Программа внеурочной деятельности "Школьный пресс-центр" разработана для занятий с учащимися 8-х классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения. Данная программа адресована обучающимся 13-14 лет, которые проявляют интерес к журналистике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьный пресс-центр рабочая программа»
СОДЕРЖАНИЕ
1
Пояснительная записка
3
2
3
4
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование
Планируемые результаты
6
10
12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Школьный пресс-центр» для 8-х классов составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 3273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09 – 3664 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Федерального закона от 08 мая 2010 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – М.: Просвещение 2014;
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов/ под редакцией В.А. Горского – М.: Просвещение, 2010.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения программ внеурочной деятельности МАОУ СШ №17 от 07.04.2016 г. (протокол № 6 педагогического совета);
Плана внеурочной деятельности МАОУ СШ № 17 на 2016-2017 учебный год.
Программа внеурочной деятельности «Школьный пресс-центр» разработана для занятий с учащимися 8-х классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения. Данная программа адресована детям 13-14 лет, которые проявляют интерес к журналистике.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию развития СМИ, литературной культуры страны, уважительного отношения к труду.
Актуальность программы: в условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности учащихся, и особое внимание уделяется их развитию. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо: знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных системах; владение навыками работы с различными видами информации. В свою очередь, важнейшими нравственными компетенциями можно назвать: степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых человек, имеющий собственное мнение и убеждения, способный утверждать и отстаивать их; понимание духовного саморазвития и самореализации человека; способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре.
Наиболее оптимальной формой организации деятельности в этом направлении является создание школьного пресс-центра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии.
В школьном пресс-центре отрабатывается авторская позиция ученика, здесь же возможна ее корректировка в общепринятой культурной норме. Таким образом, создаются условия для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка.
Цель программы: создание условий для информационно-нравственной компетенции обучающихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка, выявления и развития журналистских задатков.
Реализации основной цели программы способствует решение следующих задач:
научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать с различными источниками информации;
изучить этические вопросы, связанные с издательской деятельностью: авторское право, плагиат, цензуру;
привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, верстальщик, корректор;
расширять информационный диапазон всех субъектов образовательного процесса;
обучать детей умению выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, ответственно и критически анализировать содержание сообщений;
развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности;
познакомить с основами журналистики;
организовать ежемесячный выпуск школьной газеты «РИТМ».
Методы обучения и воспитания: словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение); наглядный (демонстрация образцов шрифтов, заметок, оформления стенгазет); практический (сбор материала, оформление статей, газеты); аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ).
Виды деятельности обучающихся: теоретические занятия, творческий практикум, работа с прессой, работа со справочной литературой, анкетирование, социологический опрос, экскурсии, встречи с журналистами, участие в школьных, городских, всероссийских конкурсах, выпуск школьной газеты.
Основные направления работы пресс-центра:
формирование и создание рабочей атмосферы в среде членов пресс-центра;
выпуск печатной газеты «РИТМ», информационных листовок;
публикация материала на школьном сайте;
сбор и обработка информации;
встречи с интересными людьми;
мониторинг своей деятельности.
Сроки реализации программы: данная рабочая программа рассчитана на один год и будет реализована в 2016-2017 учебном году.
Формы и режимы занятий:занятия будут проводиться в групповой форме как внеурочная кружковая работа. Основными формами занятий будут являться теоретическая работа, практическая работа с применением полученных теоретических навыков. Итогом работы по окончании каждого календарного месяца будет являться номер газеты «РИТМ».
Занятия будут проходить по 2 часа 1 раз в неделю, всего 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1-2.
Теория- 1 час. Мы – журналисты? Мы - журналисты!
Практика -1 час. Обсуждение с детьми вопросов о журналистике и журналистах. Понятие о различных видах прессы.
Тема 3-4.
Теория – 1 час. Кодекс чести профессионального журналиста.
Дать первоначальное представление о профессиональной этике журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации.
Практика – 1 час. Знакомство с детскими и молодежными изданиями.
Тема 5-6.
Теория – 1 час. Детские молодежные издания Амурской области.
Практика – 1 час. Знакомство с детскими и молодежными
изданиями.
Тема 7-8.
Теория – 1 час. Имидж журналиста.
Практика – 1 час. Культура поведения журналиста. Внешность. Манеры. Поза. Жесты.
Тема 9-10.
Теория – 1 час. Какой бывает школьная газета?
Практика – 1 час. Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации.
Тема 11-12.
Теория- 1 час. Школьная газета-это интересно!
Практика -1 час. Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение и сбор материалов для будущей газеты.
