«Медиа оқыту технологиялар мен интернетті дидактикалық әдістер ретінде қолданылу»
«Технологии медиаобразования и интернет как дидактические средства»
Семинар - практикум «Технологии медиаобразования и интернет как дидактические средства»
Дата проведения – 26.04.2016.
Цель: дать общее представление о медиаобразовании как приоритетном направлении современного образования в Казахстане.
Задачи:
определить цели и задачи медиаобразования, его роль в современном образовательном процессе;
ввести понятия медиаграмотности, медиакомпетентности;
познакомить с алгоритмом восприятия медиатекстов и работы с ними.
Эпиграф.
Вся образовательная деятельность требует существования субъектов, которые, обучая других, учатся сами.
П. Фрейре
Ход семинара
Актуализация знаний педагогов о медиаобразовании
Задание для 4 групп
Заполните предложенную схему, подбирая синонимы к термину «медиаобразование» ( Раздаточный материал № 1)
После заполнения участниками тренинга на слайде показывается схема и сравниваются варианты участников тренинга и данной схемы.
Медиа-
образование
Критическое мышление
Критическое оценивание медиатекстов
Умение создавать медиатексты
Часть современно-го образования
Знания
о СМИ
Медиагра-
мотность
Теоретический материал
Актуальность медиаобразования заключается в том, что информационная революция и глобализация сделали наше восприятие мира во многом зависимым от того, как его подают медиа. К сожалению, последние соответственно не отреагировали на рост ответственности: материалы часто плохо проверены, содержат элементы манипуляции и подтасовки. В таких условиях медиаобразование – путь к тому, чтобы человек имел возможность защититься от недобросовестной медиаинформации.
Медиаобразование в современной школе имеет огромное значение, поскольку дети уже с маленького возраста знакомы с любыми гаджетами, предпочитают виртуальный мир реальному. Поэтому необходимо, чтобы между ребенком и медиа был умный взрослый человек, который научит его критически оценивать медиаинформация.
Медиаобразование – теоретические знания и практические умения, необходимые для овладения современными мас-медиа, часть специфической, автономной области знаний в педагогике ( ЮНЕСКО)
«Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение “закономерностей массовой коммуникации,прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.
Цели медиаобразования:
обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ (в широком толковании);
развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;
включение внешкольной информации в контекст общего базового образования
формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, с использованием различного технических средств (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа.)
Задачи медиаобразования:
Подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, восприятию различной информации;
научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику
овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств
Инструменты медиаобразования:
Библиотека– традиционная рабочая зона библиотекаря, оборудованная компьютером с компьютерным каталогом,
Видеотека – фонд учебных видеозаписей и места для индивидуальной и групповой работы с видеоинформацией, оборудована видеомагнитофоном, видеокамерой, телевизором
Фонотека– фонд магнитных записей, СД-дисков, аппаратура для прослушивания записей, места индивидуальной и групповой работы с наушниками;
Диатека – диафильмы, диапозитивы (слайды), оборудована местами для индивидуального и группового просмотра;
Компьютерная рабочая зона– интерактивная доска, для самостоятельной работы учащихся или учителей оборудованы рабочие места.
Подходы к медиаобразованию: интегрированный, факультативный
Методы медиаобразования:
по источникам полученных знаний: словесные, наглядные, практические;
по уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, проблемные, репродуктивные
Что мешает развитию медиаобразованию:
- отсутствие стратегического видения и непонимание на уровне руководства образовательных учреждений и органов управления образования важности включения в образовательный процесс элементов медиаобразования;
- отсутствие квалифицированных специалистов, методических и ученых разработок по данному направлению;
- недостаточная личная информационно-правовая культура педагогов;
- недостаточная техническая обеспеченность образовательных учреждений
Медиаграмотность - умения использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах.
Медиакомпетентность - умения использовать, критически анализировать, оценивать, передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах.
Алгоритм работы с текстом
1этап. Восприятие медиатекста
2 этап. Критическое осмысление
3 этап. Оценивание
4 этап. Формулировка собственного отношения к данному медиатексту
Практическая часть
Задание для 4 групп
Прием «Чтение с карандашом в руках». Проанализируйте тексты, предложенные в раздаточном материале № 2. Подчеркните прямой линией факты, волнистой – суждения.
Прием «Сюжетный анализ». Прочитайте предложенные статьи из журналов ( можно брать любые популярные журналы). Выскажите свою точку зрения, чего в текстах больше: фактов или суждений.
Рефлексия
Метод «Займи позицию!»
Предлагаем педагогам согласиться или опровергнуть высказывание Маршалла Маклюэна, канадского философа, филолога, литературного критика, теоретика воздействия артефактов как средств коммуникации: « Для того чтобы жить в современном обществе, надо быть медиаграмотным»
Раздаточный материал № 1
Медиа-
образо-вание
Раздаточный материал № 2
Учебник 1
Феодальные синьоры жили в замках, которые обыкновенно строились на возвышенных местах. Главным назначением замков было служить надежным убежищем на случай неприятельских нападений… Вокруг замковых стен…шел широкий ров. Ворота запирались тяжелою железною решеткою, которая свободно опускалась и поднималась, представляя некоторое подобие рыцарского забрала. К углам замковой стены примыкали башни с зубцами… В середине пространства, занимаемого замком, возвышалась главная башня, в которой хранились сокровища синьора, а кругом располагались жилые помещения и хозяйственные постройки. Большую часть времени феодальные владельцы проводили вне своей семьи: на охоте, на войне, в каком-нибудь набеге. Сильно оживлялись обитатели замков, когда к ним заходил какой-либо певец, рассказчик, фокусник или пилигрим. Несказанно радовались они вестнику, приглашавшему их на турнир.
Учебник 2
На холме или высокой скале, подобно гнезду хищной птицы, возвышался над окружающей местностью замок. Это было жилище феодала и его крепость. В замке феодал укрывался от восставших крестьян и нападений других феодалов…
Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок был окружен широким рвом с водой. Через ров к воротам был перекинут подъемный мост; на ночь или при нападении врага его поднимали на цепях. По сигналу тревоги воины феодала спешили занять свои места на стенах и башнях…
Над всеми постройками замка возвышалась главная башня. В ней феодал со своими воинами и слугами могу выдержать долгую осаду… В подвальном помещении находился колодец с водой и хранились запасы продуктов. Здесь же была тюрьма; в сыром, темном подземелье томились пленники и непокорные крестьяне, прикованные цепями к стене…
Замок постоянно напоминал крестьянам о грозной силе феодала. С ненавистью смотрели они на его высокие башни и мрачные стены. Не раз из замка выезжали на конях воины, чтобы грабить крестьян.