Самосовершенствование, самообразование педагогов – важный фактор, обеспечивающий успех в подготовке конкурентоспособных специалистов.
Самосовершенствование, самообразование педагогов – важный фактор, обеспечивающий успех в подготовке конкурентоспособных специалистов.
Совершенствование качества подготовки конкурентоспособных специалистов в учебном заведении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самосовершенствование, самообразование педагогов – важный фактор, обеспечивающий успех в подготовке конкурентоспособных специалистов. »
обеспечивающий успех в подготовке конкурентоспособных специалистов.
ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
Автор:
Вылко Елена Васильевна
методист
КАМЕНКА, 2015
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир» А.Дистервег
Совершенствование качества подготовки конкурентоспособных специалистов в учебном заведении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
(источник: педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)
Если процесс образования …:
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
… то речь идет о самообразовании.
По утверждениюУильяма Глассера МЫ ВОСПРИНИМАЕМ:
10% из того, что мы ЧИТАЕМ
20% из того, что мы СЛЫШИМ
30% из того, что мы ВИДИМ
50% из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ
70% из того, что ОБСУЖДАЕМ с другими
80% из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично
95% из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще
Исходя из этого, самообразование преподавателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его студентов перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного преподавателя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности преподавателя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов, отсутствие доступа к источникам информации, особенно к Интернету и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Давайте определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию и самосовершенствованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общетехникумовскому мероприятию, олимпиаде, руководству курсовой работой и др. у преподавателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Ежедневная работа с информацией. Преподаватель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно информационных технологий. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на студентах, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ преподавателя как «несовременного человека».
• Конкуренция. Если преподаватель на хорошем счету у администрации, методического совета, педагогического коллектива, он имеет больше прав в выборе группы, нагрузки и др.
• Общественное мнение. Не секрет, что многие родители и дети, выбирая будущую профессию, обязательно обращают внимание на педагогический состав учебного заведения. Преподавателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория преподавателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно сам учиться? Вправе ли он тогда преподавать?
Если представить деятельность преподавателя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, исследовать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Направления самообразования и самосовершенствования
Профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое (ориентированное на студентов и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• иностранные языки
• политическое
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
• интересы и хобби
• ...
Формы
•индивидуальная - инициатором является сам преподаватель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс
•групповая – в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования исамим преподавателем
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования
• Систематический просмотр определенных телепередач
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
• Общение с коллегами в техникуме, районе, городе и в Интернете.
• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
Источники самообразования и самосовершенствования
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
За последние 5 лет курсы повышения квалификации прошли:
2010-2011 г.- 7 человек
2011-2012-1 ч.
2012-2013 г.-5ч.
2013-2014 г.-7 ч.
2014-2015 г.- 6 ч.
Итого -за 5 лет курсы повышения квалификации -прошли 26 человек
Профессиональную переподготовку в течение 5 лет прошли-25 человек
Предполагаемый результат
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
разработка новых форм, методов и приемов обучения
доклады, выступления
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
создание комплектов педагогических разработок
проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)(Приложение №1)
Как вы можете увидеть на слайде в конце граф памятки оставлены многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые педагог выполняет в учебном заведении. Креативный преподаватель дополнит этот список собственными направлениями.
На основании вышеперечисленных граф и пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый преподаватель может составить личный план самообразования.
Участниками процесса самообразования являются:
директор,
Зам.дирекопо по учебной и воспитательной деятельности,
Администрация и методист контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования педагога, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбора и анализа отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом, а также проводят конкурсы педагогического мастерства. Педагогический коллектив может рекомендовать методисту показать лучшие результаты самообразования преподавателей за рамками педагогического коллектива учебного заведения. На основании гласного обсуждения работы педагога могут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих преподавателей.
В своих индивидуальных планах по самообразованию вы указываете индивидуальную тему по самообразованию над которой вы работаете, но окончательного результата у нас не видно. Поэтому в следующем учебном году каждый педагог на основании выбранной темы разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый преподаватель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Обратите внимание на Карту самооценки работы преподавателя по теме самообразования. (Приложение 2)
На ваше рассмотрение представлен примерный план самообразования Попова А.Л., вы можете его взять за основу для составления личных планов. (Приложение 3)
Также хотелось бы рассмотреть вопрос самообразования в случае, когда преподаватели имеют систематический доступ к компьютерной технике и Интернету. Идеальный вариант – если у преподавателя есть возможность не только использовать информационно-компьютерные технологии для самообразования, но и периодически проводить уроки в кабинете, оснащенном компьютерной техникой с подключением к Интернету.
Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
• Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации
• Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами
• Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести педагогическую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой самообразования
• Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых педагогу в работе
• Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы преподавателя в процессе самообразования
Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда преподавателем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
С появлением в работе преподавателя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности педагогического самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации.
Напомню, что цель и в этом случае остается прежней – «Подготовка конкурентоспособного специалиста».
Какие новые способы самореализации открываются перед преподавателем при условии использования компьютера и Интернета?
• Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
• Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
• Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
• Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
• Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
• Создание главы или страницы электронного учебника.
• Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
• Создание сборника предметных кроссвордов.
• Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
• Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
• Проект личной методической веб-страницы.
• Проект веб-страницы педагогического коллектива техникума.
• Проект веб-страницы техникума.
• База данных вопросов и задач по предмету, по главам.
• Пакет психолого-педагогических материалов для преподавателя.
• Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
• Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)
Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится и не имеет выхода на широкую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет педагогу аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности преподаватель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков педагог не может эффективно учить и воспитывать будущих специалистов.
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует преподаватель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание преподавателя работать над собой и его способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Поэтому необходимо постоянно самообразовываться и самосовершенствоваться.
“… то, что мы знаем – ограничено, а то, что не знаем – бесконечно”.
Приложение 1
Приложение 2
Карта самооценки работы преподавателя по теме самообразования
1 балл – признак присутствует, но уровень проявления до 50 % (допустимый уровень);
2 балла – признак присутствует (уровень оптимальный).
Индикаторы качества разработки творческого отчета
Количество баллов
(1-3)
Выводы
Примечание, предложения
0
1
2
Осознание места и актуальности собственной научно-методической темы в общем направлении научно-методической работы учреждения
Методическая грамотность и логичность изложения материала, чуткость к противоречиям и решаемой проблеме
Степень изученности современного состояния вопроса (проблемы) педагогом
Опора в работе на современные и актуальные прошлые психолого-педагогические и специальные исследования, материалы ученых и исследователей по проблеме
Целесообразность проведенных теоретических исследований
( анализ понятий, пед. теорий, подходов, концепций и др.)
Выявление автором научного аппарата и оперирование им в рассматриваемой области. Уровень разработки научного аппарата темы
Наличие и результативность диагностических исследований
Описание преподавателем результатов собственной профессиональной деятельности по решению проблемы на аналитическом уровне, степень актуальности полученных результатов
Целесообразность и продуктивность эмпирических исследований для повышения эффективности образовательной деятельности
Четкое структурирование работы
Наличие приложения, его целесообразность и полнота
Общее количество баллов по каждому индикатору
Приложение 3
Министерство просвещения ПМР
ГОУ СПО Каменский политехнический техникум
ПРОГРАММА
САМООБРАЗОВАНИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
ПОПОВА АНДРЕЯ ЛЕОНИДОВИЧА
«Воспитание, полученное человеком, закончено,
достигло своей цели, когда человек настолько
созрел, что обладает силой и волей самого себя
образовывать в течение дальнейшей жизни и
знает способ и средства, как он может осуществить
в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
А.Дистервег, немецкий педагог-демократ, последователь И. Г. Песталоцци. Труды по педагогике, учебники по математике, естествознанию, немецкому языку и др.
Тема самообразования:
«Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе»
Актуальность темы:
Совершенствование качества обучения ~ воспитания в учреждениях среднего специального образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной
деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ~ целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к преподавателюсамые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Преподаватель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учащихся и студентов перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к преподавателюсамые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Преподаватель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учащихся и студентов перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Этапы работы
1 этап - получение навыков работы на компьютере - 2010, 2011 годы
2 этап - перевод материалов в электронный вид - 2011, 2012 годы
3 этап – ознакомление с электронным вариантом комплекта документации для преподавателя и студента 2012, 2013, годы.
4 этап – создание электронных комплектов материалов по дисциплинам – 2013-2015 годы
Основные направления
Действия и мероприятия
Профессиональное
1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания правовых дисциплин.
2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по правовым дисциплинам, концепциями обучения, их оценками.
3. Изучать новую литературу по правовым дисциплинам и методике преподавания.
4. Своевременно повышать квалификацию на курсах повышения квалификации для преподавателей и проходить стажировки в правоохранительных органах и юридических службах организаций.
5. Принимать участие в научно-практических конференциях различных уровней.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
8. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.
9. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
10. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.
11. Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по правовому воспитанию студентов.
12. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.
Психолого-педагогическое
1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
2. Изучать современные психологические методики.
Методическое
1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания:
- Специалист
- Среднее специальное образование
2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков по правовым дисциплинам.
3. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу.
4. Проводить открытые уроки для коллег по работе.
5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.
6. Разрабатывать пакет стандартного поурочного планирования по учебным дисциплинам «Теория государства и права», «Гражданское право».
9. Создавать комплекты Учебно-методической документации по учебным дисциплинам «Теория государства и права», «Гражданское право»,
ИКТ
1. Изучать информационно-коммуникационные технологии и внедрять их в учебный процесс.
Предполагаемый результат:
1. Повышение качества преподаваемого предмета (довести качество знаний до 65% при стопроцентной успеваемости).
2. Разработанные Электронные варианты Учебно-методической документации для студентов и для преподавателей.
3. Проведенные открытые уроки.
4. Доклады и выступления на педагогических советах, конференциях..
Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях педагогических советов .
Форма отчета по проделанной работе
Учебно-методические комплексы по преподаваемым дисциплинам.