Семейные традиции духовно-нравственного воспитания
Семейные традиции духовно-нравственного воспитания
Данная статья посвящена раскрытию понятий о семейных ценностях. Главное в семье — совместная забота о воспитании детей в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности. Приведен пример конкретной семьи, которая эти ценности поддерживает и воспитывает в детях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семейные традиции духовно-нравственного воспитания»
Соловьёва И.В.
Семейные традиции духовно-нравственного воспитания
Аннотация. Данная статья посвящена раскрытию понятий о семейных ценностях. Главное в семье — совместная забота о воспитании детей в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности. Приведен пример конкретной семьи, которая эти ценности поддерживает и воспитывает в детях.
Ключевые слова: семья, семейные ценности, воспитание детей, забота о детях и родителях.
Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Отношения в семье в идеале строятся на любви и полном равноправии мужчины и женщины. Главное в семье — совместная забота о воспитании детей в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности. Хорошо устроенная семейная жизнь является плодотворным источником воспитания.
Вообще, несмотря на разного рода трудности, семья в жизни человека является одной из главных ценностей. Так, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, 65% опрошенных отметили, что основную роль в их жизни играет семья, 26% назвали эту роль семьи достаточно значимой. Далее следует деньги, работа. Семья как институт социализации претерпевала и продолжает претерпевать существенные изменения. Поэтому при характеристике семьи указывают, какой модели она соответствует - традиционной или же современной. Традиционные семьи имеют родственно-семейный тип организации, а современные - ценностям рода предпочитают экономические и личностные интересы.
Основными трансляторами социальных и культурных ценностей, главными «фигурами», влияющими на решение задач воспитания и социализации, были и остаются родители ребенка. В каждой семье складываются неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий. Культивирование в каждой семье ценностного отношения к каждому ее члену, его индивидуальным проявлениям, соблюдение прав и свобод, создание условий для творческой самореализации, формирование личной ответственности за все происходящее в семье могут превратить ее в личностно-развивающее пространство.
Именно семья была, есть и, по-видимому, навсегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определённого образа его жизни. Конечно, развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определённому сужению роли семейной педагогики в воспитании семьянина. Однако сужение этих воспитательных функций ни в коей мере не привело к утрате семьёй главенства в формировании личности. А.С.Макаренко в своей «Книге для родителей» утверждал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
История моей семьи, как и всякой другой семьи в Новосибирской области, началась не одно и не два поколения назад. Начать мне хочется с рассказа о моей бабушке и ее семье. Именно они зародили самую главную нашу семейную традицию и ценность.
Что такое прошлое? Прошлое – это сам человек, его взгляды на жизнь, горести и радости, но те, что уже прошли. И неважно, сколько времени отделяет человека от его прошлого – несколько десятилетий или один день.
Одним из примеров нашего прошлого является Великая Отечественная Война. Горе той войны коснулось каждой семьи, никого не щадя. И хотя мои бабушки и дедушки не могут рассказать о самой войне, так как были еще детьми, они также не остались в стороне от всеобщего горя.
Во время военных действий семью бабушки, отправили из Саратовской в одну из деревень Барабинского района Новосибирской области. Все жители деревни, включая и моих родных трудились, чтобы выжить, чтобы наша армия одержала победу в этой кровопролитной войне.
Но время шло, постепенно забылись страшные военные годы. У каждого из детей моей бабушки уже была своя жизнь, своя семья, дети, но все же они находили время, чтобы прийти в гости к маме, бабушке, прабабушке, поговорить, попить чаю с ее вкуснейшими шаньгами, хворостом и булочками.
Сейчас уже и у нас с сестрой появились свои семьи, родились дети. Но традиция собираться семьей за общим столом осталась. Теперь уже мы с сестрой стараемся приучить своих детей к сплочению семьи. И бабушка наша, которой уже практически 90 лет, находится вместе с нами. Нам, теперь уже взрослым, очень интересно послушать ее истории о наших шалостях в детстве.
Несмотря на то, что мы живем в Куйбышеве, а родители в деревне Барабинского района, нас всегда тянет к родителям в уютный, родной дом, где прошло наше детство, юность… В каждый выходной стараемся приехать к родителям. И неизменно – большой стол, вкусные булочки и хворост, изумительный вкус которого так знаком с детства.
И детей стараемся приучать к этой маленькой традиции. Например, вместе делаем поделки ко Дню рождения, ко Дню матери или ко Дню пожилых людей. Ведь дорог не сам подарок, а внимание. Ребятишки с удовольствием делают поделки, вкладывая всю свою душу. А какое удовольствие получают родители, когда им преподносят такие подарки!
К Новому году снова будем делать подарочки своими руками – брошки из тестопластики для прабабушки, бабушки и мамы, для папы и дедушки – чайный домик. А еще в планах – создать семейный фотоальбом, где будут собраны фотографии нескольких поколений. Его я начала делать еще в юношеском возрасте, но волею судьбы приостановила эту работу.
Литература
Макаренко А. С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – С-Пб.: Лениздат, 1981. – 320 с.
Латышева Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. - М.: Школьная пресса, 2004.