- важной задачей работы психологической службы является переход от работы в системе "психолог-ребенок" к системе "психолог-педагог-ребенок". В связи с этим одной из задач психологической службы является создание условий для развития педагогической рефлексии.
Блок 1. Теоретический
Школьная успешность имеет свои критерии и характеризуется умением учащегося с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов. Это связано с проявлением многих способностей, таких как: все делать вовремя, чувствовать ситуацию, применять рациональные средства для достижения поставленной цели, притягивать к себе людей, испытывать чувство радости, удовлетворения, уверенности в собственных силах, не унывать, не пасовать перед трудностями, бережно относиться к своему здоровью.
Понятие «школьнаянеуспешность» еще не обрело своего самостоятельного устойчивого научного статуса. Оно относится к обозначению неблагополучия ребёнка в школе. Чтобы охватить круг явлений, свидетельствующий о неблагополучии ребенка в школе, используют различные формулировки: «школьные трудности», «школьная неуспеваемость», «школьная неуспешность», «синдром школьной неуспешности»...
Внесем ясность. «Школьная неуспеваемость» понятие намного уже, чем «школьная неуспешность», оно касается в первую очередь эффективности усвоения знаний и не включает в себя многие факторы, приводящие к формированию состояния «неуспешности». Более того, зачастую хорошая успеваемость не является главной причиной успеха ребенка в школе. Если мы говорим о «школьных трудностях», то имеем в виду временное и преодолимое явление. Например, трудно дается освоение какой-то темы или возникли сложности в отношениях с классом. Если же школьные трудности не были во время замечены и преодолены, приобрели затяжной характер, то это может привести к ухудшению здоровья ребенка, нарушению его социально-психологической адаптации, а затем и к снижению школьной успешности.
Школьная неуспешность - многофакторное явление, можно сказать, синдром, и касается оно не только результативности ученика, но и затрагивает его личность. Это очень опасно! Если представление особственнойнеуспешности «встроится» в личность ребенка, то оно будет преследовать человека долгие годы, возможно, всю жизнь. В чем конкретно проявляется синдром школьной неуспешности, кроме неуспеваемости?
Постоянно высокий уровень тревоги
Низкая мотивация учиться
Нарушения внимания, памяти
Неусидчивость или уход в себя
Заниженная (или неадекватная) самооценка, представление о себе как о «безнадежном», «плохом ученике»
Неуверенность в себе
Неверие в возможность удачи
Ожидание помощи от других
История того, как и по каким причинам сложилась внутренняя картина «я неуспешен, у меня не получится» у каждого ребенка своя, уникальная. Причины, приведшие к таким печальным следствиям, у каждого свои.
«Луковица» школьнойнеуспешности
Школьная неуспешность многослойна, как луковица. Рассмотрим причины этого явления последовательно, снимая слой слоем.
1.Возраст, жизненный период
Наиболее уязвимыми для формирования школьной неуспешности являются: первый класс, переход в среднюю школу и подростковый возраст.
Если ребенок не готов к школе, не достаточно развита мелкая моторика, у него не сформировано поведение ученика, трудности взаимодействия с «другими взрослыми» (не родителями), даже при высоком уровне природного интеллекта, есть высокая вероятность попасть в разряд «неуспешных». В средней школе камерность начальной школы завершается, ребенок проходит новый виток адаптации, надо приспособиться к разным учителям, их стилю и требованиям. Не редко это приводит осложнениям, к снижению успеваемости, и вообще желания учиться. В эти периоды ребенок может «коллекционировать» опыт неудач, и постепенно формировать представление о себе как неудачнике. Потом от этого ярлыка уйти будет очень трудно.
Подростковый возраст чрезвычайно психологически сложен. В этот период человек решает множество важных жизненных задач (становление самостоятельности, изменение отношений с родителями, возможно, первая влюбленность, поиск ответов на вопрос «Кто я?»), и иногда кажется, что учиться не самое главное в жизни.
2.Отношения в школе: с педагогом, классом, атмосфера в школе
Отношения с учителем очень важны, во многом они определят отношение к предмету, к учебе.
3.Отношения в семье
Часто запускает механизм школьной неуспешности завышенные ожидания родителей по поводу школьной успеваемости ребенка. Понимая, что не оправдывает надежд мамы и папы, ребенок чувствует вину, ему кажется, что он не достоин любви.
Однако, чрезмерное захваливание, отсутствие разумной требовательности и последовательности бывает столь же вредно, как и нехватка тепла в отношениях. Уважение и взаимопонимание в семье серьезный ресурс поддержки ребенка и его стремления к успеху.
4.Личностные качества ребенка
Низкая самооценка, неуверенность приводят к боязни нового, проявлению себя, блокируют активность и снижают желание учиться.
Снижение мотивации учения и боязнь неудачи, стремление избежать сложностей, связанных с овладением новым - одновременно и проявление, и причина, и следствие школьной неуспешности.
Немотивированность связана с волевыми качествами человека. Воля, как механизм преодоления трудностей, помогает преодолеть неудачи.
