kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлексивный отчет по реализации процесса коучинга на тему: «Как формативное оценивание стимулирует успешность обучения?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел 1: Обоснование фокуса.

         «Жить – значит оценивать» (Ф.Ницше). Таков был эпиграф к данному коучингу. Он, как мне кажется, наиболее точно отражает суть оценивания вообще. Что касается оценивания знаний учащихся в процессе обучения, то «оценивание – категория, касающаяся любого вида деятельности, в которой планомерно и систематично собраны свидетельства обучения, используемые для принятия заключения о его качестве.» («Руководство для учителя», стр. 256)

           Выбор темы не случаен. Это наиболее обсуждаемый аспект в учебном процессе. Учитывая желание коллег узнать о новых видах оценивания, я решила сфокусироваться на формативном оценивании, его влиянии на качество обучения. Так как именно этот вид оценивания «направлен на определение возможностей улучшения обучения, методов форм реализации этих возможностей». («Руководство для учителя», стр. 256)

         На коучинге присутствовали учителя многих учебных предметов, с разными категориями. В основном коллеги, работающие в классах с русским языком обучения. В предыдущем отчете по первому коучингу я рассказывала о трудностях, возникающих в обучении. Некоторые ученики просто «опускают руки» потому, что считают себя неудачниками, так как регулярно получают низкие отметки, не могут грамотно выразить свои мысли. У них появляется комплекс неполноценности, который приводит к заниженной самооценке. И как результат низкое качество знаний.

         Применение формативного оценивания поможет повысить самооценку учеников, так как он дает возможность оценивать малейший прогресс в динамике деятельности каждого ученика. Предполагается совместный с учеником анализ результатов работы, который определяет дальнейшие действия для улучшения этого результата. Кроме того, формативное оценивание дает возможность наиболее объективно оценить деятельность учащихся. И самое главное, позитивный характер данного вида оценивания положительно отражается на психологическом состоянии учеников и стимулирует их к обучению.

Раздел 2: Описание коучинг-занятия и оценивание преподавания.

         Цель данного коучинга заключается в содействии учителям в понимании таких форм  формативного оценивания как самооценивание, взаимооценивание, критериальное оценивание и использование этих знаний в своей практике для повышения качества знаний учащихся. Цель диктовала структуру занятия. На этапе вызова после приветствия и деления на группы  по расчету 1,2,3 был проведен тренинг «Познай себя». Этот тренинг выполняется через самооценивание. Участники сделали 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет по реализации процесса коучинга на тему: «Как формативное оценивание стимулирует успешность обучения? »

Керимбекова Райхан Есалиевна Портфолио учителя Отчет В1.2

ФАО НЦПК «Өрлеу » РИПК СО второго уровня

г.Алматы 37 группа 21.11.2014 г.


Рефлексивный отчет по реализации процесса коучинга на тему: «Как формативное оценивание стимулирует успешность обучения?

Раздел 1: Обоснование фокуса.

«Жить – значит оценивать» (Ф.Ницше). Таков был эпиграф к данному коучингу. Он, как мне кажется, наиболее точно отражает суть оценивания вообще. Что касается оценивания знаний учащихся в процессе обучения, то «оценивание – категория, касающаяся любого вида деятельности, в которой планомерно и систематично собраны свидетельства обучения, используемые для принятия заключения о его качестве.» («Руководство для учителя», стр. 256)

Выбор темы не случаен. Это наиболее обсуждаемый аспект в учебном процессе. Учитывая желание коллег узнать о новых видах оценивания, я решила сфокусироваться на формативном оценивании, его влиянии на качество обучения. Так как именно этот вид оценивания «направлен на определение возможностей улучшения обучения, методов форм реализации этих возможностей». («Руководство для учителя», стр. 256)

На коучинге присутствовали учителя многих учебных предметов, с разными категориями. В основном коллеги, работающие в классах с русским языком обучения. В предыдущем отчете по первому коучингу я рассказывала о трудностях, возникающих в обучении. Некоторые ученики просто «опускают руки» потому, что считают себя неудачниками, так как регулярно получают низкие отметки, не могут грамотно выразить свои мысли. У них появляется комплекс неполноценности, который приводит к заниженной самооценке. И как результат низкое качество знаний.

