Данный социальный проект «Репортажи с кормушки» Разработан для учеников начальной школы. Дети узнают о птицах, их жизни и пмтании в зимнее время года. Тук же дети с интересом лепят из пластилина зимующх в нашей местности птиц, читают произведения о птицах, посещат библиотеку. вешаем вместе с родителями кормушки на территории центра, ежедневно подкормливают птиц. Таким образом происходит воспитание детей, мы учим их заботиться о птицах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Репортажи с кормушки»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Починковский цент дополнительного образования"
Название проекта:
«Репортажи с кормушки»
Составила:
Илюшечкина Ольга Васильевна
с. Починки
1. Тип проекта:
По доминирующей деятельности: познавательно - исследовательский
По содержанию: естественно - научный
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: кратковременный (январь с 13.01.16 по 31.01.16 )
По характеру контактов: воспитатели, дети разновозрастной группы, родители.
2. Актуальность проекта:
Зима - для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. Многие птицы жмутся к человеческому жилью в поисках пищи. Ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти много птичьих жизней, а помочь им выжить могут только люди. Хорошим воспитательным методом в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как сопереживание, сочувствие, является привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам. Проект способствует созданию условий для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения. Привлечение родителей к участию способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Таким образом, включение в содержание образовательной деятельности проекта ««Репортажи с кормушки» можно считать своевременным и актуальным.
3. Цель проекта:
Расширение представлений детей о зимующих птицах родного края, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
4. Задачи проекта:
1. Знать какие птицы остаются у нас зимовать, чем питаются зимой.
2. Привлечь детей и родителей к помощи птицам в зимних условиях.
3. Проводить ежедневные наблюдения за поведением и питанием прилетающих на кормушки птиц в течение двух недель, фиксировать наблюдения в дневнике.
4. Выяснить, какие кормушки и виды корма предпочитают разные птицы.
5. Воспитать эмоционально-положительное отношение к птицам, желание помочь им.
5. Предмет экспериментального исследования:
Образ жизни птиц зимой.
6. Гипотеза проекта:
Если привлечь внимание детей к проблемам зимующих птиц через организацию практической деятельности, то это будет способствовать развитию их познавательно-исследовательских способностей.
7. Постановка проблемы.
На прогулке воспитатель обращает внимание детей на то, что на участке детского сада, во дворах около жилых домов стало больше птиц. Почему? Дети могут объяснить причину, воспитатель помогает: «С наступлением холодов корма для птиц становиться всё меньше: спрятались насекомые, дует сильный ветер, а снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в нашей помощи и заботе». На участке дети находят письмо от птиц, которые просят о помощи. Ребята увлекаются желанием помочь птицам перезимовать.
8. Название итогового мероприятия:
Беседа « Покормите птиц зимой»
9. Обеспечение проектной деятельности:
методическое: (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования , журнал «Дошкольное воспитание №7 – 2008г. А. Каменская, В. Левченко «Цикл занятий о птицах»; Дошкольная педагогика №7 – 2009г. «Птицы – наши друзья»; Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология / Волчкова В. Н., Степанова Н. В, Экологические занятия с детьми 5-6 лет / Бондаренко Т. М.)
материально-техническое: (кормушки, корм для птиц, фотоаппарат, дневник наблюдения.)
дидактическое: игры «Зимующие птицы», «Кто что ест?», «Что есть у птицы?», «Четвёртый лишний», «Назови ласково», «Один - много», «У кого кто? », «Угадай птицу по описанию», «Счёт птиц», «Расскажи о птице», «Добавь слово», «Закончи предложение», «Голоса птиц», «Дорисуй птицу», «Это что за птица», «Чья птица дальше улетит? », «Накорми птиц», «Зимние гости», «Верю – не верю»
10. Предполагаемый результат:
- Расширение у детей экологических знаний, позволяющих осознать единство всей природы и место человека в ней.
- Продуктивная деятельность детей совместно с родителями в оказании помощи птицам в холодный период года (изготовление кормушек, подкормка птиц).
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, активной жизненной позиции, коммуникативных навыков.
- Формирование сочувствия, сопереживания, желания помочь.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный с 13.01.16 по 17.01.16
Обсуждение цели и задач с детьми, родителями
Создание необходимых условий для реализации проекта
Подготовка конспектов занятий, бесед, дидактических игр, наглядности, литературы.