Еще один важный момент: готов ли ребенок или подросток отвечать за свои действия и их последствия? В психологии это называется «локус контроля». Он может быть внутренним («я готов отвечать за себя») и внешним («в том, что со мной происходит, виноваты окружающие»).
5. Эмоциональные особенности ребенка
Мы уже говорили о том, что повышенная эмоциональность, тревога могут разрушить учебную деятельность даже очень способного ученика. Если ребенок не умеет регулировать свое эмоциональное состояние, плохо справляется с волнением, обидой, раздражением, это служит серьезным препятствием на пути к успеху. Сниженное настроение, апатия – питательная среда для неудачи.
6.Интеллект и особенности познавательных процессов.
Возможными причинами школьной неуспешности могут быть плохая память, слабая концентрация внимания, не достаточное развитие мышления и речи, а также неумение анализировать и понимать причины своих успехов и неудач.
Следующая группа причин требует консультации у невропатолога.
Нарушения функционирования нервной системы ребенка. Часто эти нарушения либо вообще не заметны родителям, либо относятся ими к особенностям характера ребенка.
Ребенок слишком подвижен, не может долго сидеть на одном месте, постоянно отвлекается, или, наоборот, малоактивен, вял. Эти нарушения зачастую не носят тяжелого характера, однако, могут помешать ребенку успешно учиться в школе.
7.Много причин – один сценарий
Независимо от исходной причины развитие неуспешности протекает примерно по одному сценарию. В результате наблюдается:
- сочетание низких достижений,
- высокой тревожности,
- неуверенности в себе,
- низкой самооценки и негативной оценки ребенка родителями и учителями.
Однако ребенок может хорошо учиться за счет своих компенсаторных ресурсов. Если этого не случается, ребенок начинает часто болеть (частые простуды, болезни желудка, падение зрения).Таким образом, мы видим, проблема школьной неуспешности многослойна и вмещает в себя множество разнородных факторов и причин.
Блок 2. Практический
Просмотр фрагмента выступления Ш.А.Амонашвили(о собственном опыте преодоления школьнойнеуспешности.)
Мозговой штурм (практикум)
Цель:Определение факторов школьной неуспешности на основе групповой дискуссии, эмоциональной сопричастности и личного проживания ситуации.
Задание:Объединитесь в группы по 5-6 человек. В течение 5 минут обсудите и сформулируйте, с чем может быть связана неуспешность ребёнка в школе, формально выражающаяся в неуспеваемости. (Обсуждение и формулировка возможных причин школьнойнеупешности.)
Ход работы: После обсуждения модератор записывает на доску варианты формулировок, исключает повторяющиеся и просит сгруппировать/укрупнить причины.
Подведение итогов: Определяются группы причин.
Причины синдрома школьной неуспешности
Безусловно, анализ причин школьной неуспешности требует индивидуального подхода (у каждого ребёнка своя история формирования картины «я не смогу…», «у меня не получится…»). Однако возможные причины синдрома школьной неуспешности во многом типичны и могут быть сгруппированы в 3 основные категории: 1) физиологические; 2) психологические; 3) социальные.(Причём, не все причины поддаются психолого-педагогической коррекции!)
чрезмерное захваливание/отсутствие разумной требовательности и последовательности;
гиперопека;
несформированность навыков общения;
сложности в отношениях с одноклассниками;
отношения с педагогом;
эмоционально неблагополучная атмосфера в школе;
и др.
Школьная неуспешность конкретного ребенка может быть обусловлена различными причинами, иметь разные последствия, и поэтому требует тщательного обследования как самого ребенка, так и его ближайшего окружения.
Однако, по мнению большинства специалистов, ведущая причина синдрома школьной неуспешности кроется в мотивационной сфере: несформированность или отсутствие мотивации учения.
Диагностика учебной мотивации обучающихся по методике Н.В. Калининой, М.И. Лукьяновой (См. приложение 1), проведённая в 7-8 классах подтверждает выводы о незрелости ряда слагаемых мотивации учения.
Зрелая мотивация учения – важное условие эффективности образовательного процесса. Зрелость мотивации определяется сформированностью личностного смысла учения, развитой способности к целеполаганию, преобладанием учебных и социальных мотивов, доминированием внутренней мотивации над внешней, стремлением обучающегося к успеху, а не избегание неудач, и, главное, реализацией мотивов учения в поведении и деятельности.
Проведенное в декабре 2018 года в МОУ «СОШ №58» г. Магнитогорска обследование зафиксировало:
1) незрелый характер мотивации учения;
2) низкий волевой компонент обучения, т.е. понимание личностного смысла образования, и его целей, но без подкрепления учебными действиями;
3) преобладание позиционных мотивов учения, которые могут использоваться в целях повышения эффективности образовательного процесса: внесение элементов соревновательности в процесс обучения, повышение престижности успехов в учёбе в ОУ и публичной известности достижений обучающихся. (Это могут быть, например, экраны достижений в классах, аллея звёзд в школе и на сайте школы, регулярные чествования за успехи в учёбе, проводимые в виде церемоний и т.п.).