Применение формативного оценивания поможет повысить самооценку учеников, так как он дает возможность оценивать малейший прогресс в динамике деятельности каждого ученика. Предполагается совместный с учеником анализ результатов работы, который определяет дальнейшие действия для улучшения этого результата. Кроме того, формативное оценивание дает возможность наиболее объективно оценить деятельность учащихся. И самое главное, позитивный характер данного вида оценивания положительно отражается на психологическом состоянии учеников и стимулирует их к обучению.

Раздел 2: Описание коучинг-занятия и оценивание преподавания.

Цель данного коучинга заключается в содействии учителям в понимании таких форм формативного оценивания как самооценивание, взаимооценивание, критериальное оценивание и использование этих знаний в своей практике для повышения качества знаний учащихся. Цель диктовала структуру занятия. На этапе вызова после приветствия и деления на группы по расчету 1,2,3 был проведен тренинг «Познай себя». Этот тренинг выполняется через самооценивание. Участники сделали вывод, что мы не всегда даем себе объективную оценку, иногда переоцениваем или недооцениваем.

На следующем этапе участники просмотрели видеоролик «Отметка и оценка». После просмотра были заданы следующие вопросы:

-Что вы думаете по поводу оценивания в школе на данный момент?

-Вы согласны с тем, что оценка и отметка не одно и то же?

-Устраивает ли вас традиционная система оценивания?(да или нет, почему?) Обсуждение проходило очень бурно. Оказалось, многие уже задумывались об оценивании в обучении. Этот этап незаметно подвел к презентации темы и цели занятия.

Далее участники выполняли задание, которое должно было раскрыть понятие о формативном оценивании. Группам было предложено нарисовать ежа. Участники так увлеклись рисованием, что, казалось, передо мной сидели дети, а не взрослые люди. В них проснулся сопернический дух.

Сотрудничество в группах

Значит, на уроках при правильном подборе заданий можно добиться таких же успехов и с учениками. Результат: ежи получились замечательные. Я оценила их традиционным способом.

Моя оценка работы участников

Все в недоумении молчали, пока я не задала вопрос: вы довольны оценкой? Конечно нет. Я наблюдала за лицами участников. На них отражались недоумение, обида, возмущение. Попросили прокомментировать. Я ответила, что рисунки далеки от реального ежа. Было видно, что мое объяснение их не устраивает, но промолчали.

- Теперь вы понимаете, что чувствуют дети, когда не согласны с отметкой и комментариями учителя? Все участники заулыбались. Было видно, что для них стало неожиданностью быть в роли учеников. Они почувствовали детей изнутри, примерили на себя их неуверенное состояние, когда не согласны с отметкой, но не решаются возразить учителю.

Затем группы провели самооценивание своих работ по три балла. Комментарии излишни. Предлагаю группам взаимно оценить друг друга тоже по трехбалльной системе. Здесь ситуация изменилась. Мнения разошлись. В шумном обсуждении получили следующее: оказалось, при суммировании баллов первая группа выходит вперед. Две оставшиеся группы сравнялись по баллам. И наконец, прошу оценить все работы по готовым критериям. В результате получили совсем другую картину. Появились разногласия.

Самооценивание ивзаимооценивание групп

Вывод: необходимо тщательно подходить к подбору критериев оценивания, лучше всего, обсуждая это с учениками. Тогда у учеников не будут возникать сомнения по поводу необъективности оценки их работы. Теперь самое время провести рефлексию по данному заданию.