Тема 13-14.
Теория-1 час. Страницы школьной газеты.
Практика-1час. Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение и сбор материалов для будущей газеты.
Тема 15-16.
Теория – 1час. Основные рубрики школьной газеты.
Практика – 1 час. Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение и сбор материалов для будущей газеты.
Тема 17-18.
Теория – 1 час. Кроссворды и ребусы.
Практика -1 час. Понятие о некоторых правилах составления кроссвордов и ребусов. Составление и обсуждение кроссворда.
Тема 19-20.
Теория – 1 час. Есть мнение.
Практика – 1 час. Сравнительная характеристика. Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Фельетон.
Тема 21-22.
Теория – 1 час. Юмористическая рубрика в газете.
Практика – 1 час. Понятие о юмористической рубрике в газете. Обсуждение и составление юмористической рубрики.
Тема 23-24.
Теория- 1 час. Основные жанры журналистики.
Практика – 1 час. Знакомство с основными жанрами журналистики.
Тема 25-26.
Теория – 1 час. Основные жанры журналистики.
Практика – 1 час. Знакомство с основными жанрами журналистики.
Тема 27-28.
Теория- 1 час. Что такое интервью?
Практика – 1 час. Специфика жанра. Виды и формы интервью. Правила подготовки и ведения интервью. Вопросы прямые и косвенные. Правильно и неправильно заданные вопросы. Подготовка личностного интервью с интересным человеком.
Тема 29-30.
Теория – 1 час. Интервью.
Практика – 1 час. Обсуждение особенностей интервью. Вступление к интервью, концовка. Нетрадиционные формы написания интервью. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего интервью с педагогическим коллективом.
Тема 31-32.
Теория – 1 час. Пресс-конференция.
Практика – 1 час. Встреча и интервью группы детей с педагогами. Обработка добытой путем интервью информации и подготовка материала для печати. Обсуждение особенностей прошедшей «пресс-конференции». Выпуск новогодней газеты.
Тема 33-34.
Теория – 1 час. Пресс-конференция.
Практика – 1 час. Встреча и интервью группы детей с педагогами. Обработка добытой путем интервью информации и подготовка материала для печати. Обсуждение особенностей прошедшей «пресс-конференции».
Тема 35-36.
Теория – 1 час. Экологическая страница.
Практика – 1 час. Подбор и переработка информации на экологическую тему.
Тема 37-38.
Теория – 1 час. Оргтехника журналиста.
Практика – 1 час. Знакомство с техникой, помогающей журналисту в творческой деятельности. Фиксирование информации от руки. Практикум работы с компьютером, принтером, ксероксом, диктофоном, фотоаппаратом.
Тема 39-40.
Теория – 1 час. Форматирование текстовой информации.
Практика – 1 час. Обработка полученного материала и оформление.
Тема 41-42.
Теория – 1 час. Школьный калейдоскоп.
Практика – 1 час. Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером; (текстовый редактор: Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата).
Тема 43-44.
Теория – 1 час. Что такое газетная заметка и статья?
Практика – 1 час. Понятие о газетной заметке и статье. Обсуждение и составление газетной заметки. Структура текста: заголовок, смысловые части, иллюстрации. Обсуждение созданного материала.
Тема 45-46.
Теория – 1 час. Как назовете заметку?
Практика – 1 час. Написание заметки. Значение заголовка и его виды. Поиск оригинальных заголовков в периодических изданиях. Объяснение их соответствия тексту. Поиск неудачных заголовков.
Тема 47-48.
Теория – 1 час. Поиск темы.
Практика – 1 час. Творческий поиск тем для журналистских произведений. Анализ разнообразия тем любого выбранного печатного издания и подбор тем для школьной газеты. Как ориентироваться в разнообразии тем журналистских материалов. Выпуск газеты.
Тема 49-50.
Теория – 1 час. Размещение материала в газете.
Практика – 1 час. Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление заголовка статьи.
Тема 51-52.
Теория – 1 час. Журналистский опрос.
Практика – 1 час. Понятие о журналистском опросе и правилах его проведения. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего журналистского
опроса «Наша школа». Написание заметки.
Тема 53-54.
Теория - 1 час. Секреты профессии.
Практика - 1 час. Как расположить к себе людей. Методы сбора
информации. Игры и упражнения на знакомство, сплочение.
Тема 55-56.
Теория – 1 час. Что? Где? Когда?
Практика – 1 час. Методы сбора информации. Собственные наблюдения, документы, интервью. Источники информации и ссылка на них в тексте. Сбор информации для журналистской публикации. Создание журналистского текста. Подготовка газеты к 8 Марта.