II этап – основной (практический) с20.01.16 по 24.01.16
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах
Заготовка корма для птиц
Изготовление кормушек
Подкормка и наблюдение за птицами
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
Ведение дневника ежедневных наблюдений за птицами на участке детского сада
III этап-заключительный с 27.01.16 по 31.01.16
Обработка результатов по реализации проекта
Организация птичьей столовой «Зернышко» на территории центра
Комплексно - тематическое планирование
№
Мероприятия
Срок
1
Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Кормушка»
20.01.16
2
Обобщающая беседа « Покормите птиц зимой»
24.01.16
3
Рассматривание серии картин «Птицы»
2 этап
4
Заучивание «Друзья» Н.Дьякова
21.01.16
5
Дидактические игры «Добавь слово», «Закончи предложение», «Голоса птиц», «Дорисуй птицу», «Это что за птица», «Чья птица дальше улетит? », «Накорми птиц», «Зимние гости», «Верю – не верю», «Скажи наоборот», «Назови ласково»
ежедневно
6
Игры – инсценировки «Узнай птицу», «Чем питаются зимующие птицы?», «Зимний разговор через форточку»
7
Чтение детям Н. Сладков «Волшебная полочка», «Кусок хлеба», «Еловая каша», Г.Скребицкий и В. Чаплин «Чем дятел зимой кормится», «Зимние гости», А. Яшина «Покормите птиц зимой!», В.Бианки «Кто сыт – тому голод не страшен», «Холодно в лесу, холодно», «Кто к кормушке прилетел? », «Синичкин календарь», «Молодая ворона», «Сумасшедшая птица», Г. Снегирёв «Про птиц», В. Зотов «Клёст», «О птицах», М. Горький «Воробьишко»
ежедневно
8
Конструирование «Как розовые яблоки на ветках снегири» в технике оригами
24.01.16
9
Лепка «Прилетели воробьи, вот их сколько – посмотри! »
23.01.16
10
Подкормка птиц во время прогулки
ежедневно
11
Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках
ежедневно
12
Экскурсия по городу с целью наблюдения за птицами
23.01.16
13
Наблюдение за птичьими следами
ежедневно
14
Коллективное рисование «Птицы на кормушке»
2 этап
15
Раскрашивание картинок птиц, рисование птиц по шаблонам
ежедневно
16
Подвижные игры «Вороны», «Птицы и автомобиль», «Стайка», «Птички и кошка», «Филин и пташки», «Тепло – холодно»
ежедневно
17
Совместно с родителями изготовление и развешивание кормушек
2 этап
18
Консультация для родителей «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну»
2 этап
19
Изготовление угощения для птиц (птички с наклеенным пшеном)
Результаты исследований:
Кормушки могут быть разных конструкций: кормовые столики, лотки, кормушки-домики, кормушки-булавки, кормушки-крючки. У нас сделаны четыре кормушки: одна - из пластиковой бутылки, вторая - открытый домик из дерева, третья – закрытый домик из пластика и фанеры и четвертая – кормушка-булавка с салом для синиц. В кормушках есть крыши, чтобы не попадал снег. Корм у нас – хлебные крошки, семечки, пшено, пшеница, овсянка, ячневая крупа, несоленое сало.
Каждый день мы добавляли в кормушки разный корм. К нашим кормушкам стали прилетать воробьи и голуби. Вороны наблюдают с дерева. Голуби съедают весь корм, успевают во все кормушки и даже едят со стола. Воробьи едят остатки и то, что разлетается от еды голубей. Они осторожные и боязливые, долго думают и наблюдают, а голуби не боятся, готовы есть с рук. Когда давали птицам кусочки хлеба, то воробьи старались схватить кусочек и улететь подальше, чтобы никто не отнял. Не зря его называют «юркий плут, воришка, забияка, драчун». Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. На зиму переселяются поближе к жилью человека. Синички кушали всё, кроме пшена. Видно оно им не нравится. Оказывается, синицы сами просили себя так называть. Потому, что они поют: «сии-сии». Сестрички-синички добрые, дружные. Один раз на участок прилетал поползень, но к кормушке он не подлетал. Мы наблюдали за его поведением, передвижением. Оказывается, он может передвигаться по стволу дерева вниз головой. Мы научились различать птичьи следы.
В библиотеке мы взяли книги: «Школа юннатов» Анатолия Онегова и «Книга природы». Из них узнали, что у нас живут и зимуют такие птицы, как: воробей, синица, ворона, голубь, снегирь, дятел, свиристель. У снегирей, оказывается, красная грудка только у взрослых самцов. А живут они в наших лесах, как синицы, к людям прилетают только подкормиться. А ещё к нам прилетают зимние гости-свиристели, но пока к нам они еще не прилетали.
Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).
Из журнала мы узнали, что Союз охраны птиц России ежегодно выбирает птицу года. Ранее такой титул носили лебедь, зимородок, сова, снегирь, чибис.
В итоге проведённых наблюдений мы научились:
насыпать корм в кормушки, а также прикреплять на кормушке-булавке кусочки сала
кормить птиц различным кормом
наблюдать и вести дневник наблюдений.
Мы узнали:
какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму
как различить птиц по окраске
какие корма предпочитают птицы
Сделали выводы:
птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее
В ветреные дни птицы не прилетают
Из кормов голуби и воробьи предпочитают крошки от батона. Пшено, ячневую крупу едят дольше всего, потому что они мелкие
Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, вороны - поодиночке
Кормушку посетили 5 видов птиц. Это воробьи, синицы, голуби, вороны, поползень
За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить
Продолжать вести дневник наблюдений, ждать других гостей