На вопрос, какие виды оценивания были применены, участники назвали самооценивание, взаимооценивание, критериальное оценивание. Для подчеркивания эффективности формативного оценивания я напомнила о традиционной системе оценивания. При анализировании, участники сделали вывод, что использование всех форм формативного оценивания, т.е. когда ученики вовлечены в оценивание самих себя и своих сверстников, когда они совместно с учителем составляют критерии оценивания, приводит к мотивации и желанию обучаться.

После короткой паузы на физминутку занятие продолжилось презентацией теоретического материала.

Презентация теоретического материала

Это помогло более полно раскрыть тему занятия, заполнить пробелы в восприятии материала. После обсуждения презентации участники просмотрели видеоролик «Как прекрасен этот мир!»

Цель данного этапа: натолкнуть участников на размышления о том, что формативное оценивание несет характер позитивного взгляда на происходящее. Ведь недаром формативное оценивание называют еще и позитивным оцениванием.

Проведя анализ проведенного занятия, я могу выделить следующие положительные моменты: активность учителей во время выполнения основного задания, что помогло им пропустить материал через себя, осознать эффективные моменты формативного оценивания в сравнении с традиционной формой оценивания; все выводы делали сами участники, что говорит об осознанном восприятии материала; удалось переубедить скептиков, заинтересовать их в использовании формативного оценивания в своей преподавательской деятельности.

Но не обошлось и без негативных моментов: очень долго участники собирались на занятие и я несколько перенервничала; были учителя-скептики, которые пришли с недоверием к новым формам оценивания, в связи с чем трудно было начинать занятие ( это были учителя с большим педагогическим стажем и смотрели на меня с некоторым недоверием или пренебрежением); в связи с занятостью учителей, были моменты, когда кто-то выходил или заходил в самый разгар обсуждения, что приводило к определенной заминке. Все это для меня создавало некоторый дискомфорт, трудно было отойти от мысли, что я учу коллег с огромным трудовым опытом. Я поняла, что психологический аспект очень важный момент.

Справилась или нет, сужу по итоговой рефлексии, по которой только один из учителей поднял желтый индикатор. А это, наверное, положительный момент.

Раздел 3: Оценивание обучения учителей по отношению к идеям Программы 2 уровня.

Наступил момент рефлексии. Метод «Скажи мне три вещи» помог обобщить весь материал занятия и определить, насколько удалось раскрыть тему.

- Что вы узнали нового об оценивании?

- Стимулирует ли формативное оценивание успешность обучения?

- Достиг ли своей цели коучинг?

По ответам участников я сделала вывод, что цель достигнута. Очень активно участники высказывали свое мнение по второму вопросу, обосновывая свои ответы личными размышлениями. Завершила работу занятия итоговая рефлексия с помощью цветных индикаторов. Все участники отметили свое восприятие зеленым цветом, кроме одного, который поднял желтый цвет. С этим участником мы договорились о дополнительной встрече.




Литература: 1. Руководство для учителя ( второй уровень) – Астана, 2014 г.

2. Касымова А.А., Корнилова Т.Б.,Настольная книга учителя-коуча. Алматы, 2014 г.

3. В.Тихомирова, «Уроки сотрудничества», 2014 г.

4. Раздаточные материалы. Издание третье, 2014 г.




Приложение 1.


План коучинг-сессии по теме: « Как формативное оценивание стимулирует успешность обучения».

«Жить – значит оценивать».

Ф.Ницше

Наименование занятия

Как формативное оценивание стимулирует успешность обучения?

2

Цель

Оказать содействие учителю в понимании таких понятий как самооценивание, взаимооценивание и критериальное оценивание; раскрыть влияние этих видов оценивания на успешность обучения.


Ожидаемые результаты

Участники знают все о формативном оценивании, успешно применяют в своей практике.


Ключевые идеи

Самооценивание, взаимооценивание, критериальное оценивание.


Материалы и оборудование

ИД, листы А-4,А-3, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, стикеры.