Тема 57-58.
Теория – 1 час. Репортаж.
Практика – 1 час. Искусство оформления. Формат и объем издания. Название и его
оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор
шрифтов. Средства выделения в тексте.
Тема 59-60.
Теория – 1 час. Актуальный репортаж.
Практика – 1 час. Самостоятельное оформление своей статьи для школьной газеты.
Тема 61-62.
Теория – 1 час. История моего города в школьной газете.
Практика – 1 час. Понятие о рубриках в газете. Обсуждение различных рубрик. Составление рубрик школьной малотиражной газеты «РИТМ». Обсуждение созданного материала.
Тема 63-64.
Теория – 1 час. На охоту за новостями.
Практика – 1 час. Научиться находить главные и второстепенные факты. Научиться ориентироваться в собранной информации и правильно на её основе строить
текст.
Тема 65-66.
Теория – 1 час. Оформление газеты.
Практика – 1 час. Понятие о некоторых особенностях оформления газеты в целом и ее рубрик в частности. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков. Рисунки
в газете. Рисование и обсуждение рисунков для школьной малотиражной газеты «РИТМ». Сбор информации для майского номера.
Тема 67- 68.
Теория – 1 час. Итоги года.
Практика – 1 час. Анализ заметок, репортажей, периодической
печати. Фоторепортаж, его особенности. Составление своей заметки, репортажа.
Фоторепортаж на заданную тему. Оформление полученных результатов для газеты.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективное творчество.
Виды внеурочной деятельности: информационное ознакомление, творческий практикум, работа с прессой, работа со справочной литературой, анкетирование, социологический опрос, экскурсии, встречи с журналистами, участие в школьных, городских, всероссийских конкурсах, выпуск школьной газеты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Количество часов
Дата
теория
практика
план
факт
1-2
Мы – журналисты?
Мы - журналисты!
1
1
05.09
05.09
3-4
Кодекс чести профессионального журналиста.
1
1
12.09
12.09
5-6
Детские молодежные издания Амурской области.
1
1
19.09
19.09
7-8
Имидж журналиста.
1
1
26.09
26.09
9-10
Какой бывает школьная газета?
1
1
03.10
03.10
11-12
Школьная газета-это интересно!
1
1
10.10
10.10
13-14
Страницы школьной газеты.
1
1
17.10
17.10
15-16
Основные рубрики школьной газеты.
1
1
24.10
24.10
17-18
Кроссворды и ребусы.
1
1
31.10
31.10
19-20
Есть мнение.
1
1
07.11
07.11
21-22
Юмористическая рубрика в газете.
1
1
14.11
14.11
23-24
Основные жанры журналистики.
1
1
28.11
28.11
25-26
Основные жанры журналистики.
1
1
05.12
05.12
27-28
Что такое интервью?
1
1
12.12
12.12
29-30
Интервью.
1
1
19.12
19.12
31-32
Пресс-конференция.
Выпуск новогодней газеты.
1
1
26.12
26.12
33-34
Пресс-конференция.
1
1
09.01
09.01
35-36
Экологическая страница.
1
1
16.01
16.01
37-38
Оргтехника журналиста.
1
1
23.01
23.01
39-40
Форматирование текстовой информации.
1
1
30.01
30.01
41-42
Школьный калейдоскоп.
1
1
06.02
06.02
43-44
Что такое газетная заметка и статья?
1
1
13.02
13.02
45-46
Как назовете заметку?
Написание заметки.
1
1
20.02
20.02
47-48
Поиск темы.
Выпуск газеты.
1
1
27.02
27.02
49-50
Размещение материала в газете.
1
1
04.03
04.03
51-52
Журналистский опрос.
Написание заметки.
1
1
13.03
13.03
53-54
Секреты профессии.
1
1
20.03
20.03
55-56
Что? Где? Когда?
Подготовка газеты к 8 Марта.
1
1
27.03
27.03
57-58
Репортаж.
Искусство оформления.
1
1
03.04
03.04
59-60
Актуальный репортаж.
1
1
17.04
17.04
61-62
История моего города в школьной газете.
1
1
24.04
24.04
63-64
На охоту за новостями.
1
1
08.05
08.05
65-66
Оформление газеты.
Сбор информации для майского номера.
1
1
15.05
15.05
67-68
Итоги года.
1
1
22.05
22.05
Итого
34
34
Всего
68
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Школьный пресс-центр» ученик получит возможность научиться:
грамотно излагать информацию в форме заметки, интервью;
определять жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей;
вести беседу;
оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения и этики и эстетики;