Для подкрепления мотивации учения обучающихся 7-8-х классов рекомендовалось усилить позиционные мотивы учения образами конкретных хорошо узнаваемых «героев», «атрибутами» престижа и «маркерами» известности.
Блок 3. Технологический
Что же делать педагогу, когда он сталкивается с хронически неуспешным ребёнком?
Рекомендации педагогам по преодолениюпри хронической неуспешности у ребенка.
1. Ощущение успеха.Главное, что должны сделать взрослые при таком «диагнозе», – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке его работы надо руководствоваться несколькими несложными правилами. Главное из них – ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашней контрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней – два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то надо лишь выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше.
2. Сфера самореализации.Очень важно найти сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен: в спорте, в чисто бытовых домашних делах, в компьютерных играх или в рисовании, – это должно стать предметом живого и пристального интереса. Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.
Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого практически никогда не бывает. Может быть, он хорошо бегает? Тогда надо отдать его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени, потому что он не успевает сделать уроки). Возможно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями? Тогда ему стоит записаться в кружок авиамоделирования. Ребенка, страдающего хронической неуспешностью, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что очевидно), но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим).
3. Терпение. Учителям необходимо излечиться от нетерпения: ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тревожности не может произойти за одну неделю. Да и тогда еще «хвост» накопившихся пробелов в знаниях долго будет давать о себе знать. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу (что уже само по себе дает некоторое улучшение результатов). Следует быть готовыми к тому, что школьные дела могут так и остаться вне сферы детского самоутверждения, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами. В первую очередь необходимо снизить ценность школьных отметок (но не знаний!). В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и ряда других школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания). Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижается школьная тревога, а так как на уроках он продолжает работать, то накапливаются и некоторые достижения.
4. Пересмотр школьных ценностей. Важно, не показывать ребенку озабоченность его учебными неудачами. Чтобы, искренне интересуясь его школьной жизнью, они при этом смещали акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по классу, экскурсии и походы, но не фиксировались на области неуспеха – школьных отметках. В качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой должна подчеркнуто выделяться та сфера деятельности, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обрести утраченную веру в себя. Такой пересмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат хронической неуспешности – резко отрицательное отношение ребенка к учебе, которое к подростковому возрасту может превратить хронически неуспевающего ребенка в законченного хулигана.При этом не возникает и другое частое следствие хронической неуспешности – тотальный регресс, приводящий к глубокой пассивности и безразличию. В общем, чем больше родители и учителя фиксируют ребенка на школе, тем хуже для его школьных успехов.
Таким образом, чтобы помочь ребенку встать на путь успеха, необходимо обеспечить ему ощущение этого успеха, снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!), хвалить не за результат, а за любую попытку его достижения, обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.
Кроме того, педагогам также можно посоветовать:
Более пристальное внимание обращать на качественную сторону обучения, а не на количественную. Не возводить оценки в абсолют. (Конечно, совет достаточно тривиальный, но скажем себе честно: всегда ли мы следуем ему?)
Стараться построить образовательный процесс таким образом, чтобы оценки не были основой рейтинга учащихся. Не афишировать успеваемость учеников перед всем классом. (Однако здесь необходимо учитывать индивидуально–типологические особенности учащихся: если ваш ученик имеет демонстративные черты характера, то публичное представление его успехов подстегнет его к дальнейшей успешной учебе.)
Не сравнивать учеников друг с другом. Лучше сравнить успехи самого ученика, например: «Сегодня ты отвечал значительно лучше, чем на прошлом уроке».
Учитывать возрастные особенности учеников при подготовке к уроку. Больше используйте активные методы обучения, урок должен быть интересен ребятам – это очень важно.
Развивать познавательные способности учеников.
Заметим, что мотивировать подростка учиться– вполне разрешимая задача, несмотря на ее большую трудность. В зависимости от индивидуально–личностных особенностей необходимо найти, чем можно зацепить ученика, чтобы у него появилось желание учиться. Например, честолюбивого подростка, мечтающего о профессиональной карьере, надо нацелить на углубленное изучение предметов, необходимых ему в будущем. Ученика с истероидными чертами характера может подстегнуть возможность выделиться среди сверстников, продемонстрировать свои способности. Кого-то может подтолкнуть романтическое увлечение, в том случае, если объект обожания хорошо учится, имеет твердые жизненные планы и т.п.
Повышение самооценки и укрепление самоуважения учащихся также имеет большое значение для учебной успеваемости.(См. приложение 2)
Ещё раз подчеркнём, и учителям, и родителям важно помнить, что «школьнаянеуспешность» не исчезнет за день-другой, за неделю. Поэтому нужно быть максимально терпеливым и не ждать слишком быстрых изменений к лучшему еще и потому, что «хвост» накопившихся пробелов в знаниях какое-то время будет давать о себе знать.
Важнейшими составляющими школьной успешности являются: здоровье, творческая самореализация, позитивность мышления, активность, адекватная самооценка, осведомленность, произвольность психических процессов, сформированность базовых учебных навыков, высокий адаптивный ресурс (возможность адаптироваться в сложной ситуации), мотивационные факторы и т.д.