которых лежит стремление освободиться от излишней опеки родителей и воспитателей, выйти из‑под контроля.
Иногда первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами личности носят характер демонстративного поведения, связанного со стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения каких‑либо желаний. Все перечисленные варианты уходов или побегов можно назвать реактивными.
Одной из причин уходов из дома и бродяжничества у детей и подростков с выраженной эмоционально‑волевой неустойчивостью и с непреодолимыми влечениями, является «сенсорная жажда», т. е. особая потребность в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также с усиленным стремлением к удовольствиям и развлечениям (Г.Е. Сухарева).
Непосредственно ситуационными факторами, приводящими к появлению уходов, могут быть случайно услышанные от окружающих сообщения о каком‑либо происшествии, которое произошло недалеко (пожар, драка и другие события), телевизионная передача или кинофильм определенного содержания, предложение товарища пойти в кино и т. п.
К этому типу уходов близко примыкают уходы, связанные с жаждой приключений, свойственных детям препубертатного возраста и подросткам, особенно с неустойчивыми чертами характера. В этом случае дети и подростки нередко убегают из дома вдвоем или даже небольшой группой, могут уезжать на большие расстояния с целью побывать в каком‑то городе, отыскать спрятанный клад. В этих случаях побегу предшествует серьезная подготовка – приобретение необходимого снаряжения, заготовка продуктов.
В ряде случаев уходы из дому и бродяжничество обусловлены желанием освободиться от родительского строгого режима. Такое поведение называют эмансипацией. Многие молодые люди, уйдя из дому, легко попадают под влияние различных асоциальных групп и сект, из пут которых бывает очень трудно вырваться.
Значительно реже первые уходы из дома возникают без определенных понятных мотивов и имеют различные варианты. В ряде случаев уходы из дому обусловлены изменением настроения дисфорического характера и появлением острого стремления к освобождению от стесняющего режима, к перемене обстановки. Такие явления наблюдаются у детей с остаточными явлениями органического поражения центральной нервной системы психопатподобными состояниями при растормаживании влечений. В других случаях возникает неодолимое влечение к перемене мест. В этих случаях ребенок уходит один.
Ко второй группе уходов из дому и бродяжничества относятся безмотивные случаи, наблюдающиеся у больных шизофренией и эпилепсией. В ряде случаев уходы из дома связаны с сугубо психическими заболеваниями типа шизофрении и эпилепсии, при которых больные не знают причин уходов и объяснить их не могут, так называемые «беспричинные» или безмотивные уходы.
Независимо от характера первых уходов, за исключением варианта «безмотивных», сформированный синдром уходов выражается в более или менее стойком стремлении к бродяжничеству, при котором дети уходят одни, лишь на короткое время, вступая в случайные, иногда вынужденные контакты. Во время своих блужданий, нередко многодневных, они бесцельно ездят на транспорте, заходят в любые общественные места, подолгу не испытывая усталости, голода, жажды, ночуя в случайных местах – на чердаках, в подвалах, подъездах. Слабая выраженность этих чувств указывает на то, что развитый синдром уходов и бродяжничества тесно связан с патологией влечений (В.В. Ковалев). По мере повторения уходов появляются те или иные формы асоциального поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания: мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием подростков и взрослых с асоциальным поведением (хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкогольных напитков и наркотиков и т. п.). В ряде случаев заостряются или формируются патологические черты характера: эмоционально‑волевая неустойчивость, аффективная возбудимость, иногда – замкнутость и отгороженность от окружающих.
Синдром уходов из дому и бродяжничество нередко возникает у детей и подростков на фоне задержанного интеллектуального развития. В этих случаях первые уходы обычно связаны с боязнью нового (учителя, детей), страхом перед трудностями. В ряде случаев уходы из дома обусловлены подражанием (имитацией) поведению интеллектуально полноценных детей и подростков в связи с повышенной внушаемостью и подчиняемостью. Поэтому дети с отклонениями в умственном развитии вначале совершают уходы не в одиночку, а с другими детьми. Однако, со временем уходы и бродяжничество также приобретают привычный характер, а в дальнейшем могут становиться неодолимым, импульсивным влечением. Недостаточная критика и повышенная подчиняемость детей с отклонениями в умственном развитии способствуют быстрому возникновению у них асоциального поведения (воровство и сексуальная распущенность). Как пишет В.В. Ковалев, в связи с ведущей ролью изменений элементарной аффективности, тесно связанной с влечениями, происхождение синдрома уходов и бродяжничества рассматривается как выражение аффективного уровня нервно‑психического реагирования, относительно близкого, к психомоторному уровню.
Педагогическая помощь в этих условиях должна состоять в постоянном наблюдении и внимании за детьми, добром отношении к ним. Педагог может читать рассказы о том, как тяжело жить детям вдали от дома, от родных и близких, каким трудностям они подвергаются.
Из опыта работы (пример из моей педагогической практики).
В нашей школе-интернате учился Вова, проживающий в хуторе района с диагнозом (из личного дела): олигофриния средней степени тяжести.
Молчаливый, пассивный на уроках учащийся. Во время обучения в начальных классах особых отклонений поведения, в виде бродяжничества, не наблюдалось.
Ребенок был «приходящим», т.е. утром, из дома приходил на уроки, а после уроков шел домой. Так продолжалось до шестого класса, пока он воспитывался в полноценной семье. После смерти отца Вова, уходя утром в школу, до нее не доходил, и, наоборот, из школы не шел домой. Он катался в городском автобусе, бродил один по городу. На вопрос: «Почему не шел в школу?», отвечал, что гулять и кататься на автобусе интереснее. С возрастом бродяжничество учащалось. Вова не появлялся дома неделями, ночевал в стоге сена, заброшенных домах. Ужасный, грязный вид его не смущал.
Меры педагогического воздействия, с моей стороны, как классного руководителя, применялись различные.
1.Беседы о том, что нужно помогать маме, т.к. ты старший ребенок в семье, а кроме тебя еще трое младших братьев и сестер; как тяжело жить одноклассникам вдали от дома, которые домой ездят только на каникулы, а остальное время проводят в школе-интернете, такой прием положительно действовал на какое-то время.
2.Посещение семьи, но Вову редко можно было застать дома.
3. Приглашения мамы в школу и договоренность с ней приводить сына в школу, забирать после уроков.
Во время уроков и на переменах, с моей стороны, был постоянный контроль (когда Вова находился в школе), если ему не удавалось сбежать из школы, он уходил из дома, бродяжничал.
Чем старше становился Вова, тем чаще стали уходы из дома и бродяжничества.
Данный случай относится к первой группе синдрома ухода из дома и бродяжничества.
После смерти отца Вова освободился от строгого родительского режима, у него постепенно сформировался синдром уходов из дома со временем перешедший в стремление к бродяжничеству, потребности в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, стремление к удовольствиям и развлечениям («сенсорная жажда»).
Литература:
Гуровец Г.В. Психопатология детского возраста: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальностям «Дошк. образование», «Спец. дошк. образование», «Спец.педагогика в спец. (коррек.)учреждениях», «Коррекц. Педагогика в начальном образовании» / Г.В. Гуровец. – М: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2008. – 359 с. – (Специальное образование). ISBN 978-5-691-01637-0.
Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузо в / Д.Н. Исаев - СПб.: Спец.Лит, 2001.-463 с – ISВN 5-299-00187-8.