Ход занятия

Этапы занятия

Время

Действия коуча и действия участников коучинга

Приветствие

Деление на группы

3 мин.

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на сегодняшнем занятии.

Деление на группы, рассчитавшись на 1,2,3.

Психологический настрой

7 мин.

Тренинг «Познай себя».

Каждому участнику предлагается обвести свою ладонь и написать на каждом пальце какое-либо качество, присущее ему. Затем перевернуть лист и передать соседу справа. И так по кругу все участники группы должны написать те качества, которые по их мнению присущи тому, чья ладонь. Когда лист возвращается, то можно сравнить, есть ли совпадения.

-Есть ли совпадения?

-Как вы думаете, вы себя оценили объективно?

-Узнали вы о себе что-то новое?

Выходит, что мы где-то даем объективную оценку, а в чем-то переоцениваем себя или недооцениваем.

Просмотр видеоролика ( подведение к теме).

Слайд презентации темы и цели занятия.

7-8 мин

Участники просматривают видеоролик «Отметка и оценка». После чего определяют тему коучинга и обсуждают увиденное.

- Как видите, интервью брали у таких же учителей школ и учеников.

-Что вы думаете по поводу оценивания в школе на данный момент?

-Вы согласны с тем, что оценка и отметка не одно и то же?

-Устраивает ли вас традиционная система оценивания?(да или нет, почему?)

В анкетах вы отметили, что хотите познакомиться с современными способами оценивания. Сегодня на занятии я постараюсь в этом вам помочь.

Работа в группах. Исследование методики выставления оценок.

20 мин.

Каждой группе предлагается нарисовать ежа.

  1. Оценка коуча (традиционным способом).

  2. Самооценивание групп.

  3. Взаимооценивание групп.

  4. Оценивание по готовым критериям

Наполненность листа

Полный лист-3 балла

Заполнен на половину листа- 2 балла

Заполнен на треть листа- 1 балл

Цветовая гамма

Использование более 4 цветов- 3 балла

Использование 2-3 цвета-2 балла

Использование 1 цвета- 1 балл

Количество частей тела

Нарисовано более 5 частей тела-3 балла

Нарисовано 3-4 части тела-2 балла

Нарисовано 1-2 части тела- 1 балл


Сначала предлагается оценить работы по готовым критериям, а потом самим составить критерии для сравнения и определения эффективного варианта.

- Скажите, какие виды оценивания были применены?

После каждого вида оценивания проводится обсуждение в группах в целях выяснения положительных и отрицательных сторон данного вида оценивания. Коуч с помощью вопросов направляет участников к тому, чтобы в ходе исследовательской беседы был проведен сравнительный анализ между традиционным оцениваем и формативным оцениваем.

Участники отмечают выгодные стороны формативного оценивания.

Теоретический материал

5 мин.

Презентация: что такое оценивание, виды оценивания, цели оценивания, что дает формативное оценивание.

Теоретический материал в распечатанном виде раздается участникам для более полного восприятия.

Физминутка

3 мин.

Позитивный настрой на дальнейшую работу.

Просмотр ремикса

5 мин.

Просмотр ремикса «Как прекрасен этот мир!»

- То, что вы увидели, тоже формативное оценивание. Скажите, дает ли он позитив???

Цель данного этапа: натолкнуть участников на размышления о том, что формативное оценивание несет характер позитивного взгляда на происходящее. Ведь недаром формативное оценивание называют еще и позитивным оцениванием.

Рефлексия

5 мин.

Метод «Скажи мне три вещи»

- Что вы узнали нового об оценивании?

- Стимулирует ли формативное оценивание успешность обучения?

- Достиг ли своей цели коучинг?


Желаю всем успехов в применении формативного оценивания в своей практике!!!

Итоговая рефлексия

1 мин.

Прием «Светофор»

Участники показывают с помощью цветных индикаторов насколько раскрыта тема занятия.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Керимбекова Райхан Есалиевна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165346